РПЦ, учреждена в февр. 1839 г. с наименованием Литовская, включала территории Виленской и Гродненской губерний Российской империи. С 6 апр. 1840 г. Литовская и Виленская, с 13 апр. 1945 г. Виленская и Литовская. Совр. территория - в границах Республики Литвы. Кафедральный город - Вильнюс (до 1795 - Вильно, затем - Вильна, с 1920 вновь Вильно, с 1939 - Вильнюс). Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы (Пречистенский). Правящий архиерей - архиеп. Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев; на кафедре с 24 дек. 2010). Епархия разделена на 4 благочиннических округа: Вильнюсский (города Вильнюс и Друскининкай, р-ны Вильнюсский, Тракайский, Шальчининкский), Каунасский (города Каунас и Шяуляй, р-ны Йонавский, Кедайнский, Кяльмеский, Расейнский, Укмяргский), Клайпедский (города Клайпеда и Паланга, р-ны Клайпедский, Акмянский, Мажейкский, Таурагский, Тяльшяйский) и Висагинский (города Висагинас и Панявежис, р-ны Аникщяйский, Биржайский, Зарасайский, Молетский, Панявежский, Пасвальский, Рокишкский, Утянский, Швянчёнский). К 1 янв. 2004 г. в В. е. действовали 50 приходов, 2 мон-ря (муж. и жен.). В клире епархии состояли 43 священника и 10 диаконов.
После заключения в 1596 г. Брестской унии большинство православных, живших на литов. землях и являвшихся польск. подданными, были обращены в униатство. В результате 3-го раздела Польши (1795) литов. земли, включая Вильно, вошли в состав Российского гос-ва, на них были созданы Виленская и Слонимская губернии, объединенные в 1797 г. в одну. Указами 9 сент. 1801 г., 1 янв. и 28 авг. 1802 г. обе эти губернии были восстановлены с названиями Литовская Виленская и Литовская Гродненская, позднее переименованные в Виленскую и Гродненскую. В 1793 г. немногочисленная правосл. община Литвы вошла в Минскую, Изяславскую и Брацлавскую епархию, к-рая была образована на территориях, присоединенных к России по 2-му разделу Польши (1793); с 16 окт. 1799 г. Минский архиеп. Иов (Потёмкин) стал именоваться Минским и Литовским. В 1833 г. была воссоздана правосл. Полоцкая и Витебская епархия, включившая в себя территорию Виленской губ.
К нач. 30-х гг. XIX в. большинство населения Виленской губ. были греко-католиками. По утверждению Полоцкого архиеп. Смарагда (Крыжановского), жителей правосл. вероисповедания в губернии насчитывалось ок. 1 тыс. В Вильне не было ни одной правосл. приходской церкви, действовал только Свято-Духов монастырский храм, в 1838 г. была освящена приписная к нему кладбищенская ц. во имя прп. Евфросинии Полоцкой.
12 февр. 1839 г. в Полоцке состоялся собор епископов униатских Полоцкой и Витебской епархий, к-рый вынес решение о воссоединении с правосл. Церковью (см. Полоцкий собор), в том же году была образована правосл. Литовская епархия, к-рую возглавил архиеп. Иосиф (Семашко; с 1852 митрополит), принятый в общение с правосл. Церковью вместе с паствой. В 1840 г. здание католич. костела св. Казимира было обращено в правосл. церковь, освященную во имя свт. Николая Чудотворца. 9 мая 1845 г. кафедра Литовского архиерея, в 1839-1845 гг. находившаяся в жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре, была перенесена в Вильну, кафедральным собором стала ц. свт. Николая. В 1840 г. было создано Брестское вик-ство Литовской епархии для управления приходами на территории Гродненской губ. В 1843 г. в Литовскую епархию вошла территория новообразованной Ковенской губ. и было учреждено Ковенское викариатство.
До нач. 60-х гг. XIX в. епархия практически не получала средств из российской казны на строительство храмов, местные ресурсы не позволяли осуществлять его в нужном объеме. Положение в корне изменилось после подавления польск. восстания 1863-1864 гг., когда мн. костелы и католич. мон-ри «за содействие мятежникам» главным начальником края М. Н. Муравьёвым были переданы в распоряжение правосл. епархии или закрыты. В 60-х гг. российская казна выделила 500 тыс. р. на строительство 57 храмов в Литовской епархии, кроме того, со всех концов России в край поступали пожертвования. В 1865-1869 гг. были восстановлены древние храмы Вильны, построенные в XIV в.: Успенский митрополичий собор (Пречистенский), ц. вмц. Параскевы Пятницы, ц. свт. Николая, к к-рой пристроили часовню в честь арх. Михаила, в 1851 г. в Свято-Духове мон-ре в существовавшей ранее пещере была оборудована ц. во имя Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, где поместили мощи этих святых, вновь обретенные в 1814 г. К кон. 60-х гг. XIX в. на территории епархии действовало более 450 правосл. храмов.
