[лат. Cassianus; итал. Cassiano] (IV в. (?)), мч. (пам. зап. 13 авг.), пострадал в г. Форум Корнелия (ныне Имола, Италия). Сведения о К. приведены Пруденцием в поэме из цикла «О венцах мучеников» (нач. V в.; Prudent. Perist. 9). По пути в Рим поэт остановился в г. Форум Корнелия и посетил место захоронения К. Над гробницей было помещено изображение мученика, которого мальчики пронзали стилосами (заостренные стержни для письма на вощеных табличках). Сторож гробницы объяснил поэту, что К. преподавал чтение и письмо в начальной школе (magister litterarum), и ученики не любили его за строгость и придирчивость. Когда начались преследования христиан, К. отказался поклоняться языческим богам, был схвачен и приведен к судье, к-рый отдал его для расправы ученикам, чтобы они отомстили наставнику за строгие наказания. Дети кололи мученика стилосами, пока он не истек кровью.
Достоверность сведений Пруденция о К. остается дискуссионной. Несмотря на упоминание поэта о «книгах», в к-рых было записано сказание о К. (historiam pictura refert, quae tradita libris), составители позднейших агиографических текстов о мученике опирались только на сведения Пруденция. Высказывались предположения, что К. мог пострадать при имп. Диоклетиане (после 303) (Bless-Grabher. 1978. S. 63-64) или при имп. Юлиане Отступнике, запретившем христианам заниматься преподаванием (362; Iuliani Ep. 36 // The Works of the Emperor Julian / Transl. W. C. Wright. L., 1923. Vol. 3. P. 116-123). Вид казни, на которую осудили К., не был предусмотрен рим. законодательством и не находит параллелей в судебной практике Римской империи. Ф. Ланцони допускал возможность внесудебной расправы, но др. исследователи склонны полагать, что сказание о К. является свободной интерпретацией Пруденцием сюжета росписи или картины над могилой мученика. Отмечено, что 9-я поэма сб. «О венцах мучеников» вместе с поэмами 10 (об апостолах Петре и Павле) и 11 (о мч. Ипполите) составляет триптих, посвященный путешествию Пруденция в Рим. В 11-й поэме также описывается помещенное над гробницей святого изображение мученической гибели: мч. Ипполит, как и К., погиб необычным образом (был разорван на части лошадьми). Поминовение К. и Ипполита совершалось в один день, 13 авг. (Fux. 2003. P. 56-57). По мнению Ланцони, Пруденций подменил местное предание о гибели К. вымышленной историей. На возможный образец для этой истории (наказание рим. полководцем Камиллом учителя из г. Фалерии, предавшего учеников,- Liv. Ab urbe cond. V 27. 9) впервые указал католич. полемист Г. Витцель, к-рый, однако, отрицал связь истории, приведенной Титом Ливием, со сказанием о К. (Wicelius G. Chorus Sanctorum Omnium: Zwei Bücher Historien Aller Heiligen Gottes. Cöln, 1563. S. 474-476).
После исследования мощей К. (2003) наиболее вероятной причиной смерти названы проникающие ранения головы, нанесенные острыми предметами разного диаметра (не менее 2 отверстий в черепе). По мнению экспертов, занесенная инфекция вызвала менингеальную реакцию, в результате чего К. умер примерно через месяц (Facchini F., Fulcheri E., Belcastro M. G. Esame antropologico dei reperti attribuiti a S. Cassiano (Imola) // Divo Cassiano. 2004). В связи с полученными данными нек-рые исследователи склоняются к признанию достоверности сведений, приведенных Пруденцием (Briguglio F. Il martirio di S. Cassiano: Considerazioni giuridiche sulla sua condanna // Ibid. P. 141-152).
Почитание К. прослеживается с 1-й пол. V в. К этому времени, согласно Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшену, относится составление «италийской» редакции Иеронимова мартиролога, где память К. указана 11 и 13 авг. Вероятно, в V в. была построена базилика мч. К. на территории позднеантичного некрополя в зап. пригороде Форума Корнелия (мест. Вилла-Клелия). Во 2-й пол. VI в. базилику окружили крепостной стеной со рвом, впосл. на этом месте был сооружен замок Сан-Кассиано (Gelichi. 1988; Divo Cassiano. 2004. P. 34-36).
По свидетельству Агнелла Равеннского, К. особенно почитал св. Петр Хрисолог, еп. Равеннский (ок. 431-450), к-рый был сыном Корнелия, еп. г. Форум Корнелия. Перед смертью Петр Хрисолог посетил базилику мч. К. и щедро одарил храм; впосл. был там похоронен (Агнелл ошибочно относит эти сведения к еп. Петру II - Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis. 2006. P. 208, 215-218). В речи Тицинского (Павийского) еп. Эннодия (514-521) упоминается об освящении ц. во имя Иоанна Крестителя и мучеников Антонина и К. (MGH. AA. T. 7. P. 219-220). Предположительно к V в. относится посвящение святым Ипполиту и К. капеллы при базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо Маджоре) в г. Медиолан (ныне Милан) (см.: Savio. Lombardia. Pt. 1: Milano. P. 200; Kinney D. The Evidence for the Dating of S. Lorenzo in Milan // J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1972. Vol. 31. P. 95). Почитание К. засвидетельствовано в Риме, где папа Симмах (498-514) освятил во имя мученика алтарь в храме св. Андрея на Ватиканском холме (LP. T. 1. P. 261; Inscriptiones Christianae Urbis Romae / Ed. G. B. De Rossi. R., 1888. T. 2. P. 224; см.: Alchermes J. D. Petrine Politics: Pope Symmachus and the Rotunda of St. Andrew at Old St. Peter's // The Catholic Historical Review. Wash., 1995. Vol. 81. P. 1-40). К понтификату Льва III (795-816) относятся сведения о мон-ре мч. К., находившемся близ базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) (LP. T. 2. P. 23). Древнейшие изображения К. (в виде седого человека с небольшой бородой) сохранились среди мозаик храмов Равенны - единоличное в одном из медальонов на своде капеллы архиепископского дворца (кон. V в.) и в составе процессии мучеников на юж. стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.).
