[нем. Kargel] Иван Вениаминович (1849 - 23.11.1937, г. Лебедин Харьковской обл., ныне Сумской обл., Украина), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов (см. ст. Баптисты) в Российской империи. Род. в нем. семье на территории совр. Грузии, затем семья переехала в Германию (1851), где К. получил профессионально-техническое образование. В 1867 г. К. с семьей оказался в Великобритании, но вскоре вернулся в Россию и начал работать инженером-механиком. После возвращения К. стал членом баптистской общины г. Тифлиса и в 1869 г. принял водное крещение от Н. И. Воронина. В 1872 г. по рекомендации И. Г. Онкена прослушал курс для миссионеров в баптистской семинарии в Гамбурге. С 1873 г. служил пастором в общине немецких баптистов в с. Сорочине (ныне Украина). С 1875 по 1880 г. был пастором в нем. баптистской общине С.-Петербурга, а также часто приглашался для чтения проповедей евангельскими христианами из общины В. А. Пашкова, к-рого впосл. называл своим духовным отцом. В общине пашковцев К. познакомился с буд. супругой.
К. стал также одним из основоположников баптизма в Болгарии, куда он отправился по просьбе Пашкова. С 1880 по 1884 г. К. организовал и окормлял общину в г. Русе. В апр. 1884 г. был участником объединительного съезда баптистов, евангельских христиан и братских меннонитов в С.-Петербурге, а затем (30 апр.- 1 мая) - I съезда баптистов в с. Нововасильевка Бердянского у. Таврической губ. В 1886 г. К. был избран заместителем главы Русского баптистского союза Д. И. Мазаева, сменившего на этом посту И. Вилера. После высылки из России Пашкова и М. М. Корфа К., работавший в этот период с баптистскими общинами Финляндии и Эстляндии, стал окормлять группу, собиравшуюся в С.-Петербурге в доме кнг. Н. Ф. Ливен, где он поселился вместе с женой и дочерьми (1887). В 1889-1891 гг. К. вместе с Ф. В. Бедекером, к-рый представлял англ. тюремную миссию, проехал от С.-Петербурга через Минусинск до Сахалина, посещая тюрьмы, проповедуя и раздавая Евангелия. Считается, что было роздано не менее 12 тыс. экз. Евангелия, а проповеди прослушали ок. 40 тыс. чел.
В 1903 г. К. принял участие в Европейской конференции баптистов в Берлине, а в 1905 г.- в Первом Всемирном конгрессе баптистов в Лондоне. Однако религ. политическая деятельность его не привлекала, и он отдавал предпочтение пасторскому служению и духовному просвещению. В 1905-1907 гг. К. преподавал на 6-недельных библейских курсах, организованных И. С. Прохановым в доме кнг. Ливен. Темой его лекций было учение о грехе и об освящении. В 1906-1907 гг. К. также проповедовал в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и Виндаве (ныне Вентспилс, Латвия). В 1906 г. он поддержал создание межденоминационного Евангельского союза. К. сохранял доброжелательные отношения как с Прохановым, который в 1903 г. создал собственную общину из прихожан К., а затем зарегистрировал ее как «Первую общину евангельских христиан» (община К. получила официальную регистрацию как «Вторая община евангельских христиан»), так и с В. А. Фетлером, к-рый сначала вошел в общину К., а затем в 1907 г. также основал собственную общину. В 1908 г. в С.-Петербурге была опубликована работа К. «Свет из тени будущих благ, или 32 беседы о скинии и священстве» (СПб., 1994р). К. называл ветхозаветный закон «тенью будущих благ», к-рые верующие обретут после появления в мире Христа. Он останавливался на устройстве Храма иерусалимского, скинии, облачениях священников и обрядовой стороне закона в целом, утверждая, что все в нем указывало на грядущее явление Христа. В 1913 г. К. совместно с Прохановым принял участие в составлении для властей «Записки о правовом положении евангельских христиан в России» (1913), где было подробно изложено вероучение евангельских христиан. После Октябрьской революции 1917 г. К. продолжил проповедническую и преподавательскую деятельность с 1920 г. в г. Сумы, в 1922-1924 гг. в с. Николаевка (ныне Сумской обл.), в 1925-1929 гг. в Ленинграде. На годичных ленинградских курсах К. читал лекции по догматике, толкованию Иоанна Богослова Откровения, учению о Втором пришествии Иисуса Христа. Всего за период деятельности курсов их прослушало ок. 400 чел. В 20-х гг. XX в. К. написал одну из самых известных работ - «Толкователь Откровения св. Иоанна Богослова», которая ходила в списках (1924, 1928) до 1991 г.
В 1929 г. К., к-рому в это время было уже 80 лет, стал т. н. лишенцем и был выслан с дочерьми из Ленинграда. Сначала они поселились в с. Токари, а затем в г. Лебедин. К. преподавал в школе братских меннонитов (до 1932). В 1937 г. К. был арестован и посажен в тюрьму г. Сумы, все его бумаги были конфискованы. Затем ввиду преклонного возраста и болезни К. освободили, в нояб. 1937 г. он скончался. 3 его дочери никогда не были замужем и посвятили себя делу отца, в 1937 г. они также были арестованы. Елена была расстреляна, Мария и Елизавета - сосланы, а затем отправлены на поселение.
Наиболее известные работы К.: «Христос - освящение наше», «В каком ты отношении к Духу Святому?» (СПб., 1912), «Се, гряду скоро» (Пг., 1916), «Толкование на Послание к Римлянам» (1937).