Михайлович Киранов (8.03.1881, с. Мануйловка Бердянского у. Таврической губ.- 30.03. 1942, Темниковский ИТЛ), сщмч. (пам. 17 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из болг. священнического рода, брат сщмч. Димитрия Киранова. По окончании в 1903 г. Таврической ДС В. поступил в Юрьевский ун-т, в след. году оставил учебу и 21 дек. был назначен псаломщиком к Троицкой ц. в с. Новопрокофьевка Бердянского у. В 1905 г. женился, 30 окт. был рукоположен Таврическим еп. Алексием (Молчановым) во иерея к Покровскому храму в с. Б. Благовещенка Днепровского у. В 1906 г. назначен законоучителем в нововасильевскую земскую школу, впосл. являлся также духовным следователем Серагозского благочиния. В нач. 20-х гг. В. был возведен в сан протоиерея и переведен в Бердянск настоятелем Вознесенского собора. В 1928 г. собор был закрыт (в 1929 взорван), В. перешел в городскую Покровскую ц., вскоре был назначен ее настоятелем и благочинным Бердянского округа. По распоряжению В. лишенное приходов духовенство принимали в штат Покровской ц. певчими, сторожами и на др. должности, была заведена касса взаимопомощи для поддержки малоимущих. В. убеждал клириков, переходивших на работу в светские учреждения из боязни преследований, не оставлять священнослужения.
К кон. 1936 г. Покровский храм был единственным действующим храмом в Бердянском благочинии. Но и его власти намеревались закрыть и разрушить под предлогом отсутствия камня для постройки школы. В. и прот. сщмч. Михаил Богословский организовали приходское собрание в защиту храма, к-рое состоялось 8 янв. 1938 г., после литургии, присутствовали ок. 4 тыс. чел. В защиту церкви выступили мн. прихожане, наиболее ярким было выступление инженера В. М. Панкратова, сказавшего: «Советская власть забирает нашу последнюю отраду, нам нужно крепко стоять перед этой властью, и она оставит нам церковь... Где тот кирпич уже разрушенных церквей? Почему из него не построена ни одна школа? Братья, наши сердца уже двадцать лет обливаются кровью». Панкратов обещал представителям горисполкома, присутствовавшим на собрании, что приход соберет деньги для строительства школы. Несмотря на выступление прихожан, вскоре храм был закрыт, к лету арестовали всех служивших при нем священников.
В. был арестован 25 июня 1938 г., почти сразу к нему были применены пытки. В. писал супруге о следствии: «Кратко мое дело... Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течение 300 часов с перерывом в 6 часов, заставили подписать составленный начальником НКВД... протокол - бред сумасшедшего чека... Я держался больше месяца без сна и днем и ночью... Предъявили показания... что я поручил в день выборов отравить колодцы и выдал яд... Затем переключили обвинения на агитацию». На последующих допросах В. отказался от выбитых у него показаний, 7 марта направил следователю заявление, в к-ром сообщал, что «был вынужден подписывать эти показания и подписывал их не читая... Очные ставки, которые я подписывал, были заготовлены следователем ранее». После того как физические меры воздействия не дали результата, к следствию в качестве «свидетеля» был привлечен бывш. свящ. П. Зверев, к-рого В. ранее безуспешно уговаривал не оставлять священнослужения. На очной ставке Зверев советовал В. отказаться от сана и «перейти на честный труд»; в ответ священномученик назвал Зверева отступником и подхалимом, за что отсидел 10 суток в карцере.
В. и большинство заключенных виновными себя не признали (В. писал из тюрьмы: «Я, всегда лояльный, открытый патриот и защитник весьма многих реформ, и вдруг -контрреволюционер. Перед родиной и властью не грешен, и пусть Бог будет судьей моим и вольным и невольным врагам»). Поскольку материалов для открытого судебного заседания было недостаточно, Запорожский суд переслал дело на рассмотрение в Днепропетровск, затем в Киев. Не найдя достаточных оснований для осуждения арестованных, 11 авг. 1939 г. прокурор УССР Косман направил дело на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР.
Ожидая решения своей участи, В. писал из заключения близким: «Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова,- сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению... Страдаю я, как вам известно, совершенно невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чем не повинен... Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер - отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я Его лишь благодарю за милость исправления этим путем. Всех вас прошу: да будет мир между вами во спасение ваше, а мне в утешение».
Тройка НКВД на заседании 29 окт. 1939 г. приговорила В. к 8 годам ИТЛ. Постановление было объявлено 28 нояб., священномученика направили в Томско-Асинский ИТЛ (с. Асино Новосибирской обл.). Из лагеря он писал: «Принимали доброе, примем безропотно и плохое... слава Богу, что дал возможность искупить этим путем бесчисленные грехи пред Ним». В окт. 1940 г. ввиду расформирования Томасинлага В. был переведен в Темниковский ИТЛ, скончался в лагере, похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.