Михаил Сергеевич (род. 2.03.1931, с. Привольное Медвеженского р-на Северо-Кавказского края, ныне Красногвардейского р-на Ставропольского края), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг.
Из крестьянской семьи. В младенчестве был крещен в правосл. Церкви. Еще учась в школе, Г. начал работать в колхозе. За успехи в уборке урожая был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949). В 1952 г. вступил в КПСС. По окончании в 1955 г. юридического фак-та МГУ им. М. В. Ломоносова начал комсомольскую работу в Ставропольском крае, занимал должности 1-го секретаря Ставропольского горкома, завотделом, 2-го и 1-го секретаря крайкома ВЛКСМ. В 1962 г. перешел на партийную работу. С 1966 г. 1-й секретарь Ставропольского горкома, с 1968 г. 2-й, с 1970 г. 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. Член ЦК КПСС с 1971 г. В 1978 г. переведен на руководящую работу в Москву, стал секретарем ЦК КПСС. Кандидат в члены (1979) и член (с 1980) Политбюро ЦК КПСС.
11 марта 1985 г. с избранием Генеральным секретарем ЦК КПСС возглавил высшее партийное руководство СССР. В 1985 г. выдвинул лозунг: «Ускорение социально-экономического развития», что стало началом кардинальных перемен в жизни страны. С 1986 г. за проводимой Г. политикой преобразований закрепилось название «перестройка». С 1987 г. в стране началось развитие гласности, плюрализма мнений и демократии. На XIX партконференции в июне-июле 1988 г. было принято решение о проведении политических реформ, предполагавших отказ КПСС от непосредственного управления обществом и гос-вом. 1 окт. того же года Г. занял высший гос. пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В марте 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе народных депутатов СССР. 25 мая того же года по решению I Съезда народных депутатов СССР Г. стал Председателем Верховного Совета СССР. 14 марта 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР избрал Г. Президентом СССР. Как руководитель гос-ва Г. делал решительные шаги по снижению международной напряженности, преодолению враждебности и налаживанию партнерских отношений с США и др. странами. Были заключены международные договоры о сокращении ядерных и обычных вооружений, осуществлен вывод советских войск из Афганистана (1989). Г. поддержал демократические преобразования в странах Центр. и Вост. Европы и объединение Германии. Лауреат Нобелевской премии мира (1990).
Инициированный Г. процесс реформирования СССР столкнулся с серьезными трудностями. Нарастание кризисных явлений, дезинтеграционные процессы активизировали оппозицию Г. в руководстве страны. 18 авг. 1991 г. консервативно настроенные высшие должностные лица, создавшие Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), отстранили Г. от власти, фактически поместив его под домашний арест на даче в Форосе (Крым). 21 авг. вернулся к исполнению функций президента, однако глубокий социально-экономический кризис и попытка гос. переворота подорвали авторитет союзной власти. 24 авг. Г. объявил о сложении полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС. 8 дек. 1991 г. руководители Российской Федерации, Украины и Белоруссии выступили с декларацией о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и констатировали прекращение существования СССР как гос. образования. 21 дек. представители 11 республик, входивших в СССР, подписали протокол об учреждении СНГ. 25 дек. Г. объявил о своей отставке с поста Президента СССР.
С янв. 1992 г. занимает пост Президента Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачёв-фонд). В 2005 г. за вклад в прекращение холодной войны и утверждение религ. свободы удостоен премии за права человека им. К-польского Патриарха Афинагора, ежегодно присуждаемой Американской архиепископией К-польского Патриархата в США. В том же году Г. пожертвовал крупную сумму на ремонт храма в с. Привольном и передал местному церковному приходу родительский дом.
являлась неотъемлемой частью общеполитического курса, проводимого Г., и эволюционировала в соответствии с его развитием, что позволяет условно выделить в ней неск. периодов. В 1985-1987 гг. религ. политика в основном следовала линии, характерной для правления Л. И. Брежнева и последующих руководителей СССР, т. е. была направлена на полный контроль партийно-гос. аппарата за религ. жизнью. С 1988 г. начинается смена приоритетов религ. политики, переход Советского гос-ва к признанию религ. прав граждан и лояльному отношению к Церкви. Итогом этого периода стало принятие осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», после чего в стране сложилась принципиально новая система государственно-церковных отношений.
