(Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Вязники Владимирской обл. Первоначально муж., основан указом царя Михаила Феодоровича в 1640/41 г. на зап. окраине Вязниковской слободы. В 1764 г. В. м. был отнесен к сверхштатным, оставлен «на своем пропитании», 22 апр. 1916 г. обращен в женский.
Первоначально в В. м. находились деревянные 3-шатровый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Михаила Малеина и св. Алексия, человека Божия (40-е гг. XVII в.), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (ок. 1652-1657) и «колокольница» на столпах. Вместо пострадавшего от пожара (ок. 1656/57) храма был построен и в 1677 г. освящен новый деревянный Благовещенский собор. Обветшавшие к кон. XVII в. деревянные храмы были разобраны и в 1682-1688 гг. на их месте был построен и в 1689 г. освящен каменный собор с верхней ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и нижней - во имя Трех святителей (1699): высокий 2-светный четверик, увенчанный 5-главием, на подклете, с сильно выступающими 3-частной апсидой верхней и алтарным помещением нижней церкви. Четверик завершается ярусом закомар (росписи к-рых, зафиксированные фотографией нач. XX в., утрачены), опирающихся на карниз. Углы четверика отмечены пилястрами на уровне 1-го и сдвоенными колонками на уровне 2-го ярусов. Фасад храма и верхние части апсид украшены декоративными орнаментальными поясами, выложенными из кирпичей, барабаны глав - аркатурными поясками. Окна оформлены наличниками с килевидными кокошниками или углублены в небольшие арки. С зап. стороны храма расположена крытая паперть с шатровой колокольней (80-е гг. XVII в.) с севера и зданиями хлебной и келий (нач. XVIII в.) с юга. Под галереей-папертью находились 3 «палатки каменные порожние», в к-рых в кон. XVIII - нач. XIX в. располагалось Вязниковское духовное правление, а с 1892 г. церковноприходская школа, где обучались ок. 40 мальчиков. В подклете помещалась трапезная, а с 1773 г.- придел во имя сщмч. Антипы, еп. Пергамского.
Пострадавший от пожара в 1703 г. Благовещенский храм указом Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) был вновь освящен, антиминс заменен новым. Стенопись расписанного в XVII в. храма неоднократно поновлялась, в т. ч. в 1860 г. артелью палехских иконописцев Н. М. Сафонова. В 1892 г. был поновлен и вызолочен иконостас.
В 1792-1793 гг. была построена и в 1794 г. освящена надвратная ц. во имя Всех святых, богослужения в к-рой совершались в день престольного праздника. 2-этажная, в стиле классицизма, вытянутая по продольной оси постройка с проходом в 1-м ярусе (заложен с юж. стороны), фланкированным колоннами, и собственно церковью во 2-м ярусе увенчана куполом с главкой на 3-ступенчатом барабане. Располагавшиеся к северо-западу от колокольни др. каменные кельи пострадали от пожара в 1750 г. и долгое время оставались недостроенными. Вероятно, именно в них, в 1791-1795 гг. находилось Вязниковское ДУ. В посл. четв. XIX в. кельи были расширены, в них проживали настоятель и часть братии, находились трапезная, кухня. В кон. XVIII - нач. XIX в. вместо деревянной была построена каменная ограда с 4 круглыми башнями. В связи со строительством шоссе Москва - Н. Новгород в 1839 г. юж. часть ограды была разобрана и построена параллельно шоссейной дороге. В 1883 г. за оградой близ юж. ворот была поставлена каменная часовня в память кончины имп. Александра II. В XIX в. на месте ц. Трех святителей (XVII в.) стояла небольшая каменная часовня.
В Благовещенском соборе хранилось почитаемое распятие Господне (высота 3 аршина 11 вершков), по преданию приплывшее по р. Клязьме. С 1863 г. распятие износилось из В. м. по окрестным селениям (местонахождение после 1925 неизвестно). В соборе также хранились напрестольный крест и икона (после 1925 местонахождение неизвестно) с частицами от Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей апостолов Марка, Луки, Филиппа, Андрея Первозванного, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, святителей Иоанна Златоуста, Лазаря, еп. Кипрского, Фотия, Алексия и Филиппа Московских, преподобных Ефрема Сирина, Александра Свирского, Никона Печерского и др. По случаю избавления г. Вязники от холеры в 1831 г. в В. м. каждое воскресенье служили молебен с акафистом св. Животворящему Кресту. Ежегодно 25 марта и 30 янв. из Казанского собора Вязников в В. м. совершался крестный ход. В сент. 1812 г. по распоряжению Владимирского еп. Ксенофонта (Троепольского) в В. м. была привезена Максимовская икона Божией Матери. В нач. нояб. 1812 г. образ был возвращен в кафедральный собор Владимира. В мон-ре хранились синодики 1651 (вклад протопопа Стефана Вонифатьева), 1679 и 1686 гг.
