(Постников Георгий Петрович; 1.11.1784, с. Михайловское Никитского у. Московской губ.- 17.06.1860, С.-Петербург), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Род. в семье диак. Петра Фёдорова. В 1805 г. окончил Перервинскую ДС, в 1809 г.- Троицкую ДС, в 1814 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 авг. 1814 г. принял монашеский постриг, 27 авг. был рукоположен во диакона, 28 авг.- во иерея. Одним из наставников Г. был свт. архим. Филарет (Дроздов; впосл. митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митр. Филарета в 1814 г. Г. занял место академического библиотекаря, пополнил б-ку мн. ценными изданиями. С 17 авг. 1814 г. бакалавр академии, с 13 окт. того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 г. инспектор. 29 марта 1817 г. Г. была присвоена степень д-ра богословия за соч. о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 г. посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. 1 окт. того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 г.- ректором и ординарным профессором.
Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), Г. поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Свящ. Писание, англ. язык. Еще в 1816 г. Г. был назначен вице-президентом Российского библейского общества, участвовал в переводе Свящ. Писания на рус. язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впосл. выступал против закрытия Российского библейского об-ва. Г. первым начал преподавать богословие на рус. языке. Тексты Свящ. Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на рус. языке, что было тогда новым явлением. Лекции Г. в печатном или рукописном виде расходились по мн. духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 авг. 1821 г. состоял членом Комиссии духовных уч-щ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.
Приобретал для СПбДА необходимую богословскую лит-ру, увеличил выписку светских периодических изданий («Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Журнал изящных искусств», «Московские ведомости» и мн. др.). Трудами Г. было положено начало офиц. духовной журналистике в России: в 1821 г. он основал при академии один из первых в стране духовных журналов - «Христианское чтение». В нем в 1822 г. печатались статьи Г., написанные на основе лекций,- «Учение о Боге, поколику Он есть Един» и «Учение о Боге-Отце, Сыне Божием и Святом Духе, или о Святой Троице». По словам прот. Г. Флоровского, «самостоятельного» в трактатах Г. «мало, но важен был уже сам живой голос и манера автора». Г. цитировал в них англ. богословов.
7 мая 1822 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге Г. был хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, одновременно он стал управлять С.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. Активно боролся с нецерковным мистицизмом, в 1825 г. стал президентом Комитета для рассмотрения вредных (мистических) книг. 4 янв. 1825 г. получил назначение на самостоятельную Калужскую и Боровскую кафедру, начал заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. 27 мая 1827 г. избран почетным членом конференции СПбДА, в том же году вызывался для присутствия в Святейшем Синоде, член Синода со 2 марта 1829 г. С этого периода проводил бо́льшую часть времени, кроме летних месяцев, в С.-Петербурге, в 1837 г. по болезни уволен из Святейшего Синода. С 3 марта 1828 г. архиепископ Рязанский и Зарайский, с 25 июля 1831 г.- Тверской и Кашинский. Возглавлял торжество обретения мощей свт. Митрофана Воронежского (7 авг. 1832). Собрал в Твери противораскольническую б-ку, восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня мон-рь. При отъезде из епархии пожертвовал в Тверскую ДС 497 книг, за что в 1850 г. получил благодарность Синода, в к-рый снова стал вызываться с этого года.
1 марта 1848 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, к-рая велась по 3 направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников (среди чувашей, черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов)). Будучи сторонником просвещения иноверцев, отрицал метод принуждения. Для обращения раскольников использовал почитаемые у старообрядцев книги, заботился об укреплении единоверчества, но выступал против особой единоверческой иерархии. Возглавил учрежденный в 1847 г. комитет для перевода богослужебных книг на татар. язык. В результате трудов комитета в 1852-1856 гг. были напечатаны переводы литургии, Часослова и НЗ. С 1852 г. при духовно-учебных заведениях Казанской епархии появились классы по расколу, в 1854 г. Г. возглавил в С.-Петербурге подготовку священников различных епархий к миссионерской деятельности. По его настоянию были открыты миссионерские отд-ния при Духовных Академиях и семинариях в С.-Петербурге, Москве, Казани и Киеве. С 1855 г. в Казани начал выходить ж. «Православный собеседник», материалы к-рого должны были помочь борьбе со старообрядчеством.
Являясь крупным церковным специалистом по истории старообрядчества, Г. собирал старообрядческие рукописи и секретные отчеты Мин-ва внутренних дел. Миссионерский и догматико-полемический характер имели его книги «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь: Изложение в отношении к глаголемому старообрядству» (СПб., 1854, 18832. 2 ч.) и «Ответ единоверца старообрядцу на его возражения» (СПб., 1857). В этих трудах Г. раскрывал причины раскола, опровергал обвинения, предъявляемые Православию старообрядцами, предлагал совместно обсудить все спорные вопросы. При жизни Г. первая книга издавалась 4 раза.
По ходатайству Г. в КазДА была передана древняя б-ка Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря (ныне в РНБ), послужившая активизации научных исследований в Казани. Для подготовки специалистов для научного описания б-ки Г. пригласил в академию В. И. Григоровича. Архиепископ пожертвовал в КазДА собственные книги.
26 авг. 1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859).
