Михаил Александрович (5(17).03.1856, Омск - 1(14).04.1910, С.-Петербург), рус. художник-символист. Сын военного юриста; окончил с отличием одесскую Ришельевскую гимназию, затем юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. в АХ (с 1880) занимался под рук. П. П. Чистякова (с 1882). Произведения В. экспонировались на выставках объединений «Мир искусства» (1898-1903) и «Союз русских художников» (1903-1910).
С 1884 г. по приглашению А. В. Прахова работал в Киеве. Для написания иконостаса Кирилловской ц. в Киеве совершил путешествие в Венецию (1884-1885) на средства, предоставленные заказчиками. Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, В. за год создал для Кирилловской ц. композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» на хорах (образцом послужила миниатюра из Евангелия Гелатского мон-ря) и «Оплакивание» в нише притвора, а также изображения прор. Моисея и «Ангелов с лабарумами» (3 ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). В. дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора (см. Владимира равноапостольного князя собор в Киеве), отличающиеся свободой художественной фантазии. Эскизы В. для Владимирского собора (вариации сюжетов «Надгробный плач» и «Воскресение») не были воплощены.
С т. зр. сюжетного репертуара В. работал как иллюстратор произведений разных стран и эпох, в т. ч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, У. Шекспира, Э. Ростана, И. В. Гёте, А. Франса, рус. былинного эпоса и древней мифологии, что было свойственно мастерам эклектизма в ХIХ в. Искусство В. определял как высокую степень искусности, мастерства в любом виде творчества. Именно т. обр. к идее артистического универсализма приближалась деятельность художественного кружка, группировавшегося вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова, с к-рым был связан и В. Фантазии В. на сказочно-былинные темы воплотили эстетическую программу кружка (картина-панно «Богатырь» (1899; ГРМ), декорации и костюмы для спектаклей «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», майоликовые скульптуры «Волхова», «Мизгирь», «Купава», эскизы декоративных блюд, камина с майоликовым панно на сюжет былины о Микуле Селяниновиче, росписи балалаек и др.). В 90-х гг. В. работал над оформлением (панно, скульптура, витраж) ряда московских особняков в стиле модерн (особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновке, флигель усадьбы Мамонтова на ул. Садовой-Спасской). После инцидента на Всероссийской Нижегородской выставке (1896), когда панно, созданные В. для художественного павильона («Микула Селянинович», «Принцесса Греза»), были забракованы комиссией АХ, он стал известен как рус. декадент.
Предназначение художника В. видел в том, чтобы душу человека «будить от мелочей будничного величавыми образами». Проблема творчества у В. неотвратимо поворачивается в плоскость этической и даже религ. антиномии: смирение либо гордыня. В этом противопоставлении он избрал середину («ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет»), отразившуюся в картине «Демон сидящий» (1890; ГТГ). Позднее художник деформировал «прекрасно-величавого» Демона, изобразив хрупкое, изломанное, бледное существо в закатных лучах («Демон поверженный», 1902; ГТГ), т. о. создав в форме монументального гротеска символический портрет декадента кон. XIX в. , неврастеника с претенциозным комплексом сверхчеловека, наказанного за свою гордыню. Этот образ оказывается близок к существовавшему вне определенной сюжетной программы персонажу в эскизах В. для киевского Владимирского собора («Ангел с кадилом и свечой», 1887; КМРИ) - бездеятельному, пребывающему в самоуглубленном одиночестве. Изображением «Демона поверженного» В. завершил сквозной сюжет «демонического цикла» в своем творчестве, воплотив позицию гуманной иронии относительно всяких «демонических» претензий «иллюзионировать душу величавыми образами».
В связи с болезнью с 1902 г. и до конца жизни В. находился в психиатрических лечебницах; в периоды ремиссии (1904-1905) создал ряд картин и рисунков с натуры (портреты, пейзажи, натюрморты). В 1905-1906 гг. В. сделал акварельные эскизы «Голова Иоанна Предтечи» (ГРМ), «Иоанн Креститель» (ГТГ) и последнее произведение - «Видение прор. Иезекииля» (ГРМ), где явлен совокупный образ творчества В. и обозначена экспрессионистическая стилистика, позднее проявившаяся в рус. живописи, напр. у П. Н. Филонова.