[лат. Carlomannus] († 17.08.754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии (742-747), впосл. монах Кассинского монастыря (см. Монте-Кассино). Сын Карла Мартелла, майордома Франкского гос-ва (719-741), и Хротруды (Ротруды), род. между 706 и 716 гг. О жизни К. до кончины Карла Мартелла († 22 окт. 741) сведений нет. Карл имел 3 законных сыновей - К., Пипина Короткого (от Хротруды) и Грифона (от 2-й жены Сванахильды (Суннихильды)). Сразу после смерти короля началась борьба между наследниками. К. и Пипин объединились, чтобы отстранить от власти Грифона, к-рому отец, вероятно, выделил область в центре гос-ва. Грифон укрылся в г. Лавдун (ныне Лан), но после осады города сдался и был взят под стражу (Annales Regni Francorum. 1895. P. 3). Его мать Сванахильда была отправлена в монастырь. Вероятно, в 741 г. К. и Пипин организовали убийство своего двоюродного брата Теодобальда (Теодоальда), некогда отстраненного от власти Карлом Мартеллом. Сведения источников о разделе Франкского государства между Пипином и К. противоречивы. По одной версии, раздел произвел Карл Мартелл незадолго до смерти (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 31), по другой - договор о разделе был заключен братьями в 742 г., во время похода в Аквитанию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Пипин получил Нейстрию и Бургундию, К.- Австразию, Алеманнию и Тюрингию, носил титул «dux et princeps Francorum».
Воспользовавшись смертью Карла Мартелла и распрей между его наследниками, фактически независимые правители Аквитании, Алеманнии и Баварии объединили усилия в попытке свергнуть власть франкских майордомов из рода Пипинидов. В 742-746 гг. К. и Пипин вели военные действия против мятежников. В 743 и 744 гг. они воевали в Саксонии, где был схвачен вождь саксов Теодорих. Согласно Старшим Мецским анналам, К. принуждал взятых в плен саксов принять христианство (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 36). В Баварии К. и Пипин захватили некоего пресв. Сергия, посланника папы Римского Захарии (741-752), который от имени папы пытался предотвратить войну между франками и баварами (Ibid. P. 34-35). В 746 г., после решающего сражения, К. покорил алеманнов. Неск. тыс. чел. были казнены, возможно, почти вся алеманнская знать (т. н. резня в Каннштатте - Annales Mettenses Priores. 1905. P. 37; Annales Petaviani. 1826. P. 11; см.: Reuter T. Germany in the Early Middle Ages, 800-1056. L.; N. Y., 1991. P. 59-60).
К. и Пипину удалось устранить Грифона и с большими усилиями одержать победу над противниками. Для того чтобы укрепить положение майордомов и обеспечить поддержку знати, на королевский трон, пустовавший с 737 г., был возведен кор. Хильдерик III (743-751), ставший последним франк. королем из династии Меровингов.
К. уделял особое внимание церковным делам. На это время приходится деятельность св. Бонифация, папского легата и архиеп. Германии, на вост. рубежах Австразии. Бонифаций был занят проповедью христианства среди германцев, а также оформлением церковной организации в Баварии и на вост. границе Франкского государства. Он стремился провести церковную реформу в королевстве франков, но при Карле Мартелле у него не было такой возможности. В отличие от отца К. оказал Бонифацию полную поддержку. В самом начале его правления Бонифаций основал в Германии 3 епископские кафедры - в Вюрцбурге, где епископом стал св. Бурхард, в Бюрабурге (близ совр. Фрицлара), куда был назначен Витта, и в Эрфурте (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 50). На землях, подаренных К., Бонифаций основал мон-рь Фульда (Ibid. N 86; см.: Raaijmakers J. The Making of the Monastic Community of Fulda, c. 744 - c. 900. Camb.; N. Y., 2012. P. 30-32).
Следующий Собор открылся 1 марта 743 или 744 г. в Лифтинах (ныне Эстин, Бельгия). Количество и имена участников неизвестны; кроме епископов присутствовали пресвитеры и диаконы, а также должностные лица («комиты и префекты»). Принятые решения (о дисциплине духовенства, о браке, о запрещении языческих обычаев и т. д.) частично повторяли постановления Германского Собора. Одним из актуальных вопросов было возвращение церковных земель. Собор постановил, что земли, захваченные мирянами, могут оставаться в их распоряжении при условии ежегодных выплат законному владельцу - епископской кафедре, мон-рю и т. д. Это решение обосновывалось военными нуждами, к-рые удовлетворялись за счет доходов с церковных земель. Лифтинские постановления приложены к решениям Германского Собора в изданном К. капитулярии (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 6-7).
