(Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Гороховце Владимирской обл. Основан как мужской не позднее 1677 г. «на гороховской тяглых людей земле», в левобережной пойме р. Клязьмы, при деревянной ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» «на гриве». Среди «строителей» Г. м. писцовая книга 1686 г. указывает землевладельца Гороховецкого у. стольника П. А. Лопухина «и гороховлян, посадских людей». Распространенная в краеведческой лит-ре кон. XX в. ошибочная версия об основании Г. м. в 1597/98 г. базируется на опечатке в публикации сотной грамоты с писцовой книги 1686 г. (Владимирские ГВ. 1865. № 31. Ч. неофиц. С. 201).
Строительство первого Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. 1669 г. «по обещанию» и на средства посадского г. Гороховца Семена Никифорова Ершова. Согласно описи монастырского архива 1723 г., ок. 1719 г. в Г. м. возвели каменный Знаменский собор с приделом во имя ап. Иоанна Богослова. Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте доходящей до середины основного объема. Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к храму примыкает придел во имя ап. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. Позднее с северо-запада к храму была пристроена обширная трапезная и ризница.
В XIX в. в Знаменском храме Г. м. сохранялся древний резной иконостас, устроенный по образцу соборного иконостаса Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, с резными гроздьями винограда и цветами. Особый интерес представляли живописные царские врата XVII в., деревянные подсвечники, выполненные в форме песочных часов, слюдяные оконницы. Клиросы были украшены силлабическими стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, каждый стих сопровождался соответствующим изображением. Среди святынь собора - икона Божией Матери «Знамение»: сам образ написан внизу, на полях иконы изображены пророки, в центре - Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм и Успение Пресв. Богородицы (не сохр.).
В 1677-1685 гг. в Г. м. была построена теплая деревянная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла, вероятно разобранная ок. 1719 г., после возведения каменного собора. Согласно писцовой книге 1686 г., колокольня с 3 колоколами была устроена на столбах, а в 1-й пол. XVIII в. совмещена со св. вратами. Между 1753 и 1763 гг. с запада вплотную к Знаменскому храму была пристроена каменная 3-ярусная колокольня - 4-угольная в плане, с низким массивным основанием, увенчанная шатром с луковичной главкой; каждая грань шатра украшена 2 ложными слухами. В 1678 г. в Г. м. было 5 деревянных келий, в 1687 г.- 7, в 1723 г.- 6 и одна недостроенная, в 1764 г.- 2 каменные и 1 деревянная. В кон. XIX - нач. XX в. в сев.-зап. углу мон-ря находился 2-этажный келейный корпус, низ - каменный, верх - деревянный. С 1678 г. Г. м. окружала деревянная ограда, к 1764 г.- каменная ограда со щелевидными бойницами и башнями по углам. В XVIII в. в Г. м. располагалось 2 крытых дранью хлебных амбара, по описи 1723 г.- «въезжий» двор с кельей, скотный двор с кельей и амбаром, по описи 1763/64 г.- подворье у реки для проживания приезжающих из Флорищевой пуст. работных людей с лошадьми. В кон. XIX - нач. XX в. были вновь построенные дом для приезжающей братии из Флорищевой пуст., сараи и амбары.
В 1678 г. в Г. м. проживали строитель Иосиф и 8 монахов, в 1686 г.- 5 монахов и 2 трудника. До 1723 г. мон-рь управлялся строителями, после приписки к Флорищевой пуст. и до нач. XX в. штат Г. м. состоял из 1 иеромонаха-наместника. 13 марта 1716 г. в Москве буд. строитель Г. м. иером. Макарий облек в схиму строителя Саровской пуст. мон. прп. Иоанна. А 16 янв. 1727 г. по просьбе схим. Иоанна из Г. м. в Саровскую пуст. был переведен инок Ефрем, ставший ближайшим учеником Иоанна и впосл. строителем Саровской пуст.
О материальном обеспечении братии в переписной книге 1678 г. указано: «питаются милостыней». К 1723 г. за счет вкладов посадских Гороховца Г. м. владел покосами, около мон-ря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градцких людей». Очевидно, Г. м. получал деньги за поминание усопших. В сохранившемся синодике XVII в. записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, крестьян Гороховецкого, Балахнинского и Суздальского уездов, роды князей Волконских, Козловских, дворян Кавериных, Кучумовых, Наумовых, а также принявших православие татар. князей Армаметевых и Смаиловых.
Указом Святейшего Синода 3 июля 1723 г. «малобратный» мон-рь был приписан к Флорищевой пуст. Гороховецкого у. После учреждения Владимирской епархии в 1749 г. факт приписки подтвердил указ еп. Владимирского Платона (Петрункевича). До нач. XX в. Г. м. являлся подворьем пустыни. В апр.-мае 1923 г. подворье было ликвидировано, имущество конфисковано, здания переданы в ведомство Губмузея, к-рый пытался сдавать их в аренду частным лицам и орг-циям. В 20-х гг. XX в. в храме размещалась бумажная фабрика, а также совхоз под склад соломы. В 30-60-х гг. XX в. здания Г. м. арендовали совхозы «Комсомолец» и «Гороховецкий». В них размещались скотный двор и склады, предпринимались попытки разобрать храм на кирпич, в 60-х гг. была разрушена ограда.
26 нояб. 1994 г. Г. м. был открыт как подворье-скит гороховецкого во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Указом архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) от 28 мая 1999 г. скит был обращен в жен. мон-рь. 6 окт. 1995 г. архиеп. Владимирским Евлогием был освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, 11 окт. 2003 г.- восстановленный Знаменский собор. Отремонтирован келейный корпус кон. XIX в. В соборе хранится ковчег с частицами мощей прмц. Елисаветы Феодоровны, прп. Германа Аляскинского и др. святых. В мон-ре имеется небольшое хозяйство: коровы, свиньи, кролики. К кон. 2005 г. в Г. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница - мон. Раиса (Шибеко), богослужения совершает свящ. Ф. Закиров.