Заявленный в начальном периоде руководства Г. курс на «перестройку» не предполагал отказа от основополагающих принципов советской системы, в т. ч. и по отношению к религии. Религ. убеждения по-прежнему воспринимались как предрассудок, ставились задачи по усилению атеистической работы. В 1985 г. было принято решение рассылать Информационный бюллетень Ин-та научного атеизма не только в областные, но и в районные комитеты партии, тираж издания был увеличен в 20 раз. Принятая в 1986 г. новая редакция Программы КПСС декларировала, что формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание являются важными задачами в области идейно-воспитательной работы.
Проводившаяся РПЦ с нач. 80-х гг. ХХ в. подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси явилась поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности». В сент. 1985 г. Секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в к-ром подчеркивалась отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость. В ответ на развернутую в зап. странах кампанию по защите свободы совести в СССР ЦК КПСС в марте 1986 г. принял постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в к-ром указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религ. орг-ций. Особую активность в этот период проявлял 4-й отдел 5-го Управления КГБ СССР, утверждавший перечень основных агентурно-оперативных мероприятий по подготовке к 1000-летию Крещения Руси.
Предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в сфере государственно-церковных отношений не находили понимания у руководителей гос-ва. 17 дек. 1985 г. в адрес Г. было направлено письмо управляющего делами Московской Патриархии Таллинского митр. Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Алексий II) с предложением о пересмотре устаревшего законодательства о религ. объединениях. Ответом на это обращение было указание Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что подобные вопросы Церкви поднимать не следует (ПЭ. Т. 1. С. 707).
Совет по делам религий оставался главным органом, осуществлявшим офиц. политику Советского гос-ва в отношении религ. объединений. В 1984-1989 гг. председателем Совета был К. М. Харчев, сменивший на этом посту В. А. Куроедова. Деятельность Совета была подчинена высшим партийным и гос. органам, большую роль играли власти республик, краев и областей, к-рые в значительной степени определяли религ. политику на своих территориях. До 1987 г. на местах использовались адм. меры воздействия на религ. орг-ции, проходили судебные процессы над верующими, им отказывали в регистрации своих объединений, запрещался ремонт храмов и молитвенных домов. По-прежнему религ. вера могла послужить причиной увольнения с работы или исключения из учебных заведений. Гос-во всеми способами пыталось сдержать рост числа религ. объединений. За 1985-1987 гг. в СССР было зарегистрировано всего 236 новых религ. об-в, в т. ч. 29 новых приходов РПЦ, 65 общин баптистов, 47 пятидесятников и 30 адвентистов.
Тем не менее уже в первый период правления Г. наметились определенные улучшения государственно-религ. отношений, связанные с общим изменением общественной ситуации в стране. Развитие «гласности» вело к переосмыслению истории СССР. В фокусе общественного внимания оказались проблемы политических репрессий во время правления И. В. Сталина, в т. ч. касавшиеся и верующих. В СМИ сформировалось новое отношение к РПЦ и др. религ. орг-циям, их месту в стране и обществе. Среди освобожденных по объявленной в 1987 г. амнистии были и лица, осужденные в связи с их религ. деятельностью. В конце того же года РПЦ были возвращены Оптина Макариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. и Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь.
В 1988 г. произошли кардинальные перемены в государственно-церковных отношениях. У руководства страны росло понимание необходимости пересмотра существовавшей системы государственно-религ. отношений в соответствии с новой политической реальностью, но пока основы религ. политики КПСС не подвергались сомнению. В начале года в программной статье Харчева, приуроченной к 70-летию декрета об отделении Церкви от гос-ва, подчеркивалось, что все эти десятилетия «партия и государство, руководствуясь ленинскими принципами, проводили в целом верный курс в отношении религии, церкви и верующих». Вместе с тем в статье осуждались применявшиеся ранее по отношению к Церкви «волюнтаристские, административно-командные, запретительно-ограничительные меры»; признавалось, что репрессии 30-х гг. отрицательно сказались на проведении религ. политики, результатом чего было массовое закрытие молитвенных зданий, произвол в отношении служителей культа, игнорирование законных прав верующих. Осуждалась также и предшествовавшая правлению Г. эпоха «застоя», когда «имел место разрыв между реальной религиозной обстановкой и лакированным представлением о ней» («Утверждая свободу совести» // Известия. 26 янв. 1988).