В 1625 г. в В. м. проживали игумен, 2 священника, диакон, 20 монахов; в 1764 г.- игумен, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха, вдовый священник, а также 2 отставных военных. В XVII - нач. XVIII в. настоятели В. м. выполняли различные церковно-адм. функции. Указом патриарха Иосифа от 20 марта 1650 г. строитель В. м. осуществлял надзор за совершением богослужений в храмах Ярополчской вол., в 1661/62 г. участвовал в сборе окладных и неокладных доходов с духовенства. В 1890 г. в В. м. была учреждена архимандрития, в 1906 г. в мон-ре проживали архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, священник, 12 послушников.
В XVII в. В. м. владел небольшими малодоходными угодьями. В 1652 г. по просьбе игум. Моисея царь Алексей Михайлович повелел выдавать В. м. 13 р. 20 алтын 4 деньги на свечи, воск, ладан, вино, а также денежную ругу игумену (3 р.), священникам, диакону, монахам (по 1 р.) и хлебную ругу. В XVII в. В. м. владел на р. Лух 2 мельницами, к-рые в нач. XVIII в. были отобраны у мон-ря, и назначена денежная (94 р.) и хлебная (по 81 четв. ржи и 50 четв. овса) руга, к-рая выдавалась нерегулярно. В 1730-1731 гг. мельницы были возвращены мон-рю. В 1764 г. все угодья оставались во владениях мон-ря, а в XIX в. бо́льшая их часть сдавалась в аренду. Приписанная к В. м. с 1695 г. Моисеева пуст. к сер. XVIII в. пришла в упадок, в ней были разбиты яблоневый и вишневый сады. К нач. XX в. на ее месте находилось старообрядческое кладбище. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В. м. получал из казны 300 р. ассигнациями. На 1 янв. 1916 г. капитал мон-ря составлял 30 875 р.
Среди вкладчиков В. м. были царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, сестры царя Ирина и Татьяна Михайловны, митр. Казанский и Свияжский Корнилий, протопоп Стефан Вонифатьев, келарь Авраамий (Палицын), муромский храмоздатель Богдан Цветной. В кон. июля 1866 г. в В. м. останавливался свт. Феофан Затворник.
В 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из В. м. было вывезено 5 серебряных напрестольных крестов и 2 наперсных креста, потир, 2 оклада, кадило, 2 ковшика для теплоты, ризы с 10 икон. В апр.-мае 1923 г. В. м. был ликвидирован, Всехсвятский и Благовещенский храмы обращены в приходские (закрыты в 1928 и в 1-й пол. 30-х гг.), бо́льшая часть ограды и кладбище уничтожены. Во Всехсвятской ц. открыли мастерские, в Благовещенском соборе - склады, колокольню и др. помещения отдали под квартиры. В 1935 г. на территории мон-ря было построено здание техникума, затем общежитие. В 1967 г. комплекс Благовещенского собора был передан Вязниковскому филиалу ГВСМЗ (впосл. Вязниковский историко-краеведческий музей) и отреставрирован. В 1993 г. Благовещенский храм был передан РПЦ, в нем возобновились богослужения.
Решением Синода РПЦ от 7 марта 2000 г. В. м. был возобновлен, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Старых). Регулярные богослужения совершаются в Благовещенском храме, ц. Трех святителей восстанавливается. Отремонтирована келейная пристройка, примыкающая к собору, построена деревянная ограда с воротами. Келейный корпус мон-рю не принадлежит. К кон. 2004 г. в В. м. проживало 7 сестер.
Святыни: Смоленская Шуйская икона Божией Матери (XVIII в.), аналойная Смоленская икона (XVIII в.), переданная в В. м. из Серапионовой пуст., образ св. Матроны Московской с частицей мощей. По пятницам в В. м. служат молебен с акафистом Благовещению Пресв. Богородицы.