(† 31.07.448, Равенна), свт. (пам. зап. 31 июля, 22 сент. (перенесение мощей из Равенны), 1 окт. (погребение), 1 сент. (перенесение мощей 841), 6 янв. (перенесение 859); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по др. источникам)), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция).
Первостепенное значение имеют сведения, к-рые содержатся в текстах V в., в первую очередь в Житии Г., составленном ок. 480 г. пресв. из Лугдуна (совр. Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития св. Илария Арелатского, написанного ок. 480 г. еп. Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (т. н. хроники Проспера Тирона) и нек-рых др. памятников.
Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Г., не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в нач. IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в 2 книгах, «Второе Житие св. Германа» (Vita secunda), включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского (Vita Amatoris = Vita Germani. II 2-8), из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина» (Vita Germani. II 18-27), из Жития св. Геновефы (Vita Germani. II 42-44, 60), из «Церковной истории народа англов» Беды (Vita Germani. II 49, 60 = Beda. Hist. eccl. 1, 18), из соч. «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского (Vita Germani. II 58), из Жития св. Кассиана Августодунского (Vita Germani. II 64).
«Вторым Житием» пользовался в сер. IX в. Эйрих Осерский для поэтического переложения Жития Г. в 6 книгах, а также осерские монахи Рейногала и Алаг, составлявшие во 2-й пол. IX в. по распоряжению еп. Валы «Деяния Автиссиодурских епископов». Поскольку во «Втором Житии» целиком сохранился текст Констанция, то во мн. средневек. рукописях оно фигурирует под его именем, что нашло отражение в ранних изданиях (Л. Сурия, Ж. Б. Дю Сольеа).
У Констанция Лугдунского лишь в общих фразах сообщается о жизни Г. до назначения его епископом. Он происходил из местной галло-рим. аристократии г. Автиссиодура; получил классическое образование сначала на родине, а затем в Риме, где нек-рое время занимался адвокатской практикой; впосл. служил при префекте Галлии. Был женат на некой знатной римлянке Евстахии (ее имя появляется только во «Втором Житии»), однако об их детях ничего не известно. По смерти еп. Автиссиодура св. Аматора Г. был по требованию народа провозглашен его преемником.
К сожалению, повествование Констанция, последовательно излагая события, не дает точных хронологических ориентиров. «Деяния Автиссиодурских епископов» и автор «Второго Жития» определяют длительность епископства Г. 30 годами и 25 днями. Однако попытка составителей «Деяний» согласовать время его правления с временем правления императоров и понтификатов пап грешит неточностями. Наиболее надежно в данном вопросе свидетельство пресв. Стефана Африканца, составившего в кон. VI в. по просьбе Автиссиодурского еп. Авнахария Житие св. Аматора, предшественника Г. В этом сочинении указано, что Аматор скончался в среду 1 мая. Соответствие даты и дня недели имело место в 412, 418 и 429 гг.; в последнем Г. уже был епископом, а ранняя дата не соответствует 30-летнему сроку епископства, т. к. в 444 г. Г. был еще жив и присутствовал на Соборе в Везонционе (совр. Безансон). Т. о., епископское служение Г. следует датировать 418-448 гг.
Весь период между поставлением Г. на епископскую кафедру и его 1-й миссией в Британию (429-430) агиограф Констанций заполняет описанием добродетелей и чудес святого. В это время Г. основал мон-рь на р. Икавна (совр. Йонна), первоначально посвященный мученикам Косме и Дамиану; с кон. VI в. мон-рь стал именоваться в честь одного из его настоятелей - св. Мариана (Сен-Марьен). Визит Г. в Британию для борьбы с ересью пелагианства автор описал подробно как одно из важных событий. Краткая заметка о поездке имеется и в хронике Проспера Аквитанского, где инициатором миссии назван папа Келестин I. Вдохновителем папы выступил некий диак. Элладий, сопровождавший Г. в Британию, а в 433 г. поставленный в качестве первого епископа Ирландии (добрался ли он до острова, неизвестно). Констанций описывает эти события иначе. Брит. епископы, обеспокоенные распространением на острове ереси Пелагия, обратились за помощью в Галлию; местный Собор принял решение послать в Британию Г. и св. Лупа, еп. Трикасс (совр. Труа). По всей видимости, рассказы Констанция и Проспера дополняют друг друга. Вероятно, галльские епископы, приняв решение послать миссию в Британию, через диак. Элладия известили об этом папу Келестина, к-рый уполномочил Элладия действовать в качестве своего представителя.
Прибыв в Британию, Г. и Луп вступили в диспут с пелагианами, во время к-рого чудесные знамения засвидетельствовали их правоту. После этого оба епископа направились в Веруламий (совр. Сент-Олбанс), где поклонились первому брит. мученику св. Альбану. Последним событием, о к-ром упоминает Констанций, была чудесная победа бриттов над объединенным войском пиктов и саксов. Когда Г. троекратно провозгласил: «Аллилуия», войско пиктов и саксов дрогнуло и побежало. Из др. источников об истории Британии V в., после того как с острова была выведена рим. администрация (410), почти ничего не известно. Очевидно, что этим событием не преминули воспользоваться враждебные христианам-бриттам пикты (с территории совр. Шотландии) и саксы (с вост. побережья). Бриттская (валлийская) средневек. традиция помещает место битвы, описанной в Житии Г., в местности Майс-Джермен (Поле Германа) на северо-востоке совр. Уэльса. Несмотря на позднюю письменную фиксацию, это предположение выглядит вполне вероятным, т. к. силы пиктов с севера и саксов с востока могли объединиться против удерживавших запад и юг острова бриттов именно в центр. Англии.