При архиеп. Макарии (Булгакове; 1868-1879), сменившем на кафедре митр. Иосифа, в епархии были построены и переделаны в православные 293 приходские церкви. Архиеп. Макарий ввел выборность благочинных, при нем регулярно проходили епархиальные, благочиннические и училищные съезды. В 1898 г. Литовскую кафедру занял архиеп. Иувеналий (Половцев), придававший большое значение устроению монашеской жизни. По его ходатайству перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, значительно увеличилось число насельников виленского Свято-Духова мон-ря, священноархимандритами к-рого являлись Виленские архиереи. В 1909 г. при виленском православном Свято-Духовском братстве был учрежден церковно-строительный комитет, к-рый взял на себя заботу по организации сбора средств на храмоздательство в епархии. В 1899 г. в связи с учреждением Гродненской кафедры (см. Гродненская и Волковысская епархия) территория Гродненской губ. была исключена из Литовской епархии, прекратило существование Брестское вик-ство.
Во время управления Литовской епархией архиеп. св. Тихоном (Белавиным; дек. 1913 - июнь 1917; впосл. Патриарх Московский и всея России) была открыта церковь при штабе военного корпуса в Вильне, заложена ц. во имя ап. Андрея Первозванного в с. Андроны Дисненского у., построены храмы в Дисне и в мест. Угорско-Богинское (Богино). Представители имп. семьи в разные годы неоднократно посещали Вильну, участвовали в богослужениях в местных храмах, 24-25 сент. 1914 г. по пути на фронт Вильну посетил почетный председатель Виленского братства имп. св. Николай II Александрович.
8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ.
После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях.
Поскольку православные в Западном крае жили по преимуществу в инославной среде, миссионерство было одним из основных направлений деятельности церковных и рус. общественных структур в Литовской епархии. С 1880 г. в нек-рых храмах начали проводиться внебогослужебные религиозно-нравственные собеседования, с 1892 г. при ДС проходили еженедельные религиозно-нравственные чтения. В доме, принадлежавшем Виленскому братству, по субботам проводились собеседования с евреями. В епархии существовала должность противораскольнического миссионера для работы со старообрядцами. С 1898 г. по Виленскому краю курсировал миссионерский поезд - «вагон-церковь полесских дорог». При архиеп. сщмч. Агафангеле (Преображенском; 1910-1913) начал работу епархиальный миссионерский комитет, к-рый в 1911 г. возглавил еп. Елевферий (Богоявленский), вик. Ковенский. Были также организованы миссионерские курсы, на к-рых главным предметом стала «противокатолическая полемика». При архиеп. Агафангеле в Духов день ежегодно совершались торжественные крестные ходы из всех виленских храмов и мон-рей к Николаевскому кафедральному собору, затем к Свято-Духову мон-рю.
С 1863 г. в епархии выходил ж. «Литовские епархиальные ведомости», с 1907 г.- «Вестник виленского Свято-Духовского братства». 20 янв. 1895 г. в Вильне открылась типография Свято-Духовского братства, к 1909 г. в ней было отпечатано более 100 наименований книг.
К 1895 г. в епархии действовали 38 благочиннических и 86 церковноприходских б-к. С 1 янв. 1880 г. при всех храмах велись приходские летописи. В авг. 1886 г. архиеп. Алексий (Лавров-Платонов) утвердил программу историко-статистического описания приходов епархии, в соответствии с к-рой в 1888 г. в консистории был составлен многотомный документ.
Виленское Свято-Духовское братство являлось древнейшей и крупнейшей в Литве церковно-общественной организацией (действовало в кон. XVI - кон. XVIII в., возрождено в 1865, прекратило существование в 1915). Братство вело активную просветительскую, издательскую, благотворительную деятельность, содержало приют на 12 детей, а также дом, в к-ром на льготных условиях жили 40 семей. Приют для 30 девочек-сирот из семей духовных лиц существовал при виленском Марие-Магдалинском жен. мон-ре. Из др. братств наиболее известно ковенское Свято-Никольское Петропавловское (1864-1915, возобновлено в 1926, существовало до 1940). При большинстве приходов епархии действовали попечительства, в 1895 г. их было 479.
В июне 1917 г., после избрания свт. Тихона (Белавина) на Московскую кафедру, управляющим Литовской епархией был назначен Ковенский еп. Елевферий (Богоявленский). В 1918 г. Литва провозгласила независимость, в состав нового гос-ва вошли бывш. Ковенская губ. и незначительная часть бывш. Виленской губ. Правосл. община Литвы оставалась в каноническом подчинении Русской Церкви, 28 июня 1921 г. Патриарх Тихон и Свящ. Синод назначили еп. Елевферия архиепископом Литовским и Виленским.
После 3 мес. заключения архиеп. Елевферий был выслан из Польши, уехал в Берлин. В апр. 1923 г. ему поступило предложение возглавить ту часть Виленской епархии, территория к-рой находилась в пределах Литовской республики. После приезда владыки в Каунас (Ковно) - временную столицу Литвы - на собрании представителей правосл. приходов был избран епархиальный совет из 3 священников и 2 мирян. Совет ежегодно переизбирался, его состав утверждался департаментом вероисповеданий Мин-ва внутренних дел Литвы. Отношения между правосл. епархией и властями регулировались «Временными правилами отношений Литовской православной церкви с литовским правительством».
