(XII - 1-я пол. XIII в.), мон. «Зарубьскыя пещеры», автор поучения. В Др. Руси было 2 города с названием Заруб: один находился на правой стороне Днепра против устья р. Трубеж в Киевской земле, другой - в Смоленской земле, где, вероятно в 1-й пол. XII в., подвизался до поставления на митрополичью кафедру Климент Смолятич. Согласно аргументированной гипотезе И. И. Срезневского, Г. был иноком пещерного мон-ря, к-рый находился при киевской крепости Заруб. Г. известен как автор небольшого поучения духовному сыну. Судя по тому, что создание самого раннего списка поучения относится ко времени правления владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича - 1269-1288 гг. (находится в сб. Слов прп. Ефрема Сирина - РНБ. Погод. № 71а), можно предполагать, что Г. жил в XII - 1-й пол. XIII в. В поучении Г. наставляет свое «духовное чадо», скорее всего молодого человека, не поддаваться честолюбивым помыслам и не искать себе др. учителя - «философа», ставя в пример Христа, Который, умалив Себя, не пожелал поклониться никому - ни цесарям, ни др. «владыкам», ни философам, кроме одного старца-подвижника, под к-рым следует понимать св. Иоанна Предтечу. Г. дает моральные наставления своему духовному сыну, причем скоморохам и музыкантам противопоставляет «крестьянъскы гусли», т. е. Псалтирь, а веселью и потехам светского характера - «сладоточны утехы» Свящ. Писания.