[Ви́зант; греч. Βυζάντιος, Βύζας], визант. гимнограф. Этим именем надписаны в Минеях ряд самогласных стихир.
Как творения В. (Βυζαντίου) в греч. печатных Минеях обозначены самогласны след. служб: индикта (1 сент., на «Господи, воззвах», на «И ныне») «῾Ο πνεύματι ἁγίῳ συνημμένος» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; свт. Иоанна IV Постника, Патриарха К-польского (2 сент., славник на «Господи, воззвах») «Νέον φυτὸν καθάπερ ἐλαίας» ( ) 2-го гласа; арх. Михаила (6 сент., славник на «Господи, воззвах») «Συγχάρητε ἡμῖν, ἅπασαι αἱ τῶν ἀγγέλων ταξιαρχίαι» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; вмц. Евфимии (16 сент., на стиховне на вечерне) «Πᾶσα γλῶσσα κινείσθω» ( ) 4-го плагального (8-го) гласа и (славник на стиховне на утрене) «Σήμερον χοροὶ πατέρων πανεύφημε» ( ) 1-го гласа (в рим. изд. Минеи 1888 г. надписание отсутствует); Зачатия св. Иоанна Предтечи (23 сент., славник на «Господи, воззвах») «᾿Εκ στειρευούσης σήμερον νηδύος» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа (в изд.: Рим, 1888 надписание отсутствует); ап. Иоанна Богослова (26 сент., славник на литии) «᾿Αναπεσὼν ἐν τῷ στήθει τοῦ διδασκάλου» ( ) 4-го гласа; мч. Каллистрата (27 сент., славник на «Господи, воззвах») «Πρὸ τοῦ τιμίου σταυροῦ σοῦ» ( ) 4-го гласа; мучеников Назария, Протасия, Гервасия и Келсия (14 окт., славник на «Господи, воззвах») «Τὰ θύματα τὰ λογικά» ( ) 4-го плагального (8-го) гласа; ап. Иакова, брата Господня (23 окт., славник на хвалитех), «᾿Εν τῇ πυρίνῃ αἴγλῃ» ( ) 1-го гласа; вмч. Димитрия Солунского (26 окт., славник на «Господи, воззвах») «Σήμερον συγκαλεῖται ἡμᾶς» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; свт. Павла I, архиеп. К-польского (6 нояб., славник на стиховне), «᾿Ασκήσεως τὸ πέλαγος» ( ) 2-го гласа; арх. Михаила (8 нояб., на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Συγχάρητε ἡμῖν, ἅπασαι αἱ τῶν ἀγγέλων ταξιαρχίαι» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; мучеников Мины, Виктора и Викентия (11 нояб., славник на «Господи, воззвах») «Πάλιν ἡμῖν ἡ ἐτήσιος μνήμη» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; ап. Филиппа (14 нояб., славник на стиховне) «Καταλιπὼν τὰ ἐπὶ γῆς» ( ) 2-го гласа; мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб., славник на стиховне) «Δεῦτε φιλομάρτυρες πάντες» ( ) 2-го гласа (в рим. изд. греч. Минеи 1889 г. и в слав. печатных Минеях без надписания); вмц. Варвары (4 дек., на хвалитех) «῾Η σχύνθη ὁ βάσκανος ἐχθρός» ( ), «Τὴν πανήγυριν σήμερον» ( ) и «῾Η θεόκλητος μάρτυς Βαρβάρα» ( ) 2-го гласа; равноапостольных Константина и Елены (21 мая, славник на «Господи, воззвах») «Πλουσίων δωρεῶν τὰ κρείττονα» ( ) 2-го гласа; Рождества Иоанна Предтечи (24 июня на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Σήμερον τοῦ φωτὸς ὁ λύχνος» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «῾Η σωφία τοῦ Θεοῦ» ( ) 1-го плагального (5-го) гласа; вмч. Прокопия (8 июля, на хвалитех) «῾Ως προκόπτων ἐν Θεῷ» ( ) 2-го гласа (отсутствует в изд. греч. Минеи: Рим, 1902); мучеников Кирика и Иулитты (15 июля, славник на хвалитех) «Δεῦτε πιστοὶ, τοῖς ἐπαίνοις συνελθόντες» ( ) 2-го гласа; прор. Илии (20 июля, на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Δεῦτε τῶν ὀρθοδόξων τὸ σύστημα» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; вмц. Христины (24 июля, на хвалитех) «Δοξάζομέν σου Χριστὲ τὴν πολλὴν εὐσπλαγχνίαν» ( ) 4-го гласа; вмч. Пантелеимона (27 июля, славник на «Господи, воззвах») «᾿Εξέλαμψε σήμερον, ἡ σεβάσμιος μνήμη τοῦ ἀναργύρου» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа, (на литии) «᾿Αγῶνα καλὸν ἡγωνίσω» ( ) 1-го гласа и (славник на литии) «Δεῦτε φιλομάρτυρες, ὁμοφρόνως ἅπαντες εὐφημήσωμεν» ( ) 1-го плагального (6-го) гласа.