Епархия в пределах Литвы была разделена на 3 благочиния: Каунасское, Панявежское и Шяуляйское. К 20-м гг. XX в. число правосл. храмов в крае резко сократилось: десятки храмов были разрушены или использовались под хозяйственные нужды, католич. Церкви, костелы и мон-ри, отнятые у католиков во 2-й пол. XIX в., были возвращены. В 1920 г. в департаменте вероисповеданий Литвы было зарегистрировано 10 правосл. приходов. После возвращения архиеп. Елевферия в Литву число приходов росло и к сер. 30-х гг. достигло 31. В 1923 г. архиеп. Елевферий рукоположил 5 священников, до 1930 г.- еще 5, но священнослужителей не хватало. В 1923-1939 гг. в Каунасе издавалась газ. «Голос Литовской православной епархии», публиковавшая статьи в защиту Православия. С 1937 г., в ответ на создание в Каунасе миссии униатской Церкви, газета выпускала специальное приложение об унии и ее целях.
В 1926 г. возобновило свою деятельность каунасское Свято-Никольское братство (существовало до 1940), число его членов в 30-х гг. составляло 80-90 чел. Братство проводило лекции по религ. и морально-этическим вопросам, выдавало пособия нуждающимся ученикам Каунасской рус. гимназии, оказывало помощь бедным приходам, выдавало средства рус. скаутскому отряду для приведения в порядок могил рус. воинов.
В окт. 1939 г., после разгрома Польши Германией и заключения советско-нем. соглашений, Вильно и незначительная часть Виленского края были присоединены к Литве, на этой территории действовало 14 церквей и проживало 12 тыс. православных. Бо́льшая часть Виленского края (бывш. Дисненский, Вилейский, Лидский, Ошмянский повяты) отошла к Белорусской ССР. В окт. 1939 г. митр. Елевферий приехал в Вильнюс, к-рый вновь стал кафедральным центром, архиерей упразднил виленскую консисторию Польской Церкви.
10 янв. 1940 г. архиеп. Феодосий, бывш. глава Виленской епархии Варшавской митрополии, отправил письмо митр. Сергию (Страгородскому), в к-ром приносил покаяние в грехе раскола, отказывался от управления Литовской епархией и просил принять его и его паству в юрисдикцию Русской Церкви. Архиеп. Феодосий был почислен на покой, жил в вильнюсском Свято-Духовом мон-ре. Однако весной того же года Феодосий сообщил Совету министров Литвы, что его письмо в Москву было ошибкой, что он выходит из подчинения митр. Елевферию и создает временный епархиальный совет. 22 мая 1940 г. он послал письмо К-польскому Патриарху, в к-ром писал, что по-прежнему считает себя главой Виленской епархии и просит принять его в юрисдикцию К-поля. В следующем письме на имя председателя Совета министров Литвы Феодосий отмечал, что его обращение в К-поль - это «первый шаг к независимости от Московского Патриарха Сергия не только Виленского края, но и всей исторической Литовской православной церкви». Феодосия поддержал министр внутренних дел Литвы К. Скучас, в непосредственном ведении к-рого находились вопросы религ. отношений. Дальнейшие действия по объявлению автокефалии Литовской Церкви стали невозможны, после того как в июне 1940 г. в Литву вошли советские войска.
В авг. 1940 г. Литва стала частью СССР. Митр. Елевферий управлял Литовской и Виленской епархией РПЦ до своей кончины 31 дек. 1940 г. Затем полномочным представителем Московской Патриархии в Прибалтике стал Дмитровский архиеп. Сергий (Воскресенский), 24 февр. 1941 г. назначенный митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии. Во время нем. оккупации Литвы в ходе второй мировой войны экзарх Прибалтики не прерывал связь с Москвой. В 1942 г. митр. Сергий (Воскресенский) рукоположил во епископа Ковенского архим. Даниила (Юзвьюка), бывш. секретаря митр. Елевферия. После убийства митр. Сергия 29 апр. 1944 г. в должность временно управляющего Литовской и Виленской епархией и заместителя экзарха Прибалтики вступил в сане архиепископа Даниил (Юзвьюк), к-рый исполнял эти обязанности до вступления в Литву Советской Армии летом 1944 г.
В 1915 г. Литовская семинария эвакуировалась из Вильны в Рязань, где прошел учебный 1916/17 год, занятия возобновились в 1921 г. в Вильно. В 1923 г. Литовская ДС перешла в юрисдикцию Польской автокефальной Церкви. В кон. 1939 г. ДС вернулась в юрисдикцию РПЦ с названием «Вильнюсская». При митр. Сергии (Воскресенском) в Вильнюсе на базе ДС действовали пастырско-богословские курсы для подготовки священнослужителей, к-рыми руководил протопр. Василий Виноградов; курсы окончили 27 чел., выпуск состоялся 27 апр. 1944 г. В 1944 г. семинария была закрыта, в 1946 г.- возобновлена, в авг. 1947 г. под давлением властей вновь закрыта, ученики были переведены в семинарию в Жировицах.
Правосл. духовенство независимой Литвы в 20-х гг. неоднократно обращалось к правительству с просьбой открыть в Каунасе правосл. духовную школу. В кон. 1929 г. Мин-во просвещения выделило 30 тыс. литов на организацию 2-годичных богословских курсов. Занятия вели архиеп. Елевферий, преподаватели парижского Свято-Сергиевского богословского ин-та и руководитель хора каунасского кафедрального Благовещенского собора. На курсах был 1 выпуск, их окончили 8 чел. В 1936 г. действовали 2-недельные епархиальные курсы псаломщиков.
