[греч. Γαία, ῾Αία, Γἠ], в греч. мифологии мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в теогоническом процессе. Г. род. вслед за Хаосом (Hes. Theog. 116 сл.). Она - одна из 4 первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги (Ibid. 126 след.). Вместе с Ураном Г. породила 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых - Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких (Ibid. 126-153). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Г., страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови к-рого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и прекрасная Афродита (Ibid. 154-206). Брак Г. и Понта-моря дал начало целому ряду чудовищ (Ibid. 237-240). Внуки Г. во главе с Зевсом в битве с детьми Г., титанами, победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир (Ibid. 674-740). Г. не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса (Ibid. 470-486). По ее совету Зевс освободил сторуких, к-рые сослужили ему службу в титаномахии (Ibid. 624-628, 713-717, 734 сл.). Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну (Homer. Iliad. I 5). Золотые яблоки вечной молодости - ее свадебный дар Гере. Известна мощная сила, к-рой Г. питала своих детей; ее сын Антей был неуязвим благодаря именно этой силе. Иногда Г. демонстрировала свою независимость от олимпийцев (в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, к-рого уничтожил Зевс) (Hes. Theog. 821-868). Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Г. ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, т. е. смешением животных и человеческих черт (напр., Эхидна - дева-змея). С течением времени стихийно порождающие функции Г. отошли на 2-й план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой (Aeschyl. Prom. 209-210) и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, к-рое потом стало прорицалищем Аполлона. Образ Г. частично воплотился в Деметре с ее благодетельными для человека функциями, в образе Богини-Матери с ее неиссякаемым плодородием, в Кибеле с ее оргиастическим культом.