[лат. Vincentius; франц. Vincent] (III в.), мч. Агинский (пам. зап. 9 июня). О мученической кончине В. рассказывают анонимные «Страсти св. Викентия» сер. VI в. Согласно этому памятнику, в окрестностях г. Агин (совр. Ажен, Юж. Франция), на берегу реки, находилось святилище друидов. Здесь во время празднеств, посвященных богу солнца, появлялся огненный круг, спускавшийся к реке и вновь поднимавшийся к храму, что привлекало в это место множество язычников. Христианин В. осенил этот огненный круг крестным знамением, после чего он исчез и не появлялся вновь. Исчезновение огня вызвало гнев и раздражение язычников. Присутствовавший на празднике правитель (praeses) города немедленно вызвал В. в суд. После того как В. исповедал христ. веру и отказался поклониться языческим богам, он был приговорен к смертной казни и обезглавлен. Спустя 150 лет мощи В. были обретены и перезахоронены в Каструм Помпеякум (вероятно, совр. Помпие), в районе Агина, где впосл. был воздвигнут храм в честь святого. В IX в., во время набегов норманнов, мощи В. были перенесены в Сент-Фуа-д'Ажен, а впосл. в аббатство Конк, в диоцезе Родез.
Свт. Григорий Турский сообщает о диаконском сане В. (leviticae stolae) и о том, что он был замучен местными жителями (De gloria martyrum 104 // PL. 105). Венанций Фортунат в 2 поэмах, посвященных св. Леонтию, еп. Бурдигальскому, упоминает о 2 базиликах в честь В. в окрестностях Агина, одна из к-рых была воздвигнута св. Леонтием между 542 и 545 г. в мест. Вернемет (вероятно, совр. Комон-сюр-Гарон к югу от совр. г. Марманд) на месте языческого храма и кончины В.