В первые годы после окончания второй мировой войны положение правосл. общины в Литовской ССР было относительно благополучным. В то время когда в республике была закрыта бо́льшая часть костелов и все католич. мон-ри, правосл. храмы и мон-ри (Свято-Духов и Марие-Магдалинский в Вильнюсе) продолжали действовать. На литов. язык были переведены правосл. литургические тексты. Важнейшим событием в жизни В. е. стало возвращение в Вильнюс 26 июля 1946 г. мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, увезенных в Москву летом 1915 г. В 1946-1948 гг. правосл. приходы прошли гос. регистрацию, права юридических лиц получили 44 общины. В 1946 г. в клире епархии состояли 76 священнослужителей. До 1949 г. на средства, поступавшие из Патриархии, было отремонтировано более 20 храмов, в т. ч. пострадавший от бомбежки монастырский храм Св. Духа. Патриархия выделяла также средства на зарплаты священнослужителям и пенсии сиротам из семей духовных лиц, в частности, в 1955 г. 21 из 41 прихода епархии получил различного рода помощь из Москвы.
Общегос. политика наступления на правосл. Церковь начала особо сказываться на правосл. общинах Литвы в нач. 50-х гг. В 1953 г. Совет министров Литовской ССР распорядился не отпускать правосл. общинам стройматериалы из гос. фондов. В 50-х гг. литов. правительство неоднократно обращалось в Москву с ходатайством о закрытии Свято-Духова мон-ря. Епархиальный клир не пополнялся - священнослужителям, приезжавшим из Белоруссии и с Украины, чинились непреодолимые препятствия для прописки в Литве. К 1961 г. число клириков епархии сократилось в сравнении с послевоенным более чем в 2 раза и составляло 36 священнослужителей (из них 6 диаконов). В 1965 г. 15 приходов из 44 не имели своих священников. Летом 1962 г. последовало распоряжение о запрете получения епархией материальной помощи из Патриархии. В 1946-1965 гг. в епархии закрыли ок. 30 храмов, сняли с регистрации Марие-Магдалинский мон-рь. Под негласным запретом было совершение таинств Крещения и Браковенчания, исполнение др. церковных треб. В 70-х гг. в В. е. насчитывалось ок. 30 священнослужителей, число прихожан составляло чуть более 12 тыс. чел. Естественные миграционные процессы - переселение жителей деревень в города - привели к тому, что в большинстве сельских храмов прихожан не осталось. В 70-80-х гг. церковная жизнь была относительно активной только в крупных городах: Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляе, а также в приграничных с Калининградской обл. населенных пунктах Кибартай и Тяльшяй, в храмы к-рых приезжали верующие из соседней области РСФСР, где в то время не было ни одной правосл. церкви. В 1988 г. в епархии действовала 41 церковь.
11 марта 1990 г. было восстановлено независимое Литовское гос-во. По новой Конституции Литвы, Православие вошло в число 9 традиц. для края конфессий, к-рым правительство республики ежегодно выделяет средства, распределяющиеся пропорционально числу верующих; среднегодовая помощь правосл. Церкви из бюджета Литвы составляет ок. 60 тыс. долл. По закону о возвращении собственности, епархии вернули часть недвижимости, к-рой она владела до 1940 г., в частности 5 жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, неск. церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, Евфросиниевское кладбище, на к-ром возобновили Свято-Тихоновскую часовню; выделены средства на восстановление ц. вмц. Параскевы Пятницы.
В кон. 90-х гг. в епархии освятили неск. новых храмов: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в средней школе Клайпеды, во имя свт. Тихона в райцентре Шальчининкай, Иоанно-Предтеченский в Висагинасе. В 2002 г. в Паланге по проекту пензенского архит. Д. Борунова возведен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, по проекту того же архитектора в Клайпеде возводится Покровско-Никольская ц., Никольский придел к-рой освящен в дек. 2002 г. В Висагинасе строится двухэтажный храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в 2001 г. освящен Пантелеимоновский придел этого храма.
Важнейшим событием в жизни правосл. Литвы стало посещение республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25-27 июля 1997 г., приуроченное к празднованию 650-летия кончины Виленских мучеников и 400-летия Свято-Духова мон-ря. Президент Литвы А. Бразаускас вручил Патриарху Алексию II высшую награду Литовской Республики - орден литов. вел. кн. Гедимина 1-й степени. В ходе визита Патриарх Алексий II посетил школу-интернат № 3 в Вильнюсе и передал пожертвование на ее благоустройство. С балкона часовни, в к-рой находится виленская Остробрамская икона Божией Матери, почитаемая как православными, так и католиками, Предстоятель РПЦ выступил с обращением к народу Литвы.
В епархии действует 10 приходских воскресных школ, самая крупная - при каунасском Благовещенском соборе, ее посещают более 200 чел. разного возраста. В 2001 г. создана епархиальная комиссия, курирующая работу воскресных школ. В 2001 г. 12 студентов из Литвы окончили заочное отд-ние Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та.
