Вокняжение в Муроме блгв. кн. Георгия Ярославича. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
Вокняжение в Муроме блгв. кн. Георгия Ярославича. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), потомок блгв. кн. муромского
Давида (Петра) Георгиевича и св. кнг.
Февронии (Евфросинии). Правление Г. Я. началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/46 г. К этому времени, по-видимому в результате разорения города и его округи монголо-татарами в 1281, 1288 и 1293 гг., Муром запустел, княжеская резиденция находилась вне его; в 1330 г. кн. Ярослав, отец Г. Я., был должен митр.
Феогносту 15 гривен церковных даней (
Присёлков М.
Д.
, Фасмер М.
Р. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Рус. Церкви XIV в.: (Посвящ. В. Н. Бенешевичу). I-IV // ИОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68).
Обновление блгв. кн. Георгием Ярославичем Благовещенского храма. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
Обновление блгв. кн. Георгием Ярославичем Благовещенского храма. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) В 1351 г. Г. Я. «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60). В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, к-рые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами» (Повесть о Рязанском еп. св.
Василии 40-х гг. XVI в. сообщает, что Г. Я. «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» - Памятники. Вып. 1. С. 235.)
Княжение блгв. кн. Георгия Ярославича в Муроме. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием" 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
Княжение блгв. кн. Георгия Ярославича в Муроме. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием" 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) Правление Г. Я. в Муроме было недолгим. Летом 1355 г. в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник кн. Федор Глебович, осадивший город. Г. Я. бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлек на свою сторону большинство бояр, к-рые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Г. Я. в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Г. Я. вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате к-рого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Г. Я. Последний, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 64). Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что кн. Федор «умори» Г. Я. (Там же. Т. 30. С. 111). Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 нояб. 1355 г. нижегородско-суздальского кн. Константина Васильевича, можно заключить, что Г. Я. умер ранее указанной выше даты. Имя Г. Я. было занесено в синодики
муромского в честь Преображения Господня муж. мон-ря и Никольского собора в г. Зарайске.
Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Г. Я. вошли в большинство текстов т. н. лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV - сер. XVI в. неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерус. летописные своды. В 40-х гг. XVI в. они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно к-рой Г. Я. был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском еп. св. Василии вошла в Житие блгв. муромского кн. Константина и его детей Михаила и Феодора, написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 г., и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Г. Я. в Муроме относится к времени не ранее XVII в.- после местной канонизации свт. Василия (1609). Свидетельствами почитания Г. Я. являются памятники иконографии. Хотя его имя не включено в список Собора Владимирских святых, установленный при учреждении празднования Собора в 1982 г., Г. Я. изображается на совр. иконах Собора Муромских святых.
Ист.:
Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 235-237; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой Синодик и Вкладная книга) / Сообщ.: Н. Г. Добрынкин. Владимир, 1892. С. 26; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1; Т. 25; Т. 30; РИИР. М., 1977. Вып. 2. С. 83;
Присёлков М.
Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 (по указ.).
Лит.:
Зимин А.
А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 229-233;
Вагнер Г.
К. Повесть о рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // Там же. 1960. Т. 16. С. 168-169;
Кузьмин А.
Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965. С. 207-209;
Кучкин В.
А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва. М., 1980. С. 51-52;
Епанчин А.
А. Забытые святые и святыни Мурома // Муромский сб., 1-й. Муром, 1993. С. 82;
Смирнова Э.
С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 270-274.
А. В. Кузьмин
Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь)
Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь) Наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением Г. Я. является икона «Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с 87 клеймами жития» (1714) муромского иконописца А. И.
Казанцева (МИХМ). Блгв. князь представлен в 72-74-м клеймах иконы, открывающих последний цикл произведения с историей об «обновлении града Мурома» Г. Я. и с повестью о свт. Василии, еп. Рязанском. Здесь изображено: вокняжение в Муроме Г. Я. («прииде из Киева в Муром град»), его правление («постави себе двор и началствоваша во граде Муроме»), обновление им храма Благовещения Богородицы - молебен перед иконой Божией Матери («первоначалную церковь... обновил и епискупа оу той церкви оустроил по прежнему именем Василия»). В 1-й композиции Г. Я. верхом на коне представлен с дружиной у ворот Мурома; во 2-й он восседает на троне с посохом в деснице, перед ним - подданные в виде 3 мужей разного возраста; в 3-м сюжете блгв. князь с народом молится за спиной свт. Василия. Во всех клеймах Г. Я. изображен со сплошным золоченым нимбом как средовек с короткими кудрявыми волосами и небольшой бородой, одет в шубу желтоватого цвета с золотом и темно-зеленое платье, княжескую шапку с опушкой, в последнем клейме голова не покрыта, а его образ по иконографии почти идентичен внешнему облику рязанского вел. кн.
Олега Иоанновича (представлен тоже с нимбом в 85-86-м клеймах иконы).
Иконография данных клейм близка к миниатюрам лицевой рукописи «Сказание о граде Муроме и о епископьи его, како преиде на Резань», написанной на бумаге посл. четв. XVII в. в кон. XIX - нач. XX в. И. Г. Блиновым (СПбФИРИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. № 50). Предполагают, что миниатюрист копировал клейма более ранней несохранившейся иконы с циклом, иллюстрирующим Повесть о свт. Василии Рязанском (Дмитриева Р. П., Белоброва О. А. Петр и Феврония Муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 174. Примеч. 63). В отличие от иконы 1714 г. в изображении молебна Г. Я. не имеет нимба (в других - с нимбом), в 1-й миниатюре жест князя иной - он указывает на город.
Совр. иконография Г. Я. ориентирована на его изображения в клеймах образа 1714 г. Блгв. князь представлен на 2 иконах «Собор Муромских святых» работы И. В. Сухова (муромский Троицкий мон-рь). На иконе 1998 г. из местного ряда иконостаса (2-я слева от царских врат) он изображен в числе 15 святых самым верхним в левой группе, в княжеской одежде и шапке, с крестом в правой руке, т. к. в местной традиции почитается не только как блгв. князь, восстановивший Муром, но и как мученик, неправедно изгнанный из города и умерший «с истомы» (Рогожский летописец: ПСРЛ. Т. 15. Пг., 1922. Стб. 60, 64; Епанчин. С. 49). На др. иконе 1996 г. (в наст. время в ц. в честь Муромской иконы Божией Матери в скиту Троицкого мон-ря около дер. Мишино, близ Мурома) Г. Я. представлен среди святых, перед Муромской иконой Пресв. Богородицы, во 2-м ряду сверху крайним слева. На совр. иконах он изображен с нимбом, имеющим только контур, как и др. местночтимые святые.
Лит.:
Подобедова О.
И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказание о граде Муроме и о епископии его, како преиде на Резань» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 374-387;
Епанчин А.
А. «Господь поставил меня собирателем». Муром, 2002. С. 49;
Рыков Ю.
Д. Блинов И. Г. // ПЭ. 2002. Т. 5. С. 360; Иконы Мурома / Сост.: О. А. Сухова и др. М., 2004. С. 302-319. № 57;
Сухова О.
А. Житийная икона св. блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Александр Казанцев. 1714 г. М., 2004 (в печати).
О. А. Сухова