(V в.), еп. г. Массилия (совр. Марсель, Франция), церковный писатель, автор «Жития свт. Илария Арелатского».
Основным источником о жизни Г. является небольшая заметка о нем у Геннадия Марсельского (De vir. illustr. 99), а также те сведения, к-рые автор сообщает о себе в Житии свт. Илария Арелатского. Ученик Илария, Г., видимо, был монахом основанного им в Арелате (совр. Арль) мон-ря. О нек-рых событиях из жизни свт. Илария он пишет как очевидец, мн. его учеников он знал лично. Епископом Массилии Г. стал не ранее 475 г., когда упоминается еще его предшественник Грек, и занимал эту кафедру до начала понтификата папы Геласия I (492-496), к-рый, по словам Геннадия, похвально отзывался о его проповеднической деятельности. Геннадий называет Г. церковным ритором и пишет, что мн. епископы уступали ему свою кафедру для проповеди. Возможно, как проповедник Г. повлиял на свт. Кесария Арелатского. Из многочисленных гомилий Г., о к-рых упоминает Геннадий, ничего не сохранилось. П. Кенель на основании сравнения стиля считает возможным приписать Г. авторство «Слова о чуде св. Генесия Арелатского», но С. Каваллин доказал, что эта проповедь принадлежит скорее самому Иларию Арелатскому, а не его ученику. Из всех произведений Г. до нас дошло только «Житие свт. Илария Арелатского», к-рое Геннадий Марсельский называет лучшим его сочинением.
Это Житие является одним из выдающихся памятников ранней лат. агиографии. Г. много цитирует сочинения др. авторов, напр. свт. Евхерия, еп. Лионского и Илария Арелатского. Благодаря этому до нас дошли небольшие стихотворные фрагменты Эдесия, арелатского поэта, посвященные свт. Иларию, а также послание к нему префекта Рима Авкcилиария. Кроме лат. словесности (Павлин Ноланский, блж. Августин) Г. также был хорошо знаком с сочинениями свт. Григория, еп. Нисского (энкомионам к-рого он явно подражает), и, возможно, свт. Григория Богослова. Помимо вопросов аскетического богословия автор касается и актуального в его время спора о действии Божественной благодати. В Житие Г. вставляет предсмертное увещание свт. Илария, в к-ром приписывает ему учение о «предшествующей подвигу Божественной благодати» (gratia praecedente industria subsequente) (Vita Hilarii. 26), к-рая «изменяет человеческую волю к лучшему» (humanum arbitrium divina praecedens gratia commutaret in melius (Vita Hilarii. 6)). Т. о., у Г. мы находим вполне сформировавшееся учение, утвержденное на II Аравсионском Соборе (529), об абсолютной испорченности свободной воли, вытекающей из греховности человеческой природы, к-рая без предварительного воздействия на нее Божественной благодати сама по себе неспособна к добру, и, следов., в деле спасения всегда сначала действует благодать, а затем следует человеческий подвиг (industria subsequente). Ж. П. Вейс считает, что Г. приписал свт. Иларию эту доктрину, сформировавшуюся неск. позднее. Свт. Иларий, по мнению Вейса, по своим взглядам более близок к учениям Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского, к-рые не признавали свободную человеческую волю изначально неспособной стремиться к добру. Напротив, П. Курсель находит элементы учения о «предшествующей благодати» у Илария, в рассказе о своем обращении (Vita Honorati. 23). Однако если свт. Иларий и рассматривает свое обращение как чудо (подобно блж. Августину), совершенное по Божественной благодати, действовавшей через свт. Гонората, еп. Арелатского, тем не менее он далек от теоретического осмысления этого учения, к-рое свойственно Г.