Участники обоих Соборов поддержали св. Бонифация, к-рый считал, что Церковь в королевстве франков находилась в упадке. Исправление нравов духовенства и восстановление канонических порядков было насущной необходимостью, т. к. неудовлетворительное положение Церкви в обществе препятствовало спасению христ. народа - жителей гос-ва франков. Участники Германского Собора настаивали на ежегодном проведении Соборов, чтобы «возрождать канонические постановления, восстанавливать церковные права и исправлять христианское благочестие» (ut... canonum decreta et ecclesiae iura restaurentur et religio christiana emendetur). На Соборе в Лифтинах епископы, «принимая каноны древних отцов», говорили о необходимости «нравами, учением и служением восстановить церковные права». Формулировки соборных постановлений впосл. станут характерными для каролингских церковных реформаторов.
После Собора в Лифтинах св. Бонифаций при поддержке К. и Пипина попытался ввести практику получения митрополитами паллия от папы Римского, т. е. митрополиты должны были стать архиепископами, ответственными непосредственно перед Папским престолом. По просьбе Бонифация и обоих майордомов папа Захария выслал паллии для епископов Гримона Ротомагского (Руанского), Авеля Ремского (Реймсского) и Хартберта Сенонского (Сансского). Однако по неизвестным причинам Бонифаций счел возможным вручить паллий только еп. Гримону, что вызвало неудовольствие папы (744 - Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. P. 57-58). Попытка создать в гос-ве франков систему архиеп-ств, подчиненных Папскому престолу, фактически провалилась.
Пипин Короткий последовал примеру К., созвав Собор в Свессионе (ныне Суасон; 2 марта 744), в котором приняли участие 23 епископа из Нейстрии, а также клирики и представители знати (optimates). Как и участники австразийских Соборов, епископы Нейстрии заявили о необходимости следовать «каноническим постановлениям... святых, принятым ими на своих синодах, о том, как восстановить Божий закон и церковные уставы». Свессионские постановления в основном повторяли решения австразийских Соборов, но в них также содержались указания о системе церковного управления. Все епископы должны были быть законно (legitimus) избраны и рукоположены (это не всегда соблюдалось в предшествующие десятилетия), во главе церковных иерархов Нейстрии были поставлены Авель Ремский и Хартберт Сенонский, названные в соборных постановлениях архиепископами. Кроме того, участники Собора осудили за ересь странствующего проповедника Адальберта (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 33-36; Willibaldus. Vita Bonifatii. 7 // Vitae S. Bonifatii. 1905. P. 40-41). В 745 г. Адальберт и ирл. еп. Климент были осуждены на Соборе в Риме (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 59). Об этом папа Захария извещал Бонифация в посланиях, написанных в окт. 745 г. Папа обратился к обоим майордомам с призывом помогать Бонифацию и хранить единство Церкви. В посланиях упоминается о низложении Майнцского еп. Гевилиоба, совершившего кровную месть, и о просьбе франков (вероятно, К. как майордома Австразии) назначить Бонифация на Кёльнскую кафедру (Ibid. N 60-61). Однако Бонифаций получил не Кёльнскую, а Майнцскую кафедру, к-рую он занял не позднее 748 г.
На Соборах, проведенных св. Бонифацием в Австразии и Нейстрии при поддержке К. и Пипина, были впервые озвучены принципы церковной политики династии Каролингов. Первоначально франкские епископы не поддержали реформу, представленную как «восстановление» (restauratio, recuperatio) канонического устройства Церкви и «исправление» (emendatio) нравов и христ. благочестия ради спасения народа франков. Однако Бонифацию удалось воспользоваться поддержкой светской власти. Помощь, оказанную ему К., высоко оценивал пресв. Виллибальд, автор Жития св. Бонифация. Согласно Виллибальду, на Соборах, проведенных при участии К., «были утверждены заветы христианской религии» и «исправлены постановления православных отцов» (Willibaldus. Vita Bonifatii. 7-8 // Vitae S. Bonifatii. 1905. P. 39-44). Об этом говорится и в более поздних житиях святого (напр., у Отлоха Санкт-Эммерамского (XI в.), где приведен также текст постановлений Германского Собора - Otloh. Vita Bonifatii. I 35-37; II 16-18 // Ibid. P. 148-152, 202-204).