В марте 1988 г. в докладе председателя Совета по делам религий в Высшей партийной школе был обозначен переход от господствовавших прежде представлений об «угасании религиозной жизни» к признанию факта, что «в настоящее время в Советском Союзе тенденции к снижению религиозности нет». «По нашей воле или против,- объяснял Харчев,- но религия входит в социализм, и даже не входит, а въезжает по рельсам. И так как власть полностью принадлежит нам, то, я думаю, в наших силах направить эти рельсы в ту или иную сторону в зависимости от наших интересов» (цит. по: РПЦ в советское время. Кн. 2. С. 218).
29 апр. 1988 г. по инициативе Харчева состоялась встреча Г. с Патриархом Пименом и членами Синода РПЦ, в ходе к-рой руководитель СССР заявил о разработке нового закона о свободе совести, отражающего интересы и религ. орг-ций. Это, по словам Г., явилось реальным плодом нового подхода к государственно-церковным отношениям в условиях перестройки и демократизации общества. Сохранение, по признанию Г., принципиальных мировоззренческих различий между Советским гос-вом и Церковью не должно было препятствовать их сотрудничеству в деле гуманистического и нравственного оздоровления общества. Встреча Г. с Патриархом Пименом открыла путь к празднованию 1000-летия Крещения Руси как общенационального события.
На проводившемся в рамках празднований Поместном юбилейном Соборе РПЦ 6-9 июня 1988 г. был принят Устав об управлении РПЦ, к-рый должен был исправить ситуацию, сложившуюся с 1961 г., когда под давлением властей в период руководства Н. С. Хрущёва в «Положение об управлении РПЦ» были внесены изменения, фактически отстранившие духовенство от руководства приходами. Совет по делам религий не возражал против норм, возвращавших настоятелей к адм. руководству приходами. Новый устав давал возможность очистить приходские советы от лиц, внедренных для гос. контроля над церковной жизнью. На Соборе была совершена канонизация русских святых в РПЦ.
10 июня 1988 г. состоялось награждение 15 иерархов РПЦ во главе с Патриархом Пименом гос. орденами за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси. 11 июня во время встречи Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко с участниками празднования было высказано в целом положительное отношение к возможности осуществления религ. орг-циями благотворительной деятельности. Громыко упомянул, что вопрос о предоставлении РПЦ прав юридического лица находится в стадии рассмотрения. В тот же день в честь участников торжеств Советом по делам религий был устроен прием в Большом Кремлевском дворце.
Официально новый курс партии по отношению к религии был закреплен на XIX партконференции (28 июня - 1 июля 1988). Касаясь вопроса прав человека в сфере свободы совести, Г. особо отметил, что все верующие независимо от их вероисповедания являются полноправными гражданами, и указал на недопустимость адм. давления в утверждении материалистического мировоззрения. Однако четкой концепции взаимоотношений гос-ва и религ. орг-ций выработано не было. В советском руководстве существовали разногласия по вопросам о степени свободы, к-рая может быть реально предоставлена Церкви. Позиция Совета по делам религий часто вызывала противодействие у консервативной части центрального партийного аппарата и у местных руководителей, возмущенных «потворством церковникам». Тем не менее власти уже практически не чинили препятствий открытию в приходах воскресных школ, проведению внебогослужебных катехизических занятий с верующими. Священнослужители получили доступ к СМИ, стали принимать участие в публичных дискуссиях о проблемах нравственного состояния общества и путях его оздоровления, культурного наследия, сохранения мира.
