Василий Максимович (18.07.1874, с. Чекуево Онежского у. Архангельской губ.- 28.02.1955, Ленинград), прот., проф. ЛДА. Из семьи священника. По окончании Архангельских ДУ и ДС в 1894 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1898 г. со степенью канд. богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский». В 1898-1901 гг. преподавал философию и обличительное богословие в Самоковском богословском уч-ще (Болгария). 31 дек. 1901 г. назначен помощником инспектора СПбДС, с 13 нояб. 1903 г. являлся преподавателем обличительного богословия, истории и обличения раскола. 28 мая 1908 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский: его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в кон. XVII в.: Церковно-ист. очерк» (СПб., 1908). 13 окт. 1909 г. был определен в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге, 1 нояб. 1909 г. рукоположен во иерея. 15 февр. 1913 г. назначен доцентом СПбДА, с 29 сент. 1914 г. являлся экстраординарным профессором сверх штата, с 10 февр. 1915 по 1918 г.- штатным экстраординарным профессором по кафедре истории слав. Церквей. В этот период В. публиковал статьи по совр. положению Поместных Церквей в «Христианском чтении» и в Богословской энциклопедии. 29 апр. 1916 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден орденами св. Станислава 2-й (1908) и св. Анны 3-й степени.
С 7 февр. 1922 г. занимал должность профессора кафедры истории слав. и румын. правосл. Церквей петроградского Богословского ин-та. Работал старшим архивистом в Главархиве. В 1923 г. отказался перейти в обновленчество, и в июне того же года указом временно управляющего Петроградской обновленческой епархией Лужского еп. Артемия (Ильинского) В. был уволен с должности священника Воскресенского собора за «нежелание быть в единении с Петроградским ЕУ». Вскоре после этого В. подвергся аресту по обвинению в «распространении контрреволюционных листовок», приговорен к году лишения свободы, но вскоре освобожден. 9 авг. 1923 г. с возвращением храма Воскресения Христова в ведение правосл. Церкви и присвоением ему статуса кафедрального собора Петрограда В. был назначен его настоятелем.
После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским, впосл. Патриарх) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации» 1927 г. и отказа митр. Иосифа (Петровых) от перевода с Ленинградской кафедры в Одессу В. стал играть одну из ведущих ролей в формировавшемся иосифлянстве. В нач. дек. 1927 г. от имени группы сторонников митр. Иосифа (Петровых) В. подготовил обращение к митр. Сергию с предложениями «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством», не перемещать и не назначать епископов без их согласия и одобрения паствы, объявить Синод совещательным органом при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, «удалить из состава Синода пререкаемых лиц», «возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа», отменить возношение за богослужением имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а также молений за гражданскую власть и разрешить поминовение ссыльных епископов (см.: Иоанн (Снычёв), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 гг. ХХ столетия. Сортавала, 1993. С. 159-160). 14 дек. митр. Сергий составил ответ на обращение В., в к-ром разъяснил свою позицию по данным вопросам и объявил, что «отказаться от курса церковной политики... было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно». 26 дек. 1927 г. в числе др. иосифлян В. присутствовал на собрании, состоявшемся на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова), во время к-рого был провозглашен «Акт о разрыве с митр. Сергием». 30 дек. В. вместе с др. клириками, присоединившимися к «Акту», был запрещен в священнослужении временно управляющим Ленинградской епархией Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем). Однако наложенному прещению В. не подчинился, и возглавляемый им храм Воскресения Христова стал центром иосифлянства в Ленинграде. В. не разделял мнения крайних иосифлян о неблагодатности таинств Московской Патриархии.
3 дек. 1929 г. В. был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной группе защиты истинного православия», до авг. 1930 г. содержался в одиночной камере. 3 авг. 1930 г. приговорен к 10 годам лагерей. По постановлению коллегии ОГПУ от 7 апр. 1932 г. пребывание в Свирьском ИТЛ было заменено ссылкой, и 7 сент. того же года В. был выслан в Архангельск. С авг. 1936 г. находился в ссылке в г. Каргополе, 3 дек. 1939 г. освобожден, прибыл в Ленинград, но к служению не приступал. Постановлением ОСО при МГБ СССР от 15 марта 1947 г. был реабилитирован.
В 1946 г. принес покаяние в расколе и был принят в общение с РПЦ. 5 июня 1947 г. впервые в советский период был удостоен степени доктора церковной истории за соч. «Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы: Опыт церковно-ист. исследования». С 21 февр. 1951 г. преподавал в ЛДА, где являлся профессором и заведующим кафедрой византологии и истории слав. Церквей.
Отпевание В., состоявшееся 3 марта 1955 г. в академическом храме, совершил митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в сослужении клириков Ленинградских духовных школ. В. погребен на Большеохтинском кладбище С.-Петербурга.