(1788/90, Стамбул - 16.09.1853, там же), патриарх К-польский (12 июня 1842 - 18 апр. 1845; с 1 сент. 1852). Род. в столичном приходе арх. Михаила, учился в местной народной школе и в молодости состоял иеродиаконом и иеромонахом патриаршего храма. В авг. 1826 г., будучи патриаршим протосинкеллом, Г. получил Видинскую митрополичью кафедру, к-рую занимал до мая 1831 г., когда был перемещен в Драму. В нояб. 1835 г. стал митрополитом Деркийским; через 7 лет был возведен на Патриарший престол.
Г. любил науку и просвещение, отличался ревностью о благосостоянии Церкви и народа, был бессребреником и филантропом. Во время его Патриаршества в Турции имели место многочисленные убийства греков и др. христиан мусульманами, недовольными принятием Гюльханейского хатт-и шерифа (1839), формально признававшего равенство всех подданных султана независимо от вероисповедания. Равенство было фиктивным, но турки никак не могли примириться с тем фактом, что более образованные и предприимчивые греки держали в своих руках торговлю гос-ва. В нач. 40-х гг. в Стамбуле, его предместьях, Македонии и М. Азии убийства стали массовыми. Особенной жестокостью отличалось восстание мусульман в Албании в 1844 г., сопровождавшееся резней христиан. Патриарх дважды отправлял к Румелийским архиереям грамоты, чтобы они собрали и представили в Патриархию сведения о грабежах, воровстве, убийствах и увечьях, причиненных албанцами местным христианам, с тем чтобы Порта впосл. возместила ущерб. Однако вспомоществование поступило только от Патриархии. В целях сохранения спокойствия греков Г. неоднократно посылал грамоты, призывая христиан решать свои дела самим, без участия тур. судей.
Для улучшения финансового положения Патриархии Г. выработал новый устав управления Центральным церковно-народным казначейством. По-прежнему при нем действовал благотворительный кивот, назначенный для помощи бедным перед праздниками Рождества и Пасхи. В июне 1844 г. патриарх утвердил кассу для бедных, возникшую по частной инициативе купца Кириака в приходе Эдирне-капы. В сент. 1843 г. Г. завершил соглашение жителей г. Ватуса Мифимнской епархии, направленное против разорительного обычая давать за дочерьми большое приданое. В сент. 1842 г. был издан синодальный томос, касавшийся хиротонии титулярных архиереев. Их рукоположение было запрещено еще в 1806 г., но наиболее почтенные митрополиты (геронты и эфоры), жившие в столице, могли иметь в своих епархиях архиереев-эпитропов (викариев), к-рые помогали им в управлении духовенством и народом. В результате появилось много архиереев, не имевших ни епархий, ни кафедрального храма, ни паствы. Одновременно появилось много священников без церквей и приходов, монахов без мон-рей. Впредь было запрещено рукополагать титулярных архиереев и священников без назначения их на определенный приход.
Мн. постановления Г. касались защиты народа от инославной пропаганды. В янв. 1845 г. он отправил послание митрополиту, клиру и народу Адрианопольской епархии по поводу вредной деятельности мон. Пантелеимона, к-рый проповедовал учение о частом причащении, даже без исповеди. У него были сторонники, к-рые тайно причащались в домах ежедневно. Г. приказал изгнать Пантелеимона и осудил его последователей. С именем Г. связано возникновение богословской школы на о-ве Халки. В июле 1843 г. он восстановил ставропигиальные права мон-ря Пресв. Троицы; затем обитель была восстановлена на личные средства Г. Свящ. Синод постановил, что патриарху дается право, даже по удалении с престола, жить в мон-ре до самой смерти и управлять им. Одновременно было решено учредить там богословскую школу. Г. обратился за материальным содействием в организации уч-ща к афонским мон-рям, рус. послу в Стамбуле А. П. Бутенёву, епископам Молдавии и Валахии, логофету Молдо-Влахии Константину Стурдзе, меценату-греку Г. Костасу, проживавшему в Москве, греч. консулам в Египте, а также к др. мон-рям, церквам и частным лицам. Наибольшую сумму взносов внесли митрополиты и мон-ри К-польского Патриархата. На собранные средства мон-рь был полностью восстановлен в 1843-1844 гг., а школа открылась с началом 1844/45 уч. г. Кроме того, Г. основал школы взаимного обучения в столичном приходе арх. Михаила, Терапии, призывал иноков ставропигиальных мон-рей Крита помогать материально школам в Ираклионе, Кидонии (Ханье) и Ретимноне и посылать туда для обучения молодых монахов.
При Г. было предпринято издание месячных Миней на основании рукописей Кесария Дапонте из Ксиропотама и кодексов Великой Лавры на Афоне; в 1845 г. были напечатаны месяцы сент., окт. и нояб. Но Евангелия на болг. языке по-прежнему не допускались к обращению в народе. В 1843 г. Г. писал митр. Неофиту Тырновскому и Никифору Филиппопольскому, а также братии Рильского мон-ря, чтобы они собрали все находившиеся в употреблении экземпляры и прислали в Патриархию. В 1853 г. он писал митр. Хрисанфу Филиппопольскому о необходимости продолжать практику богослужения на греч. языке и запретил переход на болгарский; в кон. 1852 г. жителям с. Систова Тырновской епархии было отказано в открытии типографии для печатания слав. книг под предлогом отсутствия лиц, необходимых для цензуры.