Именем Византа (Βύζαντος) надписаны стихиры в службах: ап. Филиппа (14 нояб., славник на «Господи, воззвах») «Τοῦ μεγάλου Θίλιππε φωτὸς, ταῖς ἀστραπαῖς πυρωθείς» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа (в рим. изд. Минеи 1888 г. эта стихира надписана именем Византия); мч. Евстратия и иже с ним пострадавших (13 дек., на хвалитех; в слав. Минее по 50-м псалме) «Τὴν πεντάριθμον χορείαν» ( ) 1-го гласа; предпразднства Рождества Христова (20 дек., на утренних стиховнах) «Σπήλαιον εὐτρεπίζου» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; предпразднства Рождества Христова и вмц. Анастасии (22 дек., славник на «Господи, воззвах» на «И ныне», в слав. службе отсутствует) «᾿Ανύμφευτε Παρθένε, πόθεν ἥκεις;» (Безневестная Дево, где обитаеши?) 2-го плагального (6-го) гласа и (славник стиховных на утрене) «Προεόρτιος ἡμέρα σήμερον» ( ) 1-го плагального (5-го) гласа; свт. Василия Великого (1 янв., на стиховне) «̓Ω θεία καὶ ἱερὰ τῆς Χριστοῦ ἐκκλησίας μέλισσα» ( ) 1-го гласа (в «Антологии» В. Криста и М. Параникаса указан 2-й глас) и (на великой вечерне на литии) «Τὴν ἱερατικὴν στολὴν ἀμπεχόμενος» ( ) 3-го гласа; Богоявления (6 янв., славник на «Господи, воззвах») «῾Υπέκλιας κάραν τῷ Προδρόμῳ» ( ) 2-го гласа; Собора Иоанна Предтечи (7 янв., славник на стиховне) «῾Ως τοῦ Πνεύματος ἐραστής» ( ) 4-го гласа; мч. Полиевкта (9 янв., славник на «Господи, воззвах») «Τὰ τῶν ἀγγέλων στρατεύματα» ( ) 1-го гласа; ап. Петра (16 янв., славник на «Господи, воззвах») «Σήμερον ἡμῖν ἡ κρηπὶς τῆς ᾿Εκκλησίας» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа; Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта, на литии) «Τῷ ἕκτῳ μηνὶ, ὁ ἀρχιστράτηγος ἀπεστάλη» ( ) 1-го гласа; равноапостольных Константина и Елены (21 мая, на литии и по 50-м псалме) «Τοῦ εὐσεβοὺς Κωνσταντίνου ἡ μνήμη» ( ) 2-го гласа (в слав. Минее надписание помещено над предыдущей стихирой « » 2-го гласа, не имеющей надписания в греч. Минее); равноап. Марии Магдалины (22 июля, славник на стиховне) «Τῷ ἐκουσίως πτωχεύσαντι τὴν πτωχείαν τὴν ἐμήν» ( ) 4-го плагального гласа; Преображения Господня (6 авг., славник на хвалитех) «Παρέλαβεν ὁ Χριστὸς τὸν Πέτρον καὶ ᾿Ιάκωβον καὶ ᾿Ιωάννην» ( ) 4-го плагального (8-го) гласа; Успения Пресв. Богородицы (15 авг., по 50-м псалме) «̀λδβλθυοτεΟτε ἡ Μεταστάσις τοῦ ἀχράντου σου σκήνους ηὐτρεπίζετο» ( ) 2-го плагального (6-го) гласа.
