(празд. 7 апр. и 1 мая), согласно преданию, явилась 7 апр. 732 г., в Россию была перенесена из Рима. Перед нею молился имп. Петр I после Полтавской битвы (1709) в благодарность о победе над неприятелем.
Изображение относится к типу Одигитрии. Богородица представлена поколенно, сидящей, с Младенцем Христом на правой руке (Дексиократуса). Характерная черта этой иконографии - поворот головы Младенца от Матери вправо. Правая рука Младенца в жесте благословения, левой Он прикасается к руке Матери. В руках у обнимающей Сына Богородицы держава и скипетр. Царственный облик подчеркивают короны, венчающие Их головы.
Эту иконографию Н. П. Кондаков рассматривал как результат влияния итал. живописи на греч. иконопись и относил ее появление к XVI в. В рус. иконописи царские регалии - жезл, венец и держава - известны на иконах Богородицы с XVII в. Гравюра с изображением В. и. работы Г. П. Тепчегорского была включена в свод чудотворных икон, составленный в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым. С кон. XVIII в. клеймо с В. и. встречается и на иконах такого состава (напр., «Явленные иконы Богородицы», кон. XVIII - нач. XIX в., Череповецкое музейное объединение).