(ок. 1407, София - 26.03.1437, Адрианополь (совр. Эдирне, Турция)), болг. мч. Адрианопольский или Софийский старший (пам. болг. 26 марта).
Повествование о мучениях Г. содержится в единственном греч. сборнике XVI в. (Marc II 50; 235а - 242а) и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге К-польский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную лит-ру и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Г. о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное лит. произведение. Язык оригинала неизвестен. Греч. текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В 2-3 местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греч. текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее (Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum // AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160). В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык (Михайлов. С. 407-411).
Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рожденным в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к к-рому он пришел починить оружие, Г. стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Г. был приведен к правителю города, к-рый, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Г. отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Г. подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от правосл. веры. Твердость Г. разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Г. выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.
В версии мучений Г. еп. Левкийского Парфения сообщается, что ночью, когда костер догорел и золу развеяли по ветру, над пепелищем появился столб света от земли до неба и что с тех пор горожане часто видели стоящий над местом смерти Г. свет в виде факела, столба или звезды (Партений. С. 40).
В Софии о Г. стало известно в 1-й пол. XVI в. Для различения Г., Георгия Нового и Георгия Новейшего его стали именовать Георгием Софийским старшим, но почитание Г. не получило такого широкого распространения, как двух др. Георгиев.