В 1997 г. начала работу постоянно действующая епархиальная комиссия по аттестации преподавателей предмета «Основы религии», изучаемого в литов. общеобразовательных школах (по выбору учащихся) с 1992 г. Для правосл. учителей-катехизаторов епархия ежегодно проводит республиканские семинары. В наст. время в школах с рус. языком обучения работают 55 правосл. учителей-катехизаторов.
В нач. 90-х гг. епархия издала 3 выпуска правосл. сб. «Лоза», «Очерки по истории русской святости» Иоанна Кологрива, молитвенники, отдельные труды рус. религ. философов.
В 1995 г. было учреждено епархиальное Православное братство Литвы (председатель совета - настоятель Благовещенского собора в Каунасе прот. Анатолий Стальбовский), в к-рое вошли большинство приходов епархии. Во многом благодаря инициативе совета братства сотни юношей и девушек стали участниками летних правосл. лагерей, организуемых ежегодно на берегу Балтийского м. и в мест. Ужусаляй под Каунасом. Кроме того, молодые люди совершают паломничества по св. местам России, Белоруссии, Украины. На праздники Рождества Христова и Пасхи проходят фестивали молодежных творческих коллективов. Правосл. об-во св. Евфросинии Полоцкой организует летние правосл. лагеря, молодежный хор об-ва участвует в богослужениях. Общество правосл. просвещения «Живой колос» опекает детей-сирот и детей из неблагополучных семей в рамках действующей уже 12 лет программы «Крестные и крестники». «Живой колос» ведет программу на Литовском национальном радио, в к-рой освящаются религиозно-нравственные вопросы, исторические и совр. аспекты жизни русских в Литве.
Наиболее почитаемой святыней епархии являются мощи мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, почивающие в соборном храме вильнюсского Свято-Духова мон-ря. В трапезной вильнюсского Марие-Магдалинского жен. мон-ря хранится ларец с частицами мощей св. равноап. Марии Магдалины, привезенный в Вильно из Почаевской лавры в 1937 г. В соборе в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Каунасе находится Сурдегская икона Божией Матери, по преданию явившаяся в 1530 г. над источником в мест. Сурдеги, в 38 км от Панявежиса; этот источник и поныне является местом паломничества верующих.
К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 2 мон-ря: вильнюсский Свято-Духов (муж., основан на рубеже XVI-XVII вв.) и вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины (жен., основан в 1864).
В XIX - нач. XX в. на территории епархии существовали: виленский во имя Св. Троицы (муж., основан во 2-й пол. XIV в., в нач. XVII в. передан униатам, возобновлен как православный в 1845, упразднен в 1915), Сурдегский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (муж., основан в 1550, упразднен в 1915), Пожайский в честь Успения Божией Матери (муж., преобразован в 1839 в православный из католического, упразднен в 1915), Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в 1839 преобразован в православный из униатского, упразднен в 1872, возрожден в 1901 как жен., упразднен в 1923), Анталептский в честь Рождества Пресв. Богородицы (жен., основан в 1893, упразден в 1948).
Митр. Иосиф (Семашко; 6 марта 1839 - 23 нояб. 1868, с 25 марта 1839 архиеп., с 30 марта 1852 митр.); архиеп. Макарий (Булгаков; 10 дек. 1868 - 8 апр. 1879); архиеп. Александр (Добрынин; 22 мая 1879 - 28 апр. 1885); архиеп. Алексий (Лавров-Платонов; 11 мая 1885 - 9 нояб. 1890, с 20 марта 1886 архиеп.); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов; 13 дек. 1890 - 30 апр. 1894); архиеп. Иероним (Экземплярский; 30 апр. 1894 - 27 февр. 1898, с 6 мая 1895 архиеп.); архиеп. Иувеналий (Половцев; 7 марта 1898 - 12 апр. 1904); архиеп. Никандр (Молчанов; 23 апр. 1904 - 5 июня 1910); архиеп. Агафангел (Преображенский; 13 авг. 1910 - 22 дек. 1913); архиеп. Тихон (Белавин; дек. 1913 - 23 июня 1917); митр. Елевферий (Богоявленский; 13 авг. 1917 - 31 дек. 1940, с 13 авг. 1917 временно управляющий, с 28 июня 1921 правящий архиерей в сане архиепископа, с окт. 1928 митр.); митр. Сергий (Воскресенский; март 1941 - 28 апр. 1944); архиеп. Даниил (Юзвьюк; временно управляющий 29 апр. 1944 - июнь 1944); архиеп. Корнилий (Попов; 13 апр. 1945 - 18 нояб. 1948); архиеп. Фотий (Топиро; 18 нояб. 1948 - 27 дек. 1951); архиеп. Филарет (Лебедев; временно управляющий 1952-1955); архиеп. Алексий (Дехтерёв; 22 нояб. 1955 - 19 апр. 1959, с 25 июля 1957 архиеп.); архиеп. Роман (Танг; 21 мая 1959 - 18 июля 1963); архиеп. Антоний (Варжанский; 25 авг. 1963 - 28 мая 1971); еп. Ермоген (Орехов; 18 июня 1971 - 25 авг. 1972); еп. Анатолий (Кузнецов; 3 сент. 1972 - 3 сент. 1974); еп. Герман (Тимофеев; 3 сент. 1974 - 10 апр. 1978); архиеп. Викторин (Беляев; 19 апр. 1978 - 10 апр. 1989, с 9 сент. 1982 архиеп.); еп. Антоний (Черемисов; 22 апр. 1989 - 25 янв. 1990); митр. Хризостом (Мартишкин; 26 янв. 1990 - 24 дек. 2010, с 25 февр. 2000 митр.); Иннокентий (Васильев; с 24 дек. 2010).
