(ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь cв. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов.
После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни, где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт, льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX), Петр Дамиани, Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский.
Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком, приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским, пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений. Получив известие о смерти папы Льва IX, Гильдебранд направился в Рим, на его пути мн. клирики и миряне выражали желание, чтобы он взошел на Папский престол как ближайший советник умершего понтифика. Однако по указанию имп. Генриха III новым папой был избран еп. Айхштетта Гебхард, принявший имя Виктор II (сент. 1054). В течение его понтификата авторитет Гильдебранда как советника папы среди членов курии заметно возрос. С кончиной папы Виктора II и восшествием на престол папы Стефана IX Гильдебранд был направлен в Германию с целью добиться от имп. Агнессы признания нового папы (кон. 1057). Его миссия еще не закончилась, когда Стефан IX скончался во Флоренции. Хотя умиравший папа запретил выбирать себе преемника прежде, чем Гильдебранд вернется из Германии, клир и миряне Рима под давлением влиятельной партии, возглавляемой тускуланскими графами, избрали папой еп. Веллетри Иоанна Минция, взошедшего на Папский престол как Бенедикт Х. Реформаторская партия, во главе к-рой стояли Петр Дамиани, Гумберт и Гильдебранд, заручившись поддержкой окружения юного герм. кор. Генриха IV, в свою очередь провозгласила папой еп. Флоренции Герарда, принявшего имя Николай II. В 1059 г. Гильдебранд был направлен в Юж. Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе от лица папы Николая II заключил союз с норманнским герц. Ричардом. Ричард и герц. Апулии Роберт Гвискар признали себя папскими вассалами, обязались платить папе ежегодную подать (аннаты) и оказывать военную помощь. Ок. 1059 г. папа Николай II возвел Гильдебранда в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Domnica), а также назначил на должность архидиакона.
После смерти папы Николая II 30 сент. 1061 г. кардиналы под рук. Гильдебранда избрали папой Александра II. Выборы проходили в соответствии с принятым в 1059 г. декретом, без участия в них рим. знати и жителей Рима. Гильдебранд, ставший при Александре II кардиналом-перводиаконом и папским канцлером, а затем и кардиналом-камерленго Римской Церкви, обладал решающим влиянием в курии; к нему же перешла главная роль и в разработке идеологии реформы (кард. Гумберт ум. в 1061, а Петр Дамиани вернулся к отшельнической жизни). Большинство решений, принятых во время понтификата Александра II, в той или иной степени связаны с деятельностью Гильдебранда.
22 апр. 1073 г., на следующий день после смерти папы Александра II, присутствовавший во время папских похорон в Латеранской базилике народ начал восклицать: «Хотим папой Гильдебранда!» Несмотря на нарушение декрета 1059 г. о выборах папы, в тот же день выбор рим. духовенства и народа получил формальное утверждение на состоявшемся в ц. св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи) собрании кардиналов; Гильдебранд был провозглашен папой с принятием имени Григорий VII. Учитывая номинальное право императора на участие в папских выборах, Г. отсрочил церемонию интронизации до получения санкции от кор. Генриха IV. Нем. епископы, опасавшиеся реформаторской деятельности Г., советовали королю не соглашаться с признанием его папой, однако Генрих IV утвердил состоявшиеся выборы. 22 мая того же года Г. был рукоположен во пресвитера, 30 июня - во епископа, и в тот же день состоялась его папская интронизация.
В 1073 г. Г. попытался нормализовать отношения с К-польским Патриархатом и преодолеть состоявшееся в 1054 г. разделение Церквей, для чего направил в Византию посольство во главе с Венецианским патриархом Домиником, а в Риме принял послов визант. императора монахов Фому и Николая. Однако прошедшие переговоры оказались безрезультатными, в т. ч. по причине послания Г. к визант. имп. Михаилу VII Дуке, в к-ром папа отстаивал идею о подчинении Римскому престолу К-польского Патриархата.
В период понтификата Г. пытался осуществить программу утверждения универсальной, вселенской власти папы. Политической целью Г. стало претворение в жизнь теократического идеала, осуществление идеи Града Божия - создания такой христ. вселенской империи, где правление князьями и народами возложено на папу, гос-во сотрудничает с Церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Т. о., Г. заложил основы автократической политики папства, последовательно проводимой позднее папами Иннокентием III и Бонифацием VIII. Г. считал себя главой христ. универсума. В концепции «григорианского папства» место имперской идеи имп. Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы.
Одним из документов, наиболее полно отражающим программу понтификата Г., является приписываемое ему соч. «Dictatus рарае» (Диктат папы, букв.- установления, тезисы, слова папы), состоящее из 27 изречений, включенных в регистр сочинений Г. между письмами от 3 и 4 марта 1075 г. В несистематической, очень лаконичной и почти безапелляционной форме они утверждают исключительность Римской Церкви и положение в ней папы (эта исключительность подчеркивается частым использованием слова solus и его производных). Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), она никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться, по свидетельству Свящ. Писания (22); только тот, кто пребывает в единстве с Римской Церковью, может называться католиком (26); наиболее важные дела др. Церквей должны предоставляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один местный (generalis) Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора, а его легат может делать это в противовес мнению епископов на Соборе, на к-ром он председательствует (3, 4, 25); папа вправе низлагать императоров (12); по решению папы епископы могут переводиться с одной кафедры на другую (13), а архиеп-ства и еп-ства могут быть разделены или объединены (7); папа обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему во грех (27). 23-й пункт «Dictatus papae» гласит: «римский первосвященник, если он поставлен канонически, благодаря заслугам ап. Петра, несомненно становится святым».