Фактическое устранение партийных и гос. органов от вмешательства в дела религ. объединений привело к возрождению религ. жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси открыло дорогу массовому возвращению религ. орг-циям храмов, молитвенных домов, мечетей и др. культовых сооружений, отобранных у верующих за годы советской власти. Общая численность зарегистрированных в СССР религ. объединений выросла в 1985-1990 гг. почти в 1,5 раза - с 12 438 до 16 990. Росла численность практически всех религ. конфессий. Если за первые 5 месяцев 1988 г. было зарегистрировано 60 новых приходов РПЦ, в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили более 1 тыс. храмов. В 1990 г. в РПЦ было уже 10 110 приходов (в 1985 - 6806), число зарегистрированных общин старообрядцев всех согласий увеличилось с 337 до 361, более чем в 5 раз стало больше приходов Грузинской Православной Церкви (51 приход в 1985 и 270 - в 1990), с 33 до 50 увеличилось число приходов Армянской Апостольской Церкви.
В 1985 г. в СССР было зарегистрировано 1068 римско-католич. приходов (из них более половины в Литве). На западе Украины существовало значительное количество нелегальных общин греко-католиков (униатов), начавших с 1987 г. кампанию за легализацию Украинской греко-католической Церкви. 1 дек. 1989 г. состоялась встреча Г. с папой Римским Иоанном Павлом II, в ходе к-рой были достигнуты договоренности об установлении офиц. отношений между СССР и Ватиканом и о восстановлении в СССР структур католич. Церкви. Были учреждены апостольские администрации для европ. и азиат. частей России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Число римско-католич. приходов в СССР достигло 1286. С осени 1989 г. на Украине в условиях обострения межнациональных отношений и активизации националистических орг-ций массовый характер приняли захваты униатами правосл. храмов. В янв. 1990 г. Украинская греко-католическая Церковь получила в СССР легальный статус. Несмотря на неоднократные обращения РПЦ, в т. ч. и лично к Г., к лету того же года при потворстве местных властей большинство правосл. храмов в зап. областях Украины было захвачено греко-католиками.
Лютеранская церковь в СССР в 1985 г. насчитывала 580 приходов, в основном находившихся в Эстонии и Латвии. Лютеран. священнослужители принимали активное участие в движениях за полный суверенитет Эстонии и Латвии и их выход из СССР, что привело к отстранению части пасторов от церковной службы. Из-за увольнения большинства преподавателей на время был закрыт теологический ин-т в Риге. Весной 1989 г. Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии избрал новое церковное руководство и, ссылаясь на изменившиеся политические условия, потребовал от гос-ва прекратить вмешательство во внутренние дела своих общин. Позднее такие же изменения произошли в Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. К 1990 г. число зарегистрированных лютеран. приходов выросло до 619. С 86 до 94 увеличилось к 1990 г. количество приходов Реформатской церкви в Литве и на территории Закарпатской обл. Украины. В сер. 80-х гг. ХХ в. в СССР насчитывалось 53 зарегистрированные и ок. 100 незарегистрированных общин меннонитов, объединявших этнических немцев. С началом массовой эмиграции советских немцев число зарегистрированных меннонитских общин практически не изменилось (55 в 1990) и в дальнейшем стало сокращаться. Оставшиеся меннониты примкнули к баптистам.
В 1985 г. в СССР насчитывалось 2294 религ. общины, входившие во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1986 г. были прекращены репрессии в отношении членов отделившегося от ВСЕХБ Совета Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ) (см. ст. Инициативники), через 2 года его деятельность была легализована. В 1990 г. ВСЕХБ был преобразован в СЕХБ (Союз евангельских христиан-баптистов); общая численность зарегистрированных общин баптистов составила 2151. Снижение числа общин баптистов можно объяснить выходом из ВСЕХБ части общин пятидесятников, ранее включенных туда под давлением властей. Количество зарегистрированных религ. общин пятидесятников выросло с 235 до 602. Число объединений адвентистов седьмого дня увеличилось в 1985-1990 гг. с 342 до 432.