Сохранилась жалованная грамота аббатствам Ставло и Мальмеди, изданная К. от имени кор. Хильдерика III (Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. N 192). Известно ок. 10 утраченных грамот К., в т. ч. мон-рю Лобб (упом. в «Деяниях лоббских аббатов» Фолькуина - MGH. SS. T. 4. P. 58) и аббатству св. Медарда в Свессионе (Dierkens. 1984).
В 747 г. К. отрекся от власти, намереваясь стать клириком, и отправился в Рим. Это событие привлекало внимание как каролингских хронистов, так и совр. исследователей. По мнению большинства ученых, отречение К. было добровольным, хотя некоторые факты указывают на то, что к 747 г. положение майордома могло стать непрочным. В самом раннем источнике, «Продолжении Хроники Фредегария», об отречении К. сообщается так: «Карломан, возгоревшись неугасимым благочестием, поручил королевство вместе с сыном Дрогоном своему брату Пипину и явился в Рим, к порогу блаженных апостолов Петра и Павла, чтобы пребывать в монашеском чине» (ob monachyrio ordine perseueraturus aduenit - MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 181). О дальнейшей судьбе К. в источнике не говорится. В более поздних источниках (Старшие Мецские, Муасакские, Большие Санкт-Галленские анналы) подчеркивается, что решение К. было принято по доброй воле и из благочестивых побуждений. В Анналах королевства франков под 745 г. сообщается: «Тогда Карломан поведал брату своему Пипину, что желает оставить этот мир. В этом году не совершались никакие военные действия, потому что оба они готовились: Карломан - в дорогу, а Пипин - торжественно провожать брата с дарами». В др. версии (т. н. Анналы Эйнхарда) утверждается, что К. давно замышлял оставить власть и «служить Богу в монашеском образе» (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Однако Эйнгард в «Жизни Карла Великого» писал, что К. отрекся «неизвестно по какой причине, но, по-видимому, охваченный любовью к созерцательной жизни» (Einhardi Vita Karoli Magni. 2). В большинстве источников сообщается, что К. пожелал стать монахом, но из других известно лишь о принятии им тонзуры (напр., в Больших Санкт-Галленских анналах - MGH. SS. T. 1. P. 74). В современной событиям биографии папы Римского Захарии в Liber Pontificalis утверждается, что К. по прибытии в Рим принял тонзуру и лишь впосл. удалился в мон-рь, принеся монашеские обеты (LP. T. 1. P. 433).
Нек-рые исследователи сопоставляли отречение К. с действиями кор. лангобардов Ратхиса (744-749), который также отказался от власти и удалился в мон-рь, и приписывали это влиянию Бонифация и др. англосакс. миссионеров (Krüger. 1973). В Анналах Пето приведена др. версия событий: К. удалился в мон-рь, потому что испытывал раскаяние в том, что казнил алеманнов (MGH. SS. T. 1. P. 11). Если эти сведения достоверны, на решение К. могло повлиять недовольство его приближенных расправой над алеманнской знатью. Предполагаемое ослабление позиций К. в гос-ве франков могло быть связано и с браком (744) Пипина Короткого и Бертрады, дочери Хериберта, комита (графа) г. Лавдун, располагавшего обширными земельными владениями в Австразии. Этот брак позволил Пипину занять более прочное положение, чем К. По предположению некоторых исследователей, К., отправляясь в Рим, не имел намерения остаться там и стать монахом, но его задержал папа, действовавший по просьбе Пипина (см.: Werner K. F. Das Geburtsdatum Karls das Grossen // Francia. 1973. Bd. 1. S. 156; Riesenberger. 1970; Enright M. J. Iona, Tara, and Soissons. B.; N. Y., 1985. P. 92-93; Fouracre. 2005. P. 16-17). Согласно М. де Йонг, каролингские авторы, хорошо знакомые с обычаем удалять политических противников в монастырь, сомневались в свободе выбора К. Чтобы снять возможные подозрения с Пипина Короткого, они специально подчеркивали благочестие К. и его искреннее желание стать монахом (Jong. 2001. P. 324-325).