Содержащиеся в «Dictatus papae» идеи восходят к многочисленным ранним источникам церковного права, в т. ч. к Лжеисидоровым декреталиям. «Dictatus papae» отличается от сводов церковного права периода григорианской реформы декларативностью; его идеи не отразились в правовых сводах того времени и последующих столетий. Тезис о папском примате, изложенный в «Dictatus papae», был развит в XII-XIV вв. и в период Соборного движения кон. XIV-XVI в., но на основании др. источников. Вероятно, в средневековье «Dictatus papae» был не известен, его открыли только в Новое время. Огромное значение, к-рое отводится этому сочинению в исторической лит-ре, рассматривающей его как классическое выражение концепции папского примата, является следствием историографического мифа, созданного в XIX в. Однако в «Dictatus papae» идеи Г. четко выражены в типичном для его сочинений тоне бескомпромиссности и убежденности. Так, он утверждает, что от беспрекословного подчинения Римскому папе зависит вечное спасение каждого верующего.
К началу понтификата Г. партия реформаторов окончательно сформулировала идеологию реформы католич. Церкви. Одной из главных ее целей стала борьба с симонией и повсеместное утверждение целибата духовенства, а также борьба против светской инвеституры (подробнее см. в ст. Григорианская реформа). При Г. получил развитие институт постоянных папских легатов, особых уполномоченных Папского престола, к-рые обладали неограниченными полномочиями в решении различных церковных вопросов и осуществляли указания и постановления папы на местах, а также выполняли дипломатические функции.
Идеи Г. и их осуществление были по-разному восприняты в странах Европы. Г. попытался установить папский суверенитет и обеспечить признание его прав на владение им. Так, на основании «незапамятного пользования» острова Корсика и Сардиния провозглашались вассалами Римской Церкви. Предпринимались усилия, чтобы поставить в вассальную зависимость властителей Тосканы. По замыслу Г. монархи должны были стать вассалами папы, однако ленной присяги удалось добиться только от норманнских герцогов Юж. Италии, хорват. и арагонского королей.
Г. предпринял попытку установить вассально-ленные отношения между Папским престолом и Данией: в обмен на папское разрешение создать архиеп-ство в Дании кор. Свен Эстридсен должен был признать папский сюзеренитет, но из-за смерти дат. короля этот план не осуществился. В Англии кор. Вильгельм I Завоеватель, стремившийся к авторитарному управлению Церковью и активно вмешивавшийся в ее внутренние дела, препятствовал деятельности папских легатов. Тем не менее Вильгельм I оказывал содействие Кентерберийскому архиеп. Ланфранку в осуществлении принципов григорианской реформы в Англии и Нормандии.
В письме к венг. кор. Гезе I Г. доказывал, что Венгерское королевство принадлежит Папскому престолу и кор. Стефан I (Иштван I) «отдал его блаженному Петру». Ранее папы в борьбе венг. королей с римско-герм. императорами стояли на стороне императоров. Выступление Г. против главенства имп. власти привело к тому, что папа и Генрих IV оказались по разные стороны в борьбе за венг. престол. Г. ссылался на свои сюзеренные права не только в отношении герм. короля, но и всех христ. государей. Сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог, к тому же в противостоянии герм. королю он нуждался в поддержке Венгрии, поэтому не стал ограничивать права кор. Ласло I в назначении иерархов и оспаривать его право на инвеституру. В 1083 г. на Римском Соборе Г. канонизировал венг. кор. Стефана I, кн. Эмериха (Имре) и Чанадского еп. Герхарда.
Папа поддержал Реконкисту и благословил рыцарей на отвоевание захваченных арабами земель Пиренейского п-ова. В посланиях к испан. правителям и епископам Г. призывал к отказу от местной литургической испано-мосарабской практики (см. испано-мосарабский обряд) и требовал строгого соблюдения рим. обряда, отступление от к-рого он сравнивал с отступлением от веры. По этой же причине Г. требовал от чеш. кор. Вратислава I запретить совершение богослужений на слав. языке. Вмешавшись в конфликт между Пражским еп. Яромиром (Гебхардом) и Моравским еп. Яном, папа добился более тесного контроля над чеш. Церковью со стороны Рима.
Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича. Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола.
17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества.
Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.
