(до 1160, Рим - 18.03.1227, там же; мирское имя Ченчо Савелли), папа Римский (с 24 июля 1216). Происходил из знатной рим. семьи. После рукоположения в сан пресвитера служил каноником базилики Санта-Мария Маджоре, затем каноником Латеранской базилики. Ок. 1188 г. папой Римским Климентом III назначен папским камерарием. Выступил инициатором составления «Liber censuum Romanae Ecclesiae» (с 1192) - регулярно пополнявшегося вплоть до XV в. сборника документов по вассальным доходам Папского престола. В 1193 г. папой Римским Целестином III возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Лукии и в том же году назначен архипресвитером базилики Санта-Мария Маджоре (до 1212). С 1194 по 1198 г. занимал должность канцлера Римской курии, совмещая ее с обязанностями папского камерария. Способствовал реставрации рим. базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), о чем свидетельствует мозаика рубежа XII и XIII вв. в конхе главной апсиды, где у ног Спасителя изображена фигура коленопреклоненного кард. Ченчо Савелли. В 1197-1201 гг. по поручению папы Римского Иннокентия III являлся наставником буд. кор. Фридриха II Штауфена. В 1200 г. папой Иннокентием III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. апостолов Иоанна и Павла.
После смерти папы Иннокентия III на состоявшихся 18 июля 1216 г. в Перудже выборах кард. Ч. Савелли был избран папой с принятием имени Гонорий III и 24 июля кард.-еп. Остии Уголино (впосл. папа Григорий IX) рукоположен в сан епископа. Коронация и интронизация Г. состоялись 31 авг. в соборе св. Петра в Риме и 4 сент. в Латеранской базилике.
В соответствии с решениями IV Латеранского Собора о низложении феодалов, причастных к ереси альбигойцев, Г. подтвердил права военного руководителя крестового похода против альбигойцев барона Симона де Монфора на земли, принадлежавшие Раймонду VI Тулузскому. В 1226 г. Г. убедил франц. кор. Людовика VIII начать новый крестовый поход против альбигойцев, борьба с к-рыми фактически прекратилась после гибели Симона де Монфора (1218).
В 1216-1217 гг. Г. безуспешно пытался стать посредником в конфликте между Англией и Францией, поддерживая права на англ. престол сына англ. кор. Иоанна Безземельного († 1216) Генриха III. В кон. 1226 г. Г. выступил на стороне регентши Франции Бланки Кастильской после ее отказа от претензий возвести на англ. трон ее сына кор. Людовика IX Святого. Папа также стремился нормализовать отношения между различными городами в Италии, сумев добиться прекращения распрей между Пизой и Генуей (1217), Миланом и Кремоной (1218), Болоньей и Пистоей (1219).
В 1224 г. Г. направил послание «к христианам Руссии», одной из целей к-рого было, по всей вероятности, привлечь рус. князей к союзу с Ливонским орденом для совместной борьбы против литов. язычников, в 1227 г. в послании «к королям Руси» Г. призвал их «отказаться от заблуждений» и принять католичество.
Большое значение для католич. Церкви имела последовательная поддержка Г. нищенствующих монашеских орденов. Папа утвердил уставы доминиканцев (булла «Religiosam vitam» от 22 дек. 1216), францисканцев (булла «Solet annuere» от 29 нояб. 1223) и кармелитов (булла «Ut vivendi normam» от 30 янв. 1226). Важным для католич. Церкви было также регулирование деятельности первых ун-тов: в нояб. 1219 г. Г. издал конституцию «Super speculam», запрещавшую изучение гражданского права в Париже и закрывавшую там правовые школы, что способствовало формированию богословского центра в Париже, а гражданского и канонического права - в Болонье. Наиболее значительные с т. зр. канонического права декреталии, выпущенные при Г., были собраны в «Пятой компиляции» (Сompilatio quinta) - 1-м офиц. своде декретального права, получившем папскую санкцию. «Пятая компиляция» была обнародована Г. буллой «Novae causarum» от 2 мая 1226 г., адресованной архидиак. болонского собора канонисту Танкреду. Г. приказывал обеспечить ознакомление Болонского ун-та с новым сборником и использование его в преподавании. «Пятой компиляции» придавалось значение источника права.
Г. составил жизнеописания пап Григория VII (Sancti Gregorii VII vita) и Целестина III, а также сборники проповедей и литургических правил и описания различных обрядов (Ordo romanus de consuetudinis et observantiis).
Погребен в базилике Санта-Мария Маджоре при алтаре Рождества Христова.