Согласно Житию св. Геновефы (нач. VI в.), по пути в Британию Г. и Луп прошли через дер. Неметодур (совр. Нантер, близ Парижа), где Г. благословил юную святую и предсказал ей великое будущее. Констанций не упоминает об этом событии, однако тот факт, что Г. отплыл в Британию из гавани в Галльском зал. (совр. зал. Сены), путь к к-рой из Автиссиодура пролегал через Паризии (совр. Париж), подтверждает данное предание. Др. аспект связывает брит. миссию Г. с деятельностью св. Патрика, просветителя Ирландии. Ирл. агиографы VII в. Тирехан и Муирьху указывают, что Г. воспитывал св. Патрика в Автиссиодуре, тот жил в основанном святителем мон-ре и был рукоположен им во епископа. Кажется вполне возможным, что после скоропостижной смерти Элладия Г. рукоположил на его место св. Патрика. С др. стороны, св. Патрик в «Исповеди» вскользь упоминает о том, что у него были друзья в Галлии; имя Г. он при этом прямо не называет.
По возвращении из поездки в Британию в свой город Г. обнаружил, что куриалы (члены городской курии, на к-рых была возложена обязанность сбора налогов) жестоко обирают сограждан. Для того чтобы прекратить злоупотребления, святитель направился в Арелат (совр. Арль) к префекту Галлии Ауксилиарию, что дает возможность датировать поездку временем до 439 г., когда этот пост занял Авит, тесть Сидония Аполлинария. Как пишет Констанций, Г. было отказано в услугах гос. почты (evectio), на что он имел право как епископ. Через Августодун (совр. Отён) епископ добрался до Кабиллона (совр. Шалон-сюр-Сон), оттуда речным путем прибыл в Лугдун и далее в Арелат. Миссия Г. окончилась полным успехом: префект оказал епископу необычайное почтение и согласился с его требованиями. Святитель по просьбе префекта исцелил его жену. Кроме Жития св. Г. имя префекта Ауксилиария известно также по Житию св. Илария, еп. Арелатского, автор к-рого Гонорат Массилийский называет Ауксилиария другом Илария. В 445 г. Ауксилиарий, ставший в это время префектом Рима, принимал у себя послов Илария к папе Льву I Великому и беседовал с ними о бренности мира. Учитывая это, можно понять, почему префект претория (один из высших сановников в имперской администрации) столь почтительно отнесся к требованиям епископа. Констанций пишет, что еще до встречи с Ауксилиарием Г. был дружески принят св. Иларием, но более не упоминает об их встречах. Напротив, Гонорат Массилийский указывает, что Иларий часто встречался с Г., и сообщает, что именно при его активной поддержке на Соборе в Везонционе был низложен местный еп. Хелидоний. Это событие привело Илария Арелатского к столкновению с папой Львом, поддержанным имп. Валентинианом III. Возможно, это и заставило Констанция умолчать о тесной связи Г. с архиепископом Арелатским. Характерно, что Констанций описывает Г. как святителя и аскета, причем почти в тех же словах, что и Гонорат Массилийский - св. Илария. Г. носил власяницу, довольствовался легкой одеждой даже в зимнее время, пребывал в постоянных бдениях, как и Иларий; став епископом, основал в епархии мон-рь. Этот аскетический настрой Г. едва ли является следствием дружбы с Иларием (по хронологии Констанция, Г. основал мон-рь за 10 лет до того, как это сделал св. Иларий в Арелате). Склонностью к духовным подвигам отличались галльские епископы уже в IV в. (Мартин Турский), ее чрезмерные проявления вызвали обеспокоенность папы Целестина (послание от 429). Близость аскезы Г. и Илария скорее всего можно приписать влиянию Леринского мон-ря (выходцем из к-рого был св. Иларий).
Новая миссия Г. в Британию была, как и 1-я, вызвана ересью Пелагия, вновь распространившейся в этих краях. Рассказ Констанция, к-рый является единственным источником, немногословен. Из повествования известно, что Г. по прибытии был встречен неким «первым человеком этой области», по имени Элаф, к-рый представил ему своего больного сына. Святой исцелил его, а затем с помощью Элафа добился высылки из страны приверженцев ереси Пелагия. Р. Бориус предполагает, что эти события происходили на юж. побережье Британии. Правитель Элаф, вероятно, был одним из знатных бриттов, к-рые после ликвидации рим. администрации присвоили власть на острове и впосл. назывались королями (reges).
Согласно преданию, зафиксированному в «Деяниях Автиссиодурских епископов», погребальные одеяния Г. были вышиты Галлой Плацидией. Констанций упоминает лишь о том, что императрица взяла себе находившийся при Г. сосудец (capsula) с мощами святых, а Петр Хрисолог оставил на память о святом его власяницу. Мощи Г. были перенесены в Автиссиодур 22 сент. и захоронены в часовне мч. Маврикия 1 окт. 448 г. В VI в. кор. Клотильда, супруга франк. кор. Хлодвига I, выстроила над этим местом базилику в честь Г. Позднее здесь возник мон-рь (аббатство Сен-Жермен-д'Осер), ставший усыпальницей Автиссиодурских епископов. В 841 г. еп. Герибальд Осерский по распоряжению королей Карла Лысого и Людовика Немецкого переложил мощи Г. в новую раку. В 859 г. в присутствии Карла Лысого она была перенесена в новую крипту. По офиц. версии, мощи были уничтожены в 1567 г. гугенотами. Однако какая-то их часть была обнаружена в 1648 г. в Осере. Различные версии их спасения приводит осерский каноник Грегуар Виоль (Viole G. La vie, les vertues et les miracles du grand St. Germain Evesque d'Aucerre. P., 1656); впрочем, уже Ж. Лебёф и болландист Ж. Б. Дю Солье (нач. XVIII в.) сомневались в правдоподобности этих рассказов.