После того как К. покинул королевство франков и отправился в Италию, Пипин освободил своего единокровного брата Грифона, содержавшегося в заключении после смерти Карла Мартелла. Грифон получил от Пипина комитат (графство), но вскоре бежал в Баварию, где нашел убежище у родственника, герц. Одилона. Сыновья К. остались под опекой Пипина, возможно, как его будущие наследники, но их положение изменилось после рождения у Пипина сына, Карла Великого (747/8). Существуют данные, что Дрогон, старший сын К., попытался занять должность майордома Австразии. Когда Пипин Короткий созвал Собор (вероятно, имеется в виду Собор 748 г. в Дюрене), Дрогон объявил, что проведет отдельный Собор епископов Австразии. Известно о колебаниях св. Бонифация относительно того, на каком Соборе ему следует присутствовать (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 79). Возможно, Дрогону удалось сохранить контроль над всей Австразией или ее частью до 751 г., когда Пипин стал королем франков.
В 747 г. К. со свитой прибыл в Рим и принял тонзуру от папы Захарии. В Liber Pontificalis сообщается, что К., «оставив славу нынешней жизни и земное могущество, с благоговением (deuotus) прибыл к блаженному Петру, предводителю апостолов, с некоторыми из своих верных». Согласно большинству источников, К. остановился в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте). В Анналах королевства франков ему приписывается основание мон-ря св. Сильвестра на этой горе (Annales Regni Francorum. 1895. P. 6-7; Folcuini Gesta abbatum Lobiensium. 6 // MGH. SS. T. 4. P. 58), что не подтверждается др. источниками. Как указано в послании папы Павла I Пипину Короткому (761 или 762), К. получил Сорактский мон-рь от папы Захарии. Дарение было аннулировано в связи со смертью К., и папа передал мон-рь Пипину (MGH. Epp. T. 3. P. 526-527). Также об этом говорится в хронике Бенедикта Сорактского, где основание церкви и мон-ря св. Сильвестра приписывается папе Дамасу I (Benedicti Sancti Andreae monachi Chronicon // MGH. SS. T. 3. P. 697, 704). Согласно Эйнгарду, знатные франк. паломники, направляясь в Рим, посещали К., «словно своего господина» (uelut dominum quondam suum). Поэтому К. удалился в Кассинский мон-рь, где провел остаток жизни в монашеских подвигах (ibi quod reliquum erat temporalis uitae religiose conuersando conpleuit) (см. также: Pauli continuatio tertia. 21 // MGH. Scr. Lang. P. 208).
Однако в ряде источников нет упоминаний о пребывании К. в Сорактском мон-ре, сообщается лишь о том, что из Рима он отправился в Кассинский мон-рь. Так, согласно Liber Pontificalis, он дал обет пребывать в Кассинском мон-ре до конца жизни (in quo et suam finiri uitam iure professus est iurando - LP. T. 1. P. 433, 448). В Муасакских анналах сообщается, что К. по совету папы Захарии прибыл в Кассинский мон-рь к аббату Оптату и принес обеты (obedientiam regularem... promittens, monachicam professionem spopondit) (MGH. SS. T. 1. P. 292). О том, что К. принес монашеские обеты и «монашеский образ» в Кассинском аббатстве, говорится в Анналах королевства франков (et ibi monachus effectus est), в Анналах Эйнгарда (monachicum habitum suscepit - Annales Regni Francorum. 1895. P. 6-7) и в более поздней хронике аббатства Монте-Кассино (Chronica monasterii Casinensis. I 7), составители к-рой опирались на Liber Pontificalis.
Регинон Прюмский († 915) передает легендарную историю о том, как К. жил в Риме, в построенном им мон-ре. Он пользовался всеобщим уважением, ему воздавали царские почести. Тяготясь этим, К. с одним спутником бежал ночью в Кассинский мон-рь. Прибыв в обитель, он не открыл свое имя, но бросился к ногам настоятеля, называя себя человекоубийцей и тяжким грешником. На вопрос настоятеля К. ответил, что пришел из страны франков для покаяния. Его поместили в келью для новициев, чтобы испытать, т. к. он происходил из «невежественного варварского народа». Когда К. исполнял обязанности дежурного по кухне, повар дал ему оплеуху за нерасторопность. Потом К. оплошал при раздаче пищи, и повар снова ударил его. Когда К. получил оплеуху в 3-й раз, его спутник, увидев, что низкий человек безнаказанно избивает знатного господина, вспылил и ударил повара. Монахи разозлились, что чужестранец, из милости принятый в мон-рь, позволяет себе такие вещи, и посадили его в темницу. На след. день его поставили перед братией и спросили, почему он поднял руку на брата. Тогда К. был вынужден открыть свое имя и происхождение (Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon. 1890. P. 41-43).