Особенности церковного строительства Вильнюса обусловлены историей средневек. Литовского гос-ва, к-рому присущи многонациональность и многоконфессиональность. Отчетливо прослеживается взаимодействие различных художественных культур: визант., соседних слав. народов (белорус., польск., рус.), большую роль играла теснейшая связь с Зап. Европой, особенно после принятия католичества в качестве гос. религии. Существовавшие на протяжении столетий конфессии (Православие, католицизм, униатство) получали приоритет в разные исторические периоды, святыни Вильнюса (храмы, мон-ри, иконы) неоднократно переходили от одной конфессии к др. Город страдал от разрушительных пожаров, после к-рых приходилось заново отстраивать многие, в т. ч. и церковные, здания. Все эти факторы вызывали неоднократные изменения в облике как правосл., так и католич. храмов Вильнюса.
По преданию, первые деревянные христ. постройки возникли в XIII в. на месте древних языческих святилищ. Вел. кн. литов. Ольгерд, его первая супруга Мария Ярославна, кнж. витебская, и вторая - Иулиания Александровна, кнж. тверская, основали в Вильно первые правосл. храмы, еще неск. церквей были построены после учреждения отдельной правосл. митрополии (1415). После офиц. принятия христианства (1387) в стране строились в основном католич. храмы: Владислав-Ягайло, приняв католичество, заложил в 1387 г. кафедральный собор во имя св. Станислава, учредил еп-ство и даровал Вильно магдебургское право. При Казимире IV Ягеллончике в 1469 г. вышел запрет строить и поновлять правосл. рус. храмы. Древние церкви или их изображения, за редким исключением, не сохранились (в XIX в. от древнейших в Вильнюсе Успенской (Пречистенской) и Пятницкой церквей оставались только фрагменты стен). После заключения гос. Люблинской (1569) и религ. Брестской уний (1596) католичество и униатство стали насаждаться насильственно, в 1609 г. правосл. церкви и мон-ри (кроме Свято-Духова) были переданы униатам. В XVII в. абсолютное большинство населения Вильно составляли католики и греко-католики. XVII-XVIII века - период итал. влияния в архитектуре, когда приглашенные итал. архитекторы и художники активно участвовали в строительстве и украшении костелов, именно тогда сложился совр. облик города.
В 1795-1915 гг. Вильнюс находился в составе Российской империи. Для этого периода характерно возобновление древних правосл. святынь и строительство новых храмов, в т. ч. в др. городах и местностях епархии. Во 2-й пол. XIX в. церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы и Пречистенский собор были возобновлены с уцелевшими древними фрагментами и в таком виде сохранились до наст. времени.
Свято-Духов мон-рь в Вильнюсе - один из главных центров Православия на территории Литвы и Белоруссии. Первая церковь в честь Сошествия Св. Духа (XIV в.) была деревянной, в 1638 г. на ее месте была возведена каменная в стиле барокко, перестроенная после пожара (1749). Собор утратил первоначальный вид, но сохранил прежний план в виде креста и свое пространственное решение (3-апсидная, 3-нефная постройка с трансептом и 2 башнями). В 1873 г. собор был увенчан массивным куполом, возобновлена колокольня, построенная еще в 1638 г. Деревянный барочный иконостас выполнен по проекту архит. И. К. Глаубица в 1753-1756 гг. В сер. XIX в. 12 образов для иконостаса были написаны академиком живописи И. П. Трутневым. Мн. монастырские строения, относящиеся к XVI в. (келейные корпуса, адм. постройки), позднее неоднократно перестраивались; ворота возведены в 1845 г.
Свято-Троицкий мон-рь стоит на месте мученической кончины виленских святых, к-рое вел. кн. Ольгерд подарил христ. общине, выстроившей при содействии вел. кнг. Иулиании в 1347-1350 гг. деревянную церковь во имя Св. Троицы, куда перенесли мощи мучеников. В 1514 г. польск. кор. Сигизмунд I разрешил кн. К. И. Острожскому построить в Вильно 2 каменные церкви, в т. ч. и Свято-Троицкую. В XVII в. уже на территории захваченного униатами мон-ря (1609) к зданию церкви были пристроены часовни - с юж. стороны во имя Воздвижения Св. Креста (1622), с сев.- ап. Луки (1628) и семейная усыпальница Яна Тышкевича. После разрушительных пожаров (1706, 1748, 1749) церковь была отстроена униатами по проекту архит. Глаубица в стиле позднего барокко. Это 3-апсидный, 3-нефный прямоугольный в плане храм зального типа. В целом архитектурный ансамбль Свято-Троицкого мон-ря сложился в XVII-XVIII вв., но строительные работы продолжались до 20-х гг. XIX в. Входные ворота (1749, архит. Глаубиц) со стороны ул. Аушрос-Варту - пример литов. позднего барокко: извилистые горизонтали карнизов, стен, сложные ритмы пилястр и арок создают динамичный силуэт. В 1839-1915 гг. мон-рь принадлежал православным.
