Гильда́рд [Годар; лат. Gildardus, Gildaredus, Godehardus; франц. Gildard; в Нормандии - Godard] († 8.06. между 511 и 538), св. (пам. зап. 8 июня), еп. Ротомагский (Руанский). Его имя 14-е в списке епископов Руана. Основными источниками сведений о Г. являются лат. Житие X в. (BHL, N 3539) и рассказ того же времени о перенесении мощей Г. в Суасон (BHL, N 3540). Его родители - знатный франк Нектард и галло-римлянка Протагия, к-рая убедила мужа принять христианство. Поздняя легенда называет Г. братом-близнецом св. Медарда, еп. Новиомага (совр. Нуайон).
Сведения о жизни 2 братьев содержатся в Житии св. Медарда, составленном Псевдо-Фортунатом (BHL, N 5864). Согласно Житию, святые Медард и Г. рано выбрали духовное служение и уже в молодом возрасте стали епископами. Вероятно, они помогали св. Ремигию в обращении франк. кор. Хлодвига в христианство и присутствовали при Крещении последнего. Факты, изложенные в Житии, перешли в позднейшую посвященную святым житийную лит-ру, а также в проповеди и гимны, в мартирологи и «Золотую легенду» Иакова из Варацце. Автор Жития св. Медарда восполняет недостаток информации о Г., приписывая ему черты характера и ряд событий из жизни его более известного «брата». В антифоне, автором к-рого может быть и Григорий Турский, говорится о «славных по всей стране епископах, близнецах по рождению, равных в святости, единовременно посвященных в сан, вместе увенчанных, в общем празднике соединенных» (PL. 71. Col. 1117 ). О братьях-епископах упоминается и в «Песни», приписываемой св. Авдуену, еп. Ротомагскому (BHL, N 5874). В IX в. Одилон, мон. из аббатства св. Медарда (Сен-Медар) в Суасоне, в проповеди «О святых Медарде и Гильдарде» (BHL, N 5874) приводит панегирик единодушию 2 братьев в выборе их жизненного пути.
Легендарная синхрония вызывает недоверие у исследователей. Болландист Г. Хенскенс показал, что жизненный путь братьев, представленный в источниках, является лит. вымыслом - св. Медард умер за 5 лет до того, как Г. был рукоположен во епископа. Факт родства святых одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть.
Единственным хронологически точным указанием в жизнеописании Г. является дата I Орлеанского Собора (511), в к-ром святой принимал участие. Возможно также, что Г. поставил св. Лауда епископом Констанции (совр. Кутанс). Известно о том, что Г. умер ранее, чем был созван III Орлеанский Собор (538), в к-ром участвовал его преемник. Был похоронен на окраине Ротомага (совр. Руан) в небольшой капелле Девы Марии, впосл. посвященной Г. Между 838 и 841 гг. из-за угрозы нападения норманнов мощи Г. были перенесены в аббатство св. Медарда в Суасоне, что, вероятно, и породило вышеупомянутую легенду.
Почитание Г. распространилось во Франции (Суасон, Руан, Париж, Реймс, Санлис), в Англии (Лондон, Солсбери, Уинчестер, Йорк), в Испании (Тарасона, Толедо), в Швеции (Линчёпинг), в Норвегии (Тронхейм) и в Германии.