Согласно греч. печатным Минеям, нек-рые стихиры приписываются в одних источниках Византию, а в др.- к.-л. иному гимнографу: в службе ап. Иоанна Богослова (26 сент., славник на «Господи, воззвах») «Τὸν ὑιὸν τῆς βροντῆς» ( ) 2-го гласа - свт. Герману I К-польскому; в службе ап. Анании (1 окт., славник на «Господи, воззвах») «Τὸ σκεῦος τῆς ἐκλογῆς» ( ) 1-го гласа - Анатолию; в службе сщмч. Дионисия Ареопагита (3 окт., славник на «Господи, воззвах») «Δεῦτε συμφώνως, οἱ πιστοί» ( ) 2-го гласа - свт. Андрею Критскому (Иерусалимскому).
В слав. печатных Минеях оба греч. надписания чаще всего переданы одним и тем же способом - « », в нек-рых случаях надписание отсутствует.
Почти все указанные стихиры присутствуют в древнейших сохранившихся списках греч. Стихираря (Athen. Bibl. Nat. gr. 883, XII в.; Crypt. E. a. II, XIII в.?; Cantabr. S. Trin. 256 (B. 11, 17)), однако во мн. рукописях - напр., Vindob. gr. theol. 136 (1-я пол. XII в.) и Vindob. gr. theol. 181 (1-я пол. XIII в.) - без надписания. В «Антологии», составленной Кристом и Параникасом, приведен список самогласнов В., к-рые содержатся в печатных Минеях, и напечатано 3 самогласна из служб 21 мая, 1 янв. и 6 авг. с указаниями разночтений по рукописным Минеям Vindod. theol. gr. 332 et 338 (XII в.), Ibid. 121 (XII в.), Стихирарям Vindod. theol. gr. 33 (XIII в.), Monacensis (olim Augustanus) gr. 471 (XI-XII вв.) и печатному венецианскому изданию Миней и Пентикостариона (1869), подготовленному Варфоломеем Кутлумушским.
Исследователи не пришли к единому мнению, следует ли считать Византия и Византа одним и тем же лицом. По мнению П. Трембеласа, самогласны, надписанные именем Византа, уступают по поэтическим качествам творениям, автором к-рых назван Византий. Согласно М. Карпентеру, самогласны В. испытали на себе влияние творчества прп. Романа Сладкопевца (в частности, кондака на Рождество Христово). Крист и Параникас полагали, что В. следует отнести к ранним гимнографам, исходя из того, что под этим именем не сохранилось канонов. Однако позднее митр. Софроний (Евстратиадис) обнаружил в Ирмологии X в. Laur. B. 32 (Fol. 49v) и издал носящие имя Византия ирмосы полного канона на праздник Богоявления «Τὸ ἐρυθραῖων πεζεύων ὁ ᾿Ισραὴλ πέλαγος» (Чермное пешешествовал Израиль море) 2-го гласа (ирмос 9-й песни в описании не указан - по-видимому, не сохр.). Если автор самогласнов и ирмосов - одно и то же лицо, то он жил, несомненно, не раньше создателя жанра канона - свт. Андрея Критского (рубеж VII-VIII вв.). По предположению Х. Тильярда, в гимне мученикам Гурию, Самону и Авиву В. подражал мон. Кассии (1-я треть IX в.), чья стихира присутствует в той же службе; в таком случае творчество В. следует отнести на более позднее время. Не исключено также, что надписание указанных ирмосов (Βυζαντ) указывает не на автора, а на место их происхождения, т. к. в той же рукописи 2 др. последования ирмосов (2-го плагального (6-го) гласа) названы «Βυζαντιέα» и «Βυζαντιαῖα» (Laur. Β. 32. Fol. 226v, 232v).