Успенский (Пречистенский) собор, один из древнейших, был построен в 1-й пол. XIV в. киевскими зодчими по образцу Софийского храма в Киеве. В 1348 г. Владимирский еп. Алексий (буд. митрополит всея Руси) по приглашению вел. кн. Ольгерда освятил этот храм. По остаткам фундамента и позднейшим описаниям можно судить, что план церкви был близок к квадрату, здание имело купол, колокольня стояла отдельно, по сторонам собора был разбит сад. Высота древнего храма неизвестна, в юго-вост. углу совр. здания сохранилась башня с внутренним ходом под крышу, на наружной ее стороне видны фрагменты прежнего архитектурного декора. От 3 угловых башен остались лишь основания, на к-рых впосл. воздвигли новые башни, наподобие сохранившихся. Престолы храма были посвящены Богородичным праздникам: Рождеству, Введению во храм, Благовещению и Успению (главный престол) и дали название церкви - Пречистенская. С избранием в 1415 г. митрополита для Зап. Руси вел. кн. Витовт провозгласил собор кафедральным митрополичьим. 15 февр. 1495 г. здесь проходила встреча дочери рус. вел. кн. Иоанна III, вел. кнг. Елены Иоанновны, буд. супруги вел. кн. литовского Александра Ягеллончика. Молебствия совершал сщмч. архим. Макарий, в том же году возведенный в сан митрополита Киевского. В 1513 г. Елена Иоанновна была погребена здесь, над гробницей установлена привезенная ею в приданое чудотворная Виленская «Одигитрия» икона Божией Матери, позднее находившаяся в Свято-Троицком мон-ре.
В 1609 г. церковь перешла к униатам. Во время войн XVII в. была разрушена и пришла в запустение, в XIX в. ее перестроили, одно время в ней находился анатомический театр. В 1865 г. под рук. проф. А. И. Резанова и акад. Н. М. Чагина началось восстановление Пречистенского собора, освященного 22 окт. 1868 г.; 12 нояб. 1868 г. был освящен придел во имя свт. Алексия; в 1871 г. устроен и освящен придел во имя сщмч. Макария Киевского.
Ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы была сооружена в 1345 г. по повелению первой супруги вел. кн. Ольгерда Марии Ярославны, кнж. витебской, к-рая была здесь погребена. Церковь в 1557 г. сгорела во время большого пожара, через 3 года была восстановлена с разрешения польск. кор. Сигизмунда II Августа и освящена в честь Богоявления Господня, но продолжала именоваться Пятницкой. В 1611 г., после очередного пожара, была передана Свято-Троицкому мон-рю, в то время находившемуся под властью униатов. В 1655-1661 гг., когда город временно перешел под власть царя Алексея Михайловича, Пятницкая ц. была восстановлена и передана православным. В 1698 г. ее внутренний вид был устроен по образцу древнерус. храмов. В ней неоднократно молился имп. Петр I в бытность свою в Вильно и крестил здесь арапа Ибрагима, предка А. С. Пушкина. После 1796 г., когда обрушилась крыша, храм находился в руинах до 1864 г. По распоряжению генерал-губернатора края гр. М. Н. Муравьёва восстановление церковного здания было выполнено по проекту архит. А. Марциновского под рук. Чагина, в 1865 г. церковь была освящена.
К числу древнейших христ. святынь Вильнюса принадлежит ц. свт. Николая (Перенесенская). Первое упоминание об этой церкви относится к 1511 г., в 1514 г. по разрешению кор. Сигизмунда I отстроена в камне кн. К. И. Острожским наряду со Свято-Троицкой. В 1609-1827 гг. в числе др. церквей города принадлежала униатам. Первоначальный облик церкви был близок к готическим храмам, но наличие 3 апсид свидетельствует о ее первоначальной постройке в стиле правосл. архитектуры; перестраивалась после пожара 1748 г. по проекту архит. Глаубица и в 1865 г. в русско-визант. стиле по проекту Резанова. В 1866 г. состоялось торжественное освящение возобновленного храма (Литовские ЕВ. 1866. № 21. С. 92), в 1869 г. была освящена часовня в честь архистратига Михаила, построенная также по проекту Резанова. Это массивное здание типа четверика на восьмерике, с круглым куполом примыкает вплотную к юж. фасаду церкви, к к-рому пристроена также многоярусная колокольня под высоким шатром, нижние ярусы к-рой - четверики, верхние - восьмерики. Фасады украшены орнаментальными поясами из цветного кирпича; окна и порталы отделаны наличниками. В убранстве интерьера использованы витражи. Мозаика «Архистратиг Михаил» в часовне выполнена в мастерских имп. АХ. В храме хранятся частицы мощей свт. Николая, привезенные из Бари.
