патриарх Александрийский (ок. 1352/54 - ок. 1366 или 1370, по др. сведениям, 1327-1346 или 1350). Возможно, какое-то время жил на Афоне. Существует предание, что во время споров о литургии свт. Василия Великого на Афоне и в К-поле именно Г. повлиял на то, чтобы в ее состав был введен задостойник «О Тебе радуется», тогда как на литургии свт. Иоанна Златоуста продолжали петь «Достойно есть» (см.: Лопарев. С. XLVI). Еп. Порфирий (Успенский), однако, предполагает, что это был Александрийский патриарх Григорий IV (Афон: История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2. С. 185). Вероятно, Г. бо́льшую часть времени жил в К-поле.
На его Патриаршество приходится одно из самых ожесточенных гонений на христиан Египта и Сирии (1354), предлогом для к-рого послужило вызывающее поведение копт. чиновников и управляющих (ношение пышных одежд, использование породистых верховых животных и, как сообщает аль-Макризи, «наглость и самоуправство» в отношении мусульман). Жалоба на их действия была удовлетворена султаном ас-Салихом Салихом (1351-1354) и фактическим регентом гос-ва эмиром Тазом. Они, вызвав глав христ. церквей на совет улама и кади, вынудили подтвердить их приверженность своим обязательствам в соответствии с «Договором Умара». Христианам было запрещено принимать мусульм. имена и прозвища, носить тюрбан длиной более 10 локтей, предписано спешиваться и отворачиваться к стене при приближении мусульман, при входе в общественную баню вешать на шею крест, женщинам было предписано носить синие пояса. Свыше 10 тыс. га церковных и монастырских вакфов (форма земельной и проч. собственности, посвященной в основном целям благотворительности) было конфисковано и роздано в качестве военных ленов (икта) мамлюкским эмирам. В 1356 г., при султане Насире Хасане, христианам (даже перешедшим в ислам) было запрещено заниматься банковским делом и ростовщичеством, работать в канцеляриях (дававин) султана и эмиров; новообращенным мусульманам предписывалось регулярно посещать мечети для уставных и пятничных молитв и отказаться от общения с семьями, если те сохраняли верность прежней религии. Мусульманам передавались права распределения наследства умерших христиан среди их родственников (при отсутствии наследника это имущество отходило казне). Власти не в силах были защитить христиан при нападении на них мусульман, многочисленные церкви Ст. и Нов. Каира и В. Египта (особенно построенные уже после араб. завоевания Египта) были разрушены, разграблены и обращены в мечети; снесены были и дома христиан, возвышавшиеся над жилищами мусульман. Ужесточение гос. политики Мамлюкского султаната в отношении иноверцев получило отражение в фатве законоведа Ибн ан-Наккаша (1357). Значительная часть христиан Египта в результате этого преследования обратилась (первоначально внешне) в ислам. Однако повторные заявления источников о несоблюдении христианами условий «Договора Умара» свидетельствуют о том, что эти меры не возымели должного действия.
Вероятно, именно в Патриаршество Г. в окт. 1365 г. крестоносцы во главе с кипрским королем совершили набег на Александрию, разрушили город и перебили неск. тыс. жителей. По свидетельству егип. хронистов, от рук «франков» пострадали и местные христиане.