На распространение почитания К. повлияла широкая известность сочинения Пруденция. Не позднее нач. VIII в. скорее всего в Сев. Италии было составлено Мученичество К.- прозаическая переработка поэмы Пруденция (BHL, N 1626; CPL, N 2060; см.: Bless-Grabher. 1978. S. 75-77). К повествованию Пруденция восходят краткие сказания о К. в сочинении Григория Турского «О славе мучеников» и в поэме Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также гомилия св. Петра Дамиани. Беда Достопочтенный внес память К. в составленный им мартиролог, опираясь на прозаическое Мученичество (Quentin. 1908. P. 68). Поминовение К. указано в «исторических» мартирологах IX в. Ок. 920 г. франк. агиограф и муз. теоретик Хукбальд составил пространное Мученичество К., источником для к-рого послужила поэма Пруденция (изд.: Dolbeau. 1977).
Особое почитание мученика сложилось в еп-стве Сабиона (нем. Зебен, обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия); из грамоты кор. Людовика Немецкого (845) известно о посвящении К. кафедрального собора (Die Urkunden der deutschen Karolinger. B., 1934. Bd. 1 / Bearb. P. Kehr. S. 66-67. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 1)). При еп. Альбуине (до 977-1005/06) резиденцию перенесли в Бриксен (ныне Брессаноне), где кафедральный собор был освящен во имя К. и св. Ингенуина. С XII в. поминовение К. как покровителя еп-ства фиксируется в местных богослужебных книгах (Baur J. Die Spendung der Taufe in der Brixner Diözese in der Zeit vor dem Tridentinum. Innsbruck, 1938. S. 4, 8, 142). Вероятно, к XII в. относится создание Жития и Деяний св. епископов К., Ингенуина и Альбуина (BHL, N 1627), в к-ром изложено предание об основании Сабионского еп-ства. Согласно Житию, К. был 1-м проповедником христианства в обл. Норик и основателем еп-ства. Во время гонения на христиан его изгнали в г. Форум Корнелия, где он стал школьным учителем и впосл. принял мученическую смерть.
В более поздних агиографических произведениях о К. предание, восходящее к Пруденцию, смешивалось с бриксенским преданием. В кратких сказаниях доминиканца Варфоломея Трентского († ок. 1250) и еп. Петра Наталиса († не позднее 1406) упоминается, что К. был 1-м епископом Сабионы-Бриксена, но основная часть повествования следует изложению Пруденция (Reschius. 1760. P. 95-96; Petr. Natal. CatSS. 1543. Fol. 139v). Бриксенское предание стало известно в Имоле не позднее нач. XIII в. Тогда было составлено Мученичество К. (BHL, N 1635e), в к-ром святой прославляется одновременно как 1-й епископ Сабионы-Бриксена и как покровитель Имолы. Оба предания легли в основу Мученичества К., написанного в 1282 г. Иаковом из Варацце по просьбе Синибальдо де Милотти, еп. Имолы, благодаря которому в литературе утвердилось представление о К. как о епископе-мученике (BHL, N 1635b-c; изд.: Bless-Grabher. 1978. S. 190-198; см.: Lanzoni. 1925. P. 34-44; Delehaye. 1966. P. 290).
В средние века центром почитания К. стал замок Сан-Кассиано в предместье г. Имолы, где находились кафедральный собор, резиденции епископа и соборных каноников. Во время конфликта епископа, занимавшего сторону гвельфов, с горожанами, среди к-рых преобладали гибеллины, замок был разрушен по указанию имп. Фридриха I Барбароссы (1175). В 1187 г. еп. Генрих заключил договор с консулами и руководителями коммуны о перенесении епископской резиденции внутрь городских стен (Gaddoni S., Zaccherini G. Chartularium Imolense. Imolae, 1912. Vol. 2: Archiva minora. P. 357-359). В центре города началось строительство кафедрального собора во имя К.; в 1271 г. собор освящен еп. Синибальдо де Милотти. В наст. время мощи К. находятся в крипте собора, в барочной мраморной гробнице работы болонского скульптора Дж. М. Маццы (между 1698 и 1704). В ризнице хранится серебряный реликварий XIV в. с рукой мученика. Часть мощей К., а также фрагменты колонны, к-рая по преданию была обагрена кровью мученика, находятся в соборе Вознесения Богоматери и св. К. в г. Брессаноне.
В средние века К. почитали во мн. городах Италии, а также в Тироле и Баварии. Согласно Гоффредо да Буссеро, в кон. XIII в. в Миланском архиеп-стве 13 церквей были освящены во имя К. (Liber notitiae sanctorum Mediolani / Ed. M. Magistretti, U. Monneret de Villard. Mil., 1917. P. 88-90). В наст. время К. почитается как покровитель еп-ства Имола, архиеп-ства Феррара и Комаккьо и еп-ства Больцано и Брессаноне.