(Фуртуниадис Георгий) (1.03.1798, дер. Фанараки, близ Стамбула - 8.06.1881, с. Мега-Ревма, ныне Арнавуткёй в черте Стамбула), патриарх К-польский (24 сент. 1835 - 20 февр. 1840, 10 февр. 1867 - 10 июня 1871). Учился в школе в Тарапии у митр. Григория Дерконского. 20 марта 1815 г. принял постриг, в 1824 г. посвящен в сан архидиакона и назначен секретарем митрополита. С 24 сент. 1825 г. митрополит Пелагонии и член Свящ. Синода, с 6 окт. того же года вел. протосинкелл К-польской Патриархии. На Пелагонийской кафедре до 1833 г., затем перемещен в Серры, где в течение 2 лет занимался устройством школ и восстановлением храмов.
Г. был ревностным защитником прав правосл. Церкви. В 1836-1837 гг. им была построена больница в Стамбуле недалеко от Семибашенного замка. К греч. больнице в Филиппополе (совр. Пловдив) в 1836 г. Г. присоединил восстановленную ц. св. Параскевы, доходы от к-рой должны идти на содержание больных. В сент. 1838 г. Г. отправил митрополиту Керкиры послание, к-рым запретил впредь хоронить умерших в приходских храмах, т. к. этот обычай вреден для здоровья жителей. В 1839 г. Г. оказал помощь пострадавшим от пожара в стамбульском квартале Ставродромии из средств патриаршей казны, мон-рей и храмов.
Ввиду нередкого нарушения церковно-правовых постановлений о браке Г. в 1835 г. издал послание о необходимых условиях законного брака (одинаковое вероисповедание жениха и невесты, совершение священником чина венчания и разрешение архиерея). Патриарх осудил добрачное сожительство жениха и невесты, сватовство должно продолжаться 6 месяцев и в отдельных случаях до года. О степенях родства в отношении к браку в 1839 г. был издан синодальный томос, в к-ром крайними пределами совершения законных браков были признаны: 8-я степень кровного родства, 6-я - свойства, 4-я - троюродного свойства и 8-я - духовного родства, причем браки, совершенные в нарушение этих правил, подлежали расторжению. По-прежнему не допускались браки лиц инославного вероисповедания и иностранцев с православными и тур. подданными.
Материальное положение Патриархии и епархиальных архиереев было предметом забот Г. В 1836 г. он получил субсидию от серб. кн. Милоша Обреновича. Г. учредил церковную и духовную епитропию (попечительство) с целью противодействия инославной пропаганде.
В 1836 г. опубликовал синодальное послание ко всем христианам с осуждением инославных учений (М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина и социниан). Архиереям престола предписывалось для противодействия пропаганде учредить в епархиях церковные епитропии для наблюдения за духовным состоянием народа, внушить правосл. родителям не посылать детей в школы инославных учителей, изъять из народного употребления книги, изданные протестантами, а также не допускать употребления в народе перевода Свящ. Писания на новогреч. язык, сделанного Максимом Маргунием. Признанные неправосл. книги публично сжигались, а инославные учителя изгонялись (напр., в Прусской и Трапезундской епархиях), борьба велась с ересиархом Феофилом Каирисом, создавшим особую религиозно-философскую систему θεοσεβισμός.
В 1839 г. Г. была основана богословская школа в Фанаре. В 1836 г. была открыта школа в с. Манадендри Янинской епархии. Нравственно и экономически Г. поддерживал школу в Кесарии, коммерческую школу на о-ве Халки и др. В 1837 г. он издал послание к игуменам ставропигиальных мон-рей, чтобы они не рукополагали иноков, не имевших достаточного образования. После отречения в 1840 г. жил в с. Мега-Ревма под Стамбулом.
Вторичное вступление Г. на престол было радостно встречено К-польской Церковью; его приветствовала и Русская Церковь в лице свт. Филарета. В авг. 1867 г. Г. утвердил новый устав для Халкинской богословской школы; была восстановлена Патриаршая школа церковной музыки, учреждены новые школы (в Халкидоне, в Триглии).
Первостепенной проблемой в это время был болг. вопрос. Г. предлагал образовать из болг. епархий отдельный церковный округ с полунезависимым управлением, т. е. возродить Болгарский Экзархат. Но в это дело вмешалось тур. правительство, предложившее 2 проекта церковного устройства Болгарии. Однако в февр. 1870 г., несмотря на противодействие Г., при поддержке османского правительства болгары получили фирман от султана об устройстве автокефальной Церкви. Порта отклонила также требование патриарха о созыве Вселенского Собора, и Г. вновь отрекся от престола и поселился в с. Мега-Ревма.