При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа», предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.
В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован). Старался противодействовать вольномыслию и зап. либеральным идеям. В кон. 1858 - нач. 1859 г. высказывался против массового посещения православными проповедей Сояра в католич. соборе св. Екатерины в С.-Петербурге. В 1859 г. Г. объявил конкурс на фундаментальное сочинение, доказывающее истинность правосл. вероисповедания и опровергающее зап. вероучения, в качестве поощрения выделил 3,5 тыс. р. из своих средств.
Г. проповедовал за каждым богослужением, обращался к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. В каждой епархии вменял в обязанность местным пастырям читать проповеди, в С.-Петербурге заботился о развитии проповеднического таланта у студентов, добился расширения круга храмов, где они могли читать свои проповеди. Собирал со всей России певчих для хора Александро-Невской лавры, сам выбирал сочинения для исполнения, ценил столповое пение.
Состоял членом С.-Петербургской АН с 1821 г., почетным членом по отд-нию рус. языка и словесности с 1841 г. и общего собрания АН с 1856 г., почетным членом имп. Археологического об-ва (1851), Казанского (1857) и С.-Петербургского ун-тов (1858). 24 окт. 1856 г. Г. был назначен главным попечителем Человеколюбивого об-ва, почетным членом к-рого состоял с 1824 г. За активную деятельность в об-ве трижды получал благодарность императора в 1858-1860 гг. Г. был награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1822), св. Анны 1-й степени (1826), св. Александра Невского (1839) и алмазными знаками к нему (1852), св. Андрея Первозванного (1859) и др., а также греч. орденом Спасителя Большого Креста.
Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. 1 июня 1860 г. простудился во время выноса тела почившего в Александро-Невской лавре Таврического архиеп. Елпидифора (Бенедиктова) и заболел. 22 июня Херсонский архиеп. Димитрий (Муретов) в сослужении 4 епископов, протопресвитеров В. Б. Бажанова и В. И. Кутневича и сонма священнослужителей совершил отпевание Г. в присутствии имп. Александра II и вел. князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей. Г. был погребен на клиросе Свято-Духовской ц. лавры, могила уничтожена после закрытия храма в 1935 г.
Изображений Г. сохранилось не много. На живописном портрете (РИАМЗ), написанном в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. в мастерской Н. В. Шумова в составе галереи портретов Рязанских архиереев, Г. представлен в бытность архиепископом Рязанским: в темной рясе и высоком черном клобуке с крестом, на груди - панагия, знаки и звезды орденов св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени, в правой руке - книга, в левой - светлые четки. Он средних лет, с длинными прямыми волосами до плеч и короткой, немного тронутой проседью бородой, тонкими, аристократическими чертами лица, взгляд обращен в сторону. Скорее всего портрет выполнен на основе более раннего оригинала, где были использованы натурные наблюдения художника.
Данная иконографическая традиция продолжается в портрете, к-рый был создан после 1859 г. в С.-Петербурге (возможно, копия) (Епархиальное управление С.-Петербургской епархии - ПЭ. 2000. Т. РПЦ. С. 432): митрополит изображен в белом клобуке, с орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, волосы темные, с сединой, кисть правой руки положена на левую. С небольшими отличиями в деталях (добавлен греч. орден Спасителя Большого Креста, в руках - книга) этот извод воспроизведен на эстампе 2-й пол. XIX в. с монограммой мастера (B J) и с факсимиле автографа архипастыря под изображением (ГИМ).
На петербургском эстампе 1858 г. (РНБ), изданном Д. Белинским «в пользу бедного духовенства», имеется изображение Г. в рясе и клобуке, с благословляющей десницей и четками в левой руке. После кончины митрополита с неизвестного оригинала выполнена тоновая литография 1860 г. в рамках издания В. Ф. Тимма (РГБ, ЦАК МДА - Тимм В. Ф. Рус. худож. листок: Указ. СПб., 1860. № 27; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 131), на к-рой Г. представлен фронтально в рост в окружении иподиаконов, в саккосе и митре, с панагией и орденами поверх омофора и с архиерейским жезлом в правой руке, внизу помещены зарисовки мест жизни и погребения С.-Петербургских архиереев. Всего существовало не менее 6 литографированных портретов Г., в т. ч. 1857 г. А. Козлова, напечатанный у И. Шевалье (экземпляр находился в собр. В. Я. Адарюкова), эстамп ок. 1871 г. К. Эргота, а также изображение митрополита в гробу по рис. Бореля с фотографии К. Х. Давингова (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 260-261). Портрет Г. находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).
Как член Святейшего Синода, по указу императора в 1832 г. возглавлявший торжества обретения мощей свт. Митрофана Воронежского, Г. изображен в ряде живописных и графических произведений, посвященных этому событию. Как правило, внешность архиерея в подобных работах совершенно лишена индивидуальности. Документальный характер имеет только поднесенный царю рисунок 1832 г. Ф. Ф. Чурикова (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 170-171), точно переведенный в гравюру в 1839 г. И. В. Ческим (варианты в ГРМ, ЦАК МДА), где небольшие фигуры 2 святителей в белых облачениях на дальнем плане замыкают крестный ход с мощами нового чудотворца.