В 1075 г. между Г. и франц. кор. Филиппом I разгорелся конфликт из-за назначения королем своего ставленника Манассии архиепископом Реймсским. Г. угрожал Филиппу I отлучением от Церкви, но отказался от своих намерений ввиду назревавшего конфликта с герм. королем. В 1080 г. Филипп I признал низложение Манассии, однако напряженные отношения с Римом сохранялись. В 1082 г. Г. объявил Лионского архиеп. Гебуина примасом Галлии (митрополии Лион, Санс, Тур, Руан) вопреки желанию Филиппа I, добивавшегося титула примаса для архиепископа Санса, к-рый был прямым вассалом короля.
Если во Франции светская и духовная знать не подчинилась верховной власти Рима и встала на сторону короля, то в Германии князья, противостоявшие усилению имп. власти, составили союз, направленный против Генриха IV. Т. о., королю пришлось сражаться с папой за власть над Церковью в Германии и с местной знатью за сохранение трона Германского королевства. Г. воспользовался стечением обстоятельств для реализации своих политических задач: Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы, а папа старался использовать конфликты, возникшие у него с герм. князьями, норманнами и саксонцами.
Поначалу отношения Генриха IV и Г. носили мирный характер. Открытая борьба между папством и имп. властью началась в связи с опубликованием декретов Латеранского Собора 1075 г. Конфликт между папой и королем, предметом к-рого был спор об инвеституре, начался осенью 1075 г., после того как Генрих IV, являясь сеньором Милана, назначил 4 итал. епископов и отказался изменить свое решение, несмотря на протест Г. Папа потребовал от короля выказать должное послушание ему как главе католич. Церкви. Собор в Риме запретил осуществление церковной инвеституры светскими лицами, а король потребовал от Г. смещения ряда выступивших против него епископов (1075). В результате выполнения решений Римского Собора земли, принадлежавшие имперской Церкви, основа могущества королевской власти в Германии, должны были изыматься из распоряжения короны, а назначение высших церковных иерархов, главных фигур во внутреннем управлении, исключалось из юрисдикции короля. Нек-рые представители духовенства в Германии и Италии, назначенные на церковные должности королем, опасались смещения со стороны папы и поэтому заняли сторону Генриха IV. Собором герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1076) под давлением Генриха IV было принято решение о низложении Г. Папа в ответ отлучил короля от Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против короля внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Генрих IV пошел на публичное покаяние, простояв 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). Король вымолил прощение у Г. (кон. янв. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать в проведении реформы католич. Церкви. Договор в Каноссе был проигнорирован герм. герцогами: сепаратистские силы Германии сплотила идея выборной королевской власти, они выступили против Генриха IV и в марте 1077 г. избрали новым королем герц. Рудольфа Швабского. Генрих IV также не стремился соблюдать данную им в Каноссе клятву. Общество в Германии и Италии раскололось на 2 партии: папы и короля. Население городов в Германии поддерживало Генриха IV, ожидая, что он сможет обуздать феодалов, в Италии же в основном поддерживали сторону папы. Высшее герм. духовенство также разделилось на сторонников папы и короля. Светские князья меняли свои позиции, поддерживая того, от кого они могли получить больше владений и привилегий. Борьба между партиями проходила с переменным успехом. Вначале Г., заинтересованный в ослаблении королевской власти, не поддерживал ни одну из враждовавших в Германии сторон, но, когда в 1080 г. стало ясно, что Генрих IV взял верх над княжеской оппозицией, папа вновь вмешался в конфликт. Собор, созванный Г., окончательно запретил светскую инвеституру. После того как Генрих IV не утвердил это решение, король вновь был отлучен от Церкви. Г. признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью: «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» (Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу). В июне 1080 г. Генрих IV с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене Собор, к-рый низложил Г. и объявил новым папой под именем Климент III Равеннского архиеп. Гвиберта, стоявшего во главе итал. епископов, выступавших против Г. Они, как и герм. епископы, опасались, что политика Г. низведет их до уровня рядовых исполнителей воли Рима. Главной опорой Г. и его преемников в Италии оставалась маркграфиня Матильда Тосканская, помогавшая Г. деньгами и войском. Принеся Г. вассальную присягу, она передала в дар Папскому гос-ву Тоскану, составлявшую тогда четверть территории всей Италии (Модена, Реджо, Феррара, Мантуя, Брешиа и Парма).
В 1081-1083 гг. Генрих IV предпринял неск. походов на Рим, но Г. успешно оборонялся, опираясь гл. обр. на вооруженные силы союзницы Матильды Тосканской. В 1084 г. Рим перешел в руки короля. Г. с неск. верными приверженцами скрылся в замке Св. ангела. В Риме Генрих IV принял имп. корону из рук антипапы Климента III, однако в кон. мая 1084 г. Роберт Гвискар разбил имперские войска, занял Рим и освободил папу. В ходе городских боев норманнские воины разграбили Рим. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Г., к-рый вместе со своими спасителями бежал из города. Вскоре он скончался в Салерно и был погребен в кафедральном соборе св. Матфея.
В 1584 г., при папе Григории XIII, на основании местного почитания Г. в Салерно его имя было включено в Римский Мартиролог в качестве блаженного. В 1606 г. папа Павел V провозгласил Г. святым Римско-католической Церкви; при папе Бенедикте XIII установлено празднование дня его памяти (25 мая).