В хронике аббатства Монте-Кассино (XI-XII вв.) утверждается, что К. вел чрезвычайно строгий образ жизни. Желая испытать его, аббат велел ему пасти овец. Однажды на него напали разбойники, но К. не позволил им забрать овец. Тогда разбойники сняли с него одежду и ушли, но К. успел отнять у них свои штаны (femoralia). Когда он вернулся в мон-рь, аббат отругал его, но К. не стал спорить с ним и просил о прощении. Тогда аббат дал ему новую одежду и вновь отправил пасти овец. В другой раз, возвращаясь с пастбища со стадом, К. увидел, что одна больная овечка стала хромать. Чтобы вернуться в мон-рь в положенное время, он нес овечку на плечах и перед воротами обители увидел, что она его испачкала. Тем не менее К. смирился и, презрев свое мирское достоинство, донес овечку до овчарни. Узнав об этом, аббат удивился кротости К. и поручил ему возделывать сад (Chronica monasterii Casinensis. I 7).
Пребывая в Кассинском мон-ре, К. принимал участие в жизни королевства франков. Из послания папы Захарии франк. епископам и всему духовенству, написанного в 750 или 751 г., известно, что аббат Оптат и «Карломан, возлюбленный Богом монах» попытались помирить Пипина и Грифона. Понтифик призвал франк. духовенство способствовать примирению, а также вернуть в Италию мощи прп. Венедикта Нурсийского, вывезенные в мон-рь Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) (MGH. Epp. T. 3. P. 467-468). К этому времени относится письмо св. Бонифация к Оптату с предложением установить взаимное поминовение монахов Кассинского мон-ря и аббатства Фульда (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 106). По мнению нек-рых исследователей, вокруг К. сосредоточились франки, недовольные политикой Пипина Короткого, прежде всего сотрудничеством с Папским престолом и отказом от традиц. для франков союза с лангобардами. Не исключено, что отношения с К. поддерживал Ратхис, король лангобардов, к-рый опасался вторжения франков для защиты Римского дуката (Riesenberger. 1970). К. мог быть недоволен тем, что в 751 г. Пипин стал королем франков, что означало отстранение от власти Дрогона (Wood. 1994. P. 290-291).
Папа Стефан II (752-757), вступив в конфликт с кор. лангобардов Айстульфом (749-756), рассчитывал на военную помощь Пипина Короткого. С целью заручиться его поддержкой папа посетил гос-во франков (753-754), где повторно короновал Пипина и его сыновей, Карла Великого и Карломана. По инициативе кор. Айстульфа К. отправился вслед за понтификом, чтобы убедить брата не нарушать мир с лангобардами. Его сопровождали монахи Кассинского аббатства. К. мог действовать в согласии с представителями франкской знати, которые были недовольны политикой Пипина. Не исключено, что он пытался поддержать лишенного власти сына Дрогона. Пипин велел задержать брата во Вьенне, а сам повел войско в Италию. Одновременно он приказал убить Грифона, к-рый пытался заручиться поддержкой лангобардов, и заставил сыновей К. принять тонзуру (MGH. SS. T. 1. P. 11, 28). Находясь во Вьенне, вероятно, под присмотром королевы Бертрады, К. заболел и умер.
Путешествие К. к Пипину оценивалось в офиц. источниках крайне негативно, т. к. его целью было сорвать соглашение между франками и Папским престолом, к-рому обе стороны придавали огромное значение. В жизнеописании Стефана II в Liber Pontificalis говорится, что кор. Айстульф «призвал диавольскими уговорами» К. из монастыря и отправил его к франкам для противодействия папе. Однако Пипин сделал правильный выбор и с согласия понтифика поместил К. в один из франкских монастырей, т. к. тот «дал Богу обет вести монашескую жизнь». В Мецских анналах и в Анналах королевства франков утверждается, что К. отправился к Пипину против воли, т. к. не мог ослушаться аббата, действовавшего по указанию короля лангобардов. Он прибыл к франкам уже больным и скончался вскоре после ухода Пипина с войском в Италию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 10-13). Согласно Фульдским анналам, К. не успел встретиться с Пипином и умер по дороге, в Лугдуне (ныне Лион) (Annales Fuldenses. 1891. P. 6; Annales Sithienses // MGH. SS. T. 13. P. 35). В более поздних источниках сообщается, что целью поездки К. было возвращение в Кассинский мон-рь мощей прп. Венедикта (Ademari Historiae. I 57 // MGH. SS. T. 4. P. 114; см. также: ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 116; Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. Camb.; N. Y., 1990. P. 142-143), или же говорится, что Айстульф попросил его обсудить с Пипином некие дела гос. важности (pro quibusdam rei publicae suae utilitatibus... ire rogatus - Chronica monasterii Casinensis. I 7).