Ислам, 2-я по числу верующих религия в стране, увеличил количество зарегистрированных религ. орг-ций почти в 3 раза. Если в 1985 г. в СССР было всего 392 зарегистрированные мечети, то в 1990 г. их насчитывалось уже 1103. В авг. 1989 г. в Татарской АССР и Башкирской АССР прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия мусульманства Волжской Булгарией и 200-летию Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Эти праздничные мероприятия по масштабу были сопоставимы с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К торжествам приурочили закладку и открытие мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В связи с национальным подъемом среди традиционно исповедующих ислам народов произошли изменения в системе органов управления исламскими орг-циями. В 1989 г. разделилось Духовное управление мусульман Сев. Кавказа (ДУМСК), что привело к возникновению духовных управлений мусульман северокавк. республик. В 1990 г. от Духовного управления мусульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) отделилось Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
В 1985 г. в СССР была 91 зарегистрированная иудейская община, к 1990 г. их число выросло до 102. С кон. 80-х гг. ХХ в. наряду с ортодоксальным талмудическим направлением в стране началось распространение реформистского и хасидского иудаизма. В янв. 1990 г. съезд представителей иудейских общин СССР образовал Всесоюзный совет еврейских религ. общин (ВСЕРО), в к-рый вошла 61 община.
До «перестройки» в СССР действовало 2 зарегистрированных религ. объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16.
По мере того как религ. орг-ции обретали права, они начинали отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с гос. властью, что наиболее ярко выразилось в процессе разработки и принятия нового закона о свободе совести и религ. орг-циях. По поручению Политбюро ЦК КПСС работа над законопроектом велась с нач. 1988 г. в Совете по делам религий, в созданных им комиссиях и рабочих группах с участием представителей религ. орг-ций. Однако в мае 1989 г. в результате аппаратной борьбы председатель Совета по делам религий Харчев был заменен Ю. Н. Христорадновым, а подготовленный проект закона о свободе совести отклонен идеологической комиссией ЦК КПСС за излишние уступки религ. орг-циям.
Дальнейшая работа над законом проходила в Верховном Совете СССР. На его весенней сессии 1990 г. законопроект был рассмотрен и возвращен на доработку. Отказ депутатов принять представленный вариант закона был во многом обусловлен позицией религ. орг-ций, прежде всего РПЦ. В работе парламентской комиссии над этим законопроектом активно участвовал Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер), избранный народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья.
Состоявшийся после кончины Патриарха Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор РПЦ 6-10 июня 1990 г. был первым в послевоенный период Собором, проходившим без вмешательства Совета по делам религий. Власти не оказывали влияния на процесс выборов нового Патриарха, к-рым был избран Ленинградский митр. Алексий. Большое внимание на Соборе уделялось вопросам взаимоотношений Церкви и гос-ва, в частности проекту закона о свободе совести. Законопроект предусматривал предоставление прав юридических лиц отдельным приходам, мон-рям, духовным учебным заведениям, управлениям и центрам, но не Церкви как единой, целостной религ. орг-ции. Собор указал на недопустимость подобного положения, фактически повторявшего дискриминационную в отношении Церкви позицию постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. Патриарх Алексий II довел до сведения Г. критическое отношение Церкви к проекту закона о религ. орг-циях, что способствовало достижению договоренности об участии представителей РПЦ и др. религ. объединений в дальнейшей работе над законопроектом.
В окончательном варианте Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» был принят 1 окт. 1990 г. Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. По ст. 13 Закона впервые с 1918 г. права юридических лиц были утверждены за отдельными приходами и церковными учреждениями, в т. ч. и за Патриархией. Согласно ст. 18, религ. орг-ции признавались собственниками зданий, предметов культа, объектов производственного, социального и благотворительного назначения, денежных средств и иного имущества, необходимого для осуществления их деятельности. Ст. 6 открывала юридическую возможность для религ. воспитания детей. Религ. орг-ции получили право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью, учреждать благотворительные и социальные заведения, беспрепятственно публиковать и распространять религ. лит-ру, направлять граждан за границу для паломничества, обучения и участия в религ. мероприятиях.
С принятием этого Закона в СССР был положен конец тотальному гос. контролю за деятельностью религ. орг-ций. Атеизм официально переставал быть гос. политикой, гос-во отказалось от финансирования атеистической пропаганды. Был фактически ликвидирован Совет по делам религий. Согласно ст. 29, Совет сохранялся как информационный и консультативно-экспертный гос. орган, но был лишен властных полномочий: права принятия решения о регистрации и снятии с регистрации религ. орг-ций, а также права контроля за соблюдением законодательства в сфере вероисповедания. Постановлением Верховного Совета СССР от 1 окт. 1990 г. о введении Закона в действие был упразднен институт уполномоченных Совета по делам религий, т. е. его исполнительные органы на уровне республик, краев и областей. Тем же постановлением Верховный Совет СССР поручал Совету Министров СССР утвердить новое положение о Совете по делам религий. Однако оно так и не было принято, хотя формально Совет по делам религий просуществовал до кон. 1991 г.