Деятельность архитекторов Резанова (1817-1887) и Чагина (1823-1909) в Вильне пришлась на 60-70-е гг. XIX в. Они проектировали постройки и наблюдали за строительством правосл. храмов Вильны. В 1865 г. по проектам Резанова были построены в русско-визант. стиле шатровые часовни, Александро-Невская на Георгиевской площади (снесена в 1919), в центральной части города, и Георгиевская на правосл. Евфросиниевском кладбище в память воинов, погибших при подавлении Польского восстания 1863-1864 гг.
В сер. XIX в. РПЦ были переданы мн. католич. и униатские костелы и мон-ри, в к-рых были произведены необходимые перестройки согласно правосл. канонам. В 1840 г. бывш. костел ордена иезуитов во имя св. Казимира был освящен во имя свт. Николая и стал кафедральным собором Вильны (до 1925), его фасадам были приданы черты правосл. храма (по проекту Резанова, см.: Литовские ЕВ. 1867. № 19. С. 793). В 1864 г. по высочайшему повелению были закрыты католич. мон-ри. Мон-рь тринитариев с костелом Иисуса Христа (возведен в 1696 гетманом Яном Казимиром Сапегой), освященный в честь арх. Михаила, действовал до 1929 г.; мон-рь ордена визиток (визитанток) был преобразован в 1865 г. в правосл. мон-рь св. Марии Магдалины. Его главный храм (бывш. костел Сердца Иисусова) представлял в плане греч. крест, по типу это была центричная купольная постройка в стиле рококо, на зап. фасаде, имевшем декоративно вогнутый контур, не было традиц. для католич. храмов 2 башен; храм был построен при поддержке кор. Августа II Сильного по проектам архитекторов Дж. М. Фонтаны и Глаубица, руководил работами Й. Пол.
В 1890-1910 гг. строились приходские храмы в новых районах разраставшейся Вильны, при них открывались школы для детей. Были освящены: 3 сент. 1895 г. ц. арх. Михаила, построенная в память гр. М. Н. Муравьёва; 25 окт. 1898 г. ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в память имп. Александра III; 1 июня 1903 г. Знаменская ц. Все эти храмы были возведены в русско-визант. стиле с использованием средневек. архитектурных традиций.
В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых и в память кн. Константина Острожского был построен храм-памятник во имя св. равноап. имп. Константина и прп. Михаила Малеина по проекту архит. А. Адамовича при участии епархиального архит. А. А. Шпаковского на средства известного храмоздателя И. А. Колесникова, (действительного статского советника, директора Никольской мануфактуры Саввы Морозова). В Москве были сделаны памятные дары, предназначенные для освящавшего храм архиеп. Литовского и Виленского Агафангела (Преображенского), напр. панагия (1912-1913, коллекция Гос. хранилища ценностей РФ; см.: Волдаева В. Ю. Серебряная панагия из коллекции Гохрана РФ и новые данные о фирме Н. В. Немирова-Колодкина // ПКНО, 1997. М., 1998. С. 455-458)). Храм был заложен 14 мая 1911 г. и освящен 9 мая 1913 г. в присутствии вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны. Пятиглавый, с колокольней при церкви, он был спроектирован в новом для Вильны неорус. стиле, декорирован в традициях древней ростово-суздальской архитектуры, внутри - бесстолпный. Виленские мастера осуществляли строительные работы и наружную отделку здания; московские - внутреннюю отделку храма: иконостас, иконы, кресты, колокола, утварь и т. д.
Сохранившиеся фрагменты фресок в колокольне кафедрального собора св. Станислава свидетельствуют о связях мастеров, работавших в Вильно, с живописными традициями Сербии и Болгарии. С XV в. стала распространяться живопись в западноевроп. готическом стиле, в монастырских мастерских Вильно создавались картины для алтарей и миниатюры рукописных книг. Первая лицевая рукопись - т. н. Лаврушево Евангелие (нач. XIV в., Краков, б-ка Чарторыйских) - с 18 миниатюрами была создана под влиянием визант. искусства. Влияние болг. и новгородских рукописей прослеживается в Евангелии XIV в. и Евангелии Сапеги кон. XV в. (обе в б-ке АН Литвы).
В XIX в. для скульптурных и живописных работ в новых и новоосвященных храмах Вильны приглашали художников академической школы. Так, иконы 5-ярусного иконостаса Пречистенского собора написал Трутнев, И. Т. Хруцкий - для Троицкой церкви, Ф. А. Бруни - копию картины «Моление о чаше» для жен. мон-ря св. Марии Магдалины. Одни и те же художники в 60-х гг. XIX в. работали над отделкой ц. свт. Николая и убранством кафедрального Николаевского собора, для местного ряда иконостаса иконы и образ Саваофа писал проф. К. Б. Вениг, др. иконы - К. Д. Флавицкий; образы свт. Николая и св. Александра Невского - акад. Н. И. Тихобразов; запрестольный образ Воскресения Господня, а также картоны изображений свт. Николая, св. Александра Невского, св. Иосифа Обручника для фронтона - В. В. Васильев (он же написал иконы для Александро-Невской часовни и образ вмч. Георгия для Георгиевской часовни). Находящиеся в нишах и по стенам Николаевского собора иконы работы Ф. П. Брюллова и Трутнева были переданы из Исаакиевского собора С.-Петербурга при содействии Резанова.