В дарственной грамоте 766 г. Фульраду, аббату мон-ря св. Дионисия, Пипин Короткий повелевал монахам молиться за «брата нашего доброй памяти Карломана» и за свое потомство (Die Urkunden der Karolinger. Hannover, 1906. Bd. 1. S. 31-32. (MGH; Dipl. Kar.)).
Монахи, прибывшие вместе с К., были задержаны франками. Весной 757 г. по настоянию кассинского аббата Оптата папа Стефан II просил Пипина отпустить их в Италию (MGH. Epp. T. 3. P. 507). В Анналах королевства франков говорится, что Пипин велел вернуть останки брата в Кассинский монастырь (Annales Regni Francorum. 1895. P. 12-13). Согласно позднему монте-кассинскому преданию, тело К. было привезено в золотом гробу, украшенном драгоценными камнями (Pauli continuatio Casinensis. 4 // MGH. Scr. Lang. P. 199; Chronica monasterii Casinensis. I 7; Petrus Diaconus. De ortu et obitu iustorum coenobii Casinensis. 23 // PL. 173. Col. 1080).
Образ К.- могущественного повелителя франков, ставшего монахом и подвижником, занимал важное место в монте-кассинской историографии IX-XI вв. (Pohl. 2001. P. 364-365). Сходство имен К. и Карла Великого привело к путанице, в текстах из Монте-Кассино майордом именовался Karlomagnus (Pauli continuatio Casinensis. 4 // MGH. Scr. Lang. P. 199), Carolusmagnis (Ibid. P. 492), в хронике аббатства Монте-Кассино - Karolus Magnus. В хронике говорится о «Карломане, благочестивейшем и непобедимом императоре, римском патриции», к-рый удалился в Монте-Кассино и был похоронен в храме аббатства (sanctissimi et inuictissimi imperatoris et Romani patricii, cuius uicem tametsi indigni accepimus - Chronica monasterii Casinensis. IV 108).
В календарях VIII-IX вв. из аббатства Монте-Кассино (Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino / Hrsg. E. A. Loew. Münch., 1908) память К. не указана, в источниках XI-XII вв. о его почитании не упоминается. Память К. 17 авг. включена в издание Мартиролога Узуарда, подготовленное Ж. де ла Молем (Иоанном Моланом - Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia ac permultae aliae utuntur / Opera Ioannis Molani. Lovanii, 1568), а также в «Общий перечень святых, отсутствующих в Римском Мартирологе» Ф. Феррари.
В 1628 г., во время перестройки хора базилики аббатства Монте-Кассино, были обретены мощи К. (ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 117-118; Amico. 1726. P. 591; Caravita A. I codici e le arti a Monte Cassino. Monte Cassino, 1870. Vol. 3. P. 273-282). Впосл. мощи К. вместе с мощами св. аббатов Константина и Симплиция были положены под главный алтарь базилики, в 1732 г. они были освидетельствованы (Tosti L. Della vita di S. Benedetto. Montecassino, 1892. P. 359-368). В бенедиктинском мартирологе, подготовленном Ю. Менаром, наряду с поминовением К. 17 авг. была указана память обретения его мощей 29 марта (Menard H. Martyrologium Sanctorum ordinis divi Benedicti. P., 1629. P. 27, 70). Эти дни памяти К. указаны также Ж. Мабильоном (ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 117). Согласно Б. М. Амико, поминовение К. совершалось 4 дек. В мартирологе, изданном Б. Керле, под этой датой значится память перенесения мощей прп. Венедикта Нурсийского и св. Схоластики из Франции в Монте-Кассино, к-рое якобы состоялось по инициативе К. (Cherle B. Martyrologium Benedictinum, das ist Clösterlicher benedittiner Kirchencalendar. Augsburg, 1714. S. 536).
В базилике аббатства Монте-Кассино существовала капелла во имя К., в которой находились росписи Я. Амигони (1675-1752) на сюжеты из жизни святого (утрачены после разрушения зданий аббатства в 1944) (Caravita. I codici e le arti a Monte Cassino. Vol. 3. Р. 369-371, 453-454, 469-470).