Разработка Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» проходила в период противостояния Г. с избранным в 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. В Верховном Совете РСФСР разрабатывался собственный Закон «О свободе вероисповеданий», к-рый был принят 25 окт. 1990 г. Российское законодательство пошло дальше союзного по пути преодоления прежних ограничений на деятельность религ. орг-ций. Сохраненный в Законе СССР гос. орган по делам религий в Законе РСФСР упразднялся и заменялся экспертно-консультативным советом при парламентском Комитете по свободе совести. Также в российском Законе вводилась норма, разрешавшая преподавание в гос. образовательных учреждениях религ. дисциплин, имеющих информационный характер. Регистрация уставов религ. объединений была передана в компетенцию республиканского Мин-ва юстиции и его органов на местах, а не была оставлена в ведении местных исполкомов, как это предусматривалось союзным законодательством. Позднее аналогичные российскому законодательные акты появились и в др. союзных республиках - на Украине, в Туркменистане, Узбекистане и Армении.
При разработке нового законодательства без решения остался вопрос о возвращении религ. орг-циям их культовых зданий. За религ. орг-циями не было закреплено исключительное право на передачу недвижимого имущества религ. назначения, поэтому значительная часть культовых зданий на долгие годы оказалась занятой посторонними пользователями, а в нек-рых случаях приватизированной светскими орг-циями и частными лицами.
В стране были созданы все условия для свободного исповедания и свободной деятельности религ. орг-ций. Право на регистрацию получили прежде запрещенные в СССР культы. В частности, в марте 1991 г. Мин-вом юстиции РСФСР был зарегистрирован Управленческий Центр свидетелей Иеговы в СССР (см. Иеговы свидетели), в мае того же года регистрацию получила Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). В стране происходило бурное и бесконтрольное распространение многочисленных нетрадиц. религ. движений различного толка (неохрист., неоориенталистские, синкретические, оккультно-мистические и неоязыческие). Этому способствовала активная деятельность иностранных миссионеров при полном попустительстве гос. властей, отказавшихся от какой бы то ни было защиты традиц. религ. конфессий во время глубокого идеологического и культурного кризиса. Не находили должного отпора со стороны гос. органов и проявления религ. экстремизма, попытки использования религ. лозунгов для разжигания межнациональной розни, что являлось одним из следствий резкого ослабления самого гос-ва.
В условиях падения собственного авторитета среди населения Г. искал поддержку у основных религ. конфессий. 13 марта 1991 г., перед референдумом о сохранении СССР как единого гос-ва, Г. встретился с инициативной группой глав и представителей Церквей и религ. объединений Советского Союза: Патриархом Алексием II, предстоятелями старообрядческих Церквей, председателями Всесоюзного Совета Церквей адвентистов седьмого дня и Совета Союза Евангельских христиан-баптистов, главами духовных управлений мусульман Европейской части СССР и Сибири, Ср. Азии и Казахстана, представителями Всесоюзного совета еврейских религ. орг-ций и Центрального духовного управления буддистов СССР. Инициативная группа поддержала усилия Г. по сохранению целостности СССР. В то же время РПЦ осуждала насильственные методы поддержания гос. целостности СССР. Патриарх Алексий II назвал большой политической ошибкой и грехом применение военной силы в Литве в янв. 1991 г. Во время событий 19-21 авг. 1991 г. в Москве РПЦ обратилась с призывом ко всему народу проявить выдержку и не допустить кровопролития. При этом правосл. Церковь поставила под сомнение законность ГКЧП и заявила о необходимости услышать голос отстраненного от власти Г. После благополучного разрешения ситуации Патриарх Алексий II в приветственной телеграмме выразил удовлетворение в связи с возвращением Г. к обязанностям Президента СССР. Провал попытки гос. переворота был воспринят правосл. Церковью как окончательное завершение исторического периода, начавшегося в 1917 г.