Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОНОРАТ
12, С. 71-72 опубликовано: 3 мая 2011г.


ГОНОРАТ

(V в.), еп. г. Массилия (совр. Марсель, Франция), церковный писатель, автор «Жития свт. Илария Арелатского».

Основным источником о жизни Г. является небольшая заметка о нем у Геннадия Марсельского (De vir. illustr. 99), а также те сведения, к-рые автор сообщает о себе в Житии свт. Илария Арелатского. Ученик Илария, Г., видимо, был монахом основанного им в Арелате (совр. Арль) мон-ря. О нек-рых событиях из жизни свт. Илария он пишет как очевидец, мн. его учеников он знал лично. Епископом Массилии Г. стал не ранее 475 г., когда упоминается еще его предшественник Грек, и занимал эту кафедру до начала понтификата папы Геласия I (492-496), к-рый, по словам Геннадия, похвально отзывался о его проповеднической деятельности. Геннадий называет Г. церковным ритором и пишет, что мн. епископы уступали ему свою кафедру для проповеди. Возможно, как проповедник Г. повлиял на свт. Кесария Арелатского. Из многочисленных гомилий Г., о к-рых упоминает Геннадий, ничего не сохранилось. П. Кенель на основании сравнения стиля считает возможным приписать Г. авторство «Слова о чуде св. Генесия Арелатского», но С. Каваллин доказал, что эта проповедь принадлежит скорее самому Иларию Арелатскому, а не его ученику. Из всех произведений Г. до нас дошло только «Житие свт. Илария Арелатского», к-рое Геннадий Марсельский называет лучшим его сочинением.

Это Житие является одним из выдающихся памятников ранней лат. агиографии. Г. много цитирует сочинения др. авторов, напр. свт. Евхерия, еп. Лионского и Илария Арелатского. Благодаря этому до нас дошли небольшие стихотворные фрагменты Эдесия, арелатского поэта, посвященные свт. Иларию, а также послание к нему префекта Рима Авкcилиария. Кроме лат. словесности (Павлин Ноланский, блж. Августин) Г. также был хорошо знаком с сочинениями свт. Григория, еп. Нисского (энкомионам к-рого он явно подражает), и, возможно, свт. Григория Богослова. Помимо вопросов аскетического богословия автор касается и актуального в его время спора о действии Божественной благодати. В Житие Г. вставляет предсмертное увещание свт. Илария, в к-ром приписывает ему учение о «предшествующей подвигу Божественной благодати» (gratia praecedente industria subsequente) (Vita Hilarii. 26), к-рая «изменяет человеческую волю к лучшему» (humanum arbitrium divina praecedens gratia commutaret in melius (Vita Hilarii. 6)). Т. о., у Г. мы находим вполне сформировавшееся учение, утвержденное на II Аравсионском Соборе (529), об абсолютной испорченности свободной воли, вытекающей из греховности человеческой природы, к-рая без предварительного воздействия на нее Божественной благодати сама по себе неспособна к добру, и, следов., в деле спасения всегда сначала действует благодать, а затем следует человеческий подвиг (industria subsequente). Ж. П. Вейс считает, что Г. приписал свт. Иларию эту доктрину, сформировавшуюся неск. позднее. Свт. Иларий, по мнению Вейса, по своим взглядам более близок к учениям Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского, к-рые не признавали свободную человеческую волю изначально неспособной стремиться к добру. Напротив, П. Курсель находит элементы учения о «предшествующей благодати» у Илария, в рассказе о своем обращении (Vita Honorati. 23). Однако если свт. Иларий и рассматривает свое обращение как чудо (подобно блж. Августину), совершенное по Божественной благодати, действовавшей через свт. Гонората, еп. Арелатского, тем не менее он далек от теоретического осмысления этого учения, к-рое свойственно Г.

Соч.: Honoratus Massiliensis. Vita Sancti Hilarii Arelatensis: Ab auctore ejusdem st. Hilarii discipulo scripta // PL. 50. Col. 1219-1246; Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952; Honorat de Marseille. La vie de saint Hilaire d'Arles / Éd. P.-A. Jacob. P., 1995. (SC; 404) (рус. пер.: Гонорат Массилийский. Житие св. Илария / пер.: Д. Зайцев // Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 92-128).
Ист.: Gennad. Massil. De script. eccl. 99 // PL. 58. Col. 1119-1120A.
Лит.: Quesnellus P. Dissertatio quinta seu Apologia pro S. Hilario Arelatensi episcopo, et antiquis sanctae ecclesiae Arelatensis juribus // PL. 55. Col. 429-627; Weiss J.-P. Honorat heros antique et saint Chretien: Etude du mot «Gratia» dans la «Vie de saint Honorat» d'Hilaire d'Arles // Augustinianum. 1984. N 24. fasc. 1-2. P. 265-280; Kolon B. Die Vita s. Hilarii Arelatensis. Paderborn, 1925.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Гонорат (V в.), еп. г. Массилия (совр. Марсель, Франция), церковный писатель Церковные писатели (V - VII вв.) Агиографы католические
См.также:
ВЕНАНЦИЙ ФОРТУНАТ (ок. 535 - ок. 600), еп. Пиктавийский, церковный писатель, агиограф, свт. (пам. зап. 14 дек.)
ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф
АПРИНГИЙ (сер. VI в.), еп. г. Пакс-Юлия, церковный писатель
БРУНО АСТИЙСКИЙ (между 1045-1049 - 1123),, еп. Сеньи, экзегет, св. католич. Церкви (пам. 18 июля)
ВАХИАРИЙ [Вакхиарий, Бахиарий] (нач. V в.), еп. (?), испан. церковный писатель, полемист
ГАУДЕНЦИЙ († ок. 410), еп. г. Бриксия, церковный писатель, св. (пам. зап. 25 окт., 27 апр.)
ЕВХЕРИЙ († ок. 450), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция), свт. (пам. зап. 16 нояб.)
ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель