[греч. Γαλακτίων καὶ ᾿Επιστήμη] (III или нач. IV в.), мученики (пам. 5 нояб. и в Соборе Синайских преподобных), пострадали в гонения имп. Деция или имп. Диоклетиана. Первоначальная греч. версия их жития, к-рая не претерпела в дальнейшем значительных изменений, передается от имени Евтолмия, слуги Г. и очевидца подвига святых. Согласно этой версии, Г. и Е. пострадали вблизи горы Пуплион, расположенной на расстоянии 10 дней пути от г. Эмесы (в Сирии). Родители Г., знатные жители Эмесы Клитофонт и Левкиппа, были язычниками. Под видом нищего к ним в дом пришел скрывавшийся во время гонений на христиан мон. Онуфрий и, узнав об их желании иметь ребенка, убедил Левкиппу, что вера во Христа поможет ей исцелиться от бесплодия. Левкиппа была крещена Онуфрием и 8 дней избегала брачного ложа с мужем-язычником. На 8-й день во сне ей явился Спаситель и предсказал рождение ребенка, к-рый в будущем стяжает мученический венец. Когда Левкиппа родила сына, Клитофонт убедился во всемогуществе Божием и принял христианство. Мон. Онуфрий крестил его, а впосл. и их сына Г. Когда Г. исполнилось 24 года, отец обручил его с прекрасной отроковицей Е. Она была язычницей, и поэтому Г. отказывался целовать ее. Узнав о причине необычного поведения жениха, Е. пожелала стать христианкой. Из-за гонений они не могли найти пресвитера, и Г. сам окрестил ее в водах р. Кифос. На 8-й день после крещения Г. и Е. под влиянием рассказанного Е. пророческого сновидения, бывшего ей, приняли решение вступить в девственный брак и разойтись по мон-рям. Через 3 дня они раздали имущество бедным и отправились в путь, взяв с собой слугу Евтолмия, к-рого Г. предварительно окрестил. Придя на гору Пуплион, святые приняли иноческий постриг: Г.- в муж., а Е.- в жен. мон-ре. Через 6 лет, на протяжении к-рых Г. неотступно следовал суровой монашеской аскезе, вновь усилились преследования христиан. Воины, посланные архонтом Урсом на гору Пуплион, застали в мон-ре одного Г.- остальные монахи скрылись. Е. добровольно присоединилась к Г., увидев, что его ведут на расправу. Предстоящие мучения были явлены Е. в сновидении накануне их ареста. На судилище, за то что Г. исповедал Христа истинным Богом и обличил языческие заблуждения, его подвергли избиению воловьими жилами. С Е., заступившейся за Г. и обвинившей архонта в жестокости, совлекли одежды. Желая скрыть свою девственную наготу, она воззвала ко Господу, и мучители ослепли. Затем по молитве святой они прозрели, и 53 чел. уверовали во Христа. Еще более разгневанный этим архонт приказал вонзить им под ногти острые спицы, затем отсечь ноги и руки, но ничто не смогло заставить мучеников отречься от веры во Христа. Они переносили пытки с именем Бога на устах, и поэтому Урс велел отрезать им языки. После долгих мучений святых обезглавили. Слуга Евтолмий, к-рый был свидетелем мученической кончины Г. и Е., собрал их мощи в сосуд и предал погребению.
Сохранилось 2 пространных греч. жития Г. и Е. Более древнее приписывается их слуге Евтолмию (BHG, N 665), самые ранние сохранившиеся списки данного жития (Paris. gr. 1519 и др.) датируются XI в. Др. житие принадлежит Симеону Метафрасту (BHG, N 666), его древнейшие списки также относятся к XI в. (Paris. gr. 1522 и др.). Обе версии жития помещены в Acta Sanctorum и «Патрологии» Ж. П. Миня. Краткое житие мучеников вошло в состав Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 193-195) и Минология имп. Василия II кон. Х в. (PG. 117. Col. 144-145).
Пространные жития Г. и Е. не содержат сведений о времени их жизни. В предисловии к текстам Жития Г. и Е. в Acta Sanctorum указывается 2 возможные эпохи их мученической кончины - правление имп. Деция или имп. Диоклетиана. В житии Симеона Метафраста сообщается, что г. Эмеса расположен в визант. пров. Финикия Ливанская (PG. 116. Col. 93), а гора Пуплион - близ горы Синай (PG. 116. Col. 101). Для объяснения этого недоразумения архиеп. Сергий (Спасский) привлекает выписанные еп. Порфирием (Успенским) сведения синаксаря 1362 г. из афонского мон-ря Пантократор о «горе Пуплие, которая от Сирийского города Емесы отстоит на 10 дней пути и что на ближней горе Сина в Сирии же (а не на Синае, где Бог дал Закон евреям)» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 455). В синаксаре 1362 г. и др. греч. стишных синаксарях (соответственно и в слав. стишных Прологах) говорится, что Г. и Е. пострадали в царствование имп. Деция, однако в более раннем источнике - Синаксаре К-польской ц. X в.- гонителем христиан назван Диоклетиан (SynCP. Col. 193). Ц. Бароний относит мученическую кончину Г. и Е. к 253 г., архиеп. Сергий считает более достоверной эпоху Диоклетиана (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 456).
В зап. традиции получило распространение Житие Симеона Метафраста в лат. переводе Гентиана Гервета, включенное в сборник Алоизия Липомана и впосл. заимствованное оттуда Лаврентием Сурием.
На Руси бытовали в переводе на церковнослав. язык обе версии пространного жития, гл. обр. та, к-рая приписывалась Евтолмию (древнейший список сохранился в Сборнике ГИМ. Чуд. № 23. Л. 137-142, кон. XIV в.). Наиболее ранний список, содержащий перевод Симеона Метафраста, находится в Сборнике РНБ. Кир.-Бел. № 30/1107. Л. 82-94 об., XVI в. Широкое распространение в древнерус. письменности получили краткие жития мучеников в составе нестишного (РНБ. Соф. № 1324. Л. 47-48 об., кон. XII - нач. XIII в.) и стишного Прологов. В ряде списков нестишного Пролога вместо Эмесы ошибочно названа Эдесса. В древнерус. Служебные Минеи включен канон Г. и Е., составленный гимнографом Иосифом (Ягич. Служебные Минеи. С. 300-304). В состав ВМЧ вошли пространное житие, написанное Евтолмием, краткие жития из нестишного и стишного Прологов. Особая редакция жития находится в составе Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского.
В греч. и рус. календарях память Г. и Е. отмечается 5 нояб. Бароний внес их имена под этим числом в составленный им новый Римский Мартиролог.
Ономастические и топонимические заимствования и др. детали указывают на связь Жития Г. и Е. с греч. романами «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (кон. II или кон. V в.) и «Эфиопика» Гелиодора (III в.), что было замечено еще болландистами. Др. лит. источником жития, для текста к-рого характерна нумерологическая символика, является Евангелие от Луки (Коробейникова. О сюжетосложении. С. 324, 327-330, 340-341).
В 70-х гг. XIX в. Иерусалимский Патриарх Иерофей передал частицу мощей Г. в дар ц. ап. Филиппа (Воскресения словущего) в Москве.
Память Г. и Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88).
В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов до московских печатных изданий XVII в. на память Г. и Е. полагается служба с пением на утрене Аллилуия. В издании Типикона 1682 г. (и во всех последующих до совр.) приводится тропарь и кондак Г. и Е. (в этом издании всем святым без знака, приходящимся на время вне 4 постов, были назначены тропари).
Последование, помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа: (греч. Минея не указывает тропарь), кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Μαρτύρων Χριστοῦ τοῖς δήμοις ἠριθμήθητε̇ ( ); группу стихир-подобнов. Каноны в греч. и в рус. Минеях разные: в греч. помещен канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ ( ), нач.: Τοὺς ἀνεσπέρους φωστῆρας, τοὺς λογικοὺς οὐρανοὺς (Невечерние светила, слова небесные); в рус. - канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, греч. оригинал к-рого известен в рукописях (AHG. T. 3. P. 164-174), с акростихом: Ζυγὴν ἀθλητῶν ἀζύγων μέλπειν θέμις. ᾿Ιωσήφ (Союз подвижников небрачный подобает воспевать. Иосиф), ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ ( ), нач.: Ζωοποιῷ Τριάδι, παμμάκαρ, παρεστηκὼς χαρμονικῶς ( ), к-рый изначально включал 2-ю песнь (в рус. Минее опущена).
По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ̀ρδβλθυοτεΑτριπτον, ἀσυνήθη̇ ( ), нач.: Δίδου μοι ἐν ἀνοίξει τοῦ στόματός μου λόγον, Χριστέ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεῖον. Σ. 79). Евергетидский Типикон (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143.
Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост.
Единоличные изображения Г. представлены также в минейных циклах, напр. на фреске ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг. (в рост), большое число - в рус. минейных иконах на нояб., кон. XVI в., Москва (КГОИАМЗ); на иконе «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ).