Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОРОБЬЁВ
9, С. 367-368 опубликовано: 23 июля 2010г.


ВОРОБЬЁВ

Максим Никифорович (6.08.1787, Псков - 29.08.1855, С.-Петербург), художник-пейзажист романтического направления. Происходил из семьи унтер-офицера, переведенного на службу в АХ. В 1798-1809 гг. обучался в АХ в архитектурном классе Ж. Тома де Томона и классе пейзажной живописи у Ф. Я. Алексеева и М. М. Иванова; за работу «Вид новостроящейся церкви Казанской Богоматери с околичностями» (1809, ГРМ) награжден 2-й золотой медалью, получил аттестат 1-й степени и звание личного дворянина.

«Храм Вознесения Господня на Елеонской горе». Худож. М. Н. Воробьёв. Рисунок. 1820 г.
«Храм Вознесения Господня на Елеонской горе». Худож. М. Н. Воробьёв. Рисунок. 1820 г.

«Храм Вознесения Господня на Елеонской горе». Худож. М. Н. Воробьёв. Рисунок. 1820 г.
В 1810-1812 гг. совместно с Алексеевым совершил путешествие по России для фиксации видов городов и местностей (Москва, Орёл, Воронеж). В 1813-1814 гг. в качестве художника при Главной квартире рус. армии в период европ. похода побывал в Германии и Франции; следствием поездки стала картина «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV» (1814, место хранения неизв.), за создание к-рой В. получил звание академика. В 1815 г. назначен преподавателем архитектуры и перспективы при живописном классе Алексеева. В 1817 г. направлен в Москву для фиксации церемонии бракосочетания вел. кн. Николая Павловича, а также видов столицы («Вид теремов и церкви Спаса на Бору» (1817), «Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста» (1818, ГТГ), «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста» (1818, ГРМ)).

В 1820-1821 гг. по заданию правительства В. совершил путешествие по Ближ. Востоку. Причиной поездки явилось решение вел. кн. Николая Павловича о помощи в восстановлении Новоиерусалимского мон-ря, для чего требовались точные виды и чертежи храма Гроба Господня в Иерусалиме. Особенности рус.-тур. отношений в 1-й четв. XIX в. не позволили предпринять офиц. экспедицию, и поэтому была организована частная поездка В. для изучения христ. памятников в Палестине. Художник был подробно проинструктирован президентом АХ А. Н. Олениным о том, на что следовало обращать внимание во время поездки. Из К-поля вместе с секретарем рус. посольства Д. В. Дашковым В. отплыл на корабле в Палестину, посетил Тенедос, Смирну, Яффу; во время путешествия В. делал рисунки городов и храмов (в т. ч. Софии К-польской и ее интерьера), зарисовки развалин древних памятников, высеченных на каменных плитах узоров и надписей (акварели и сепии с видами К-поля хранятся в ГТГ и ГРМ). За 3 недели пребывания в Иерусалиме он измерил все важнейшие христ. святыни, под предлогом совершения молитв оставаясь в храмах на ночь, и выполнил их чертежи. В. оформил серию из 11 рисунков храма Воскресения Господня, куда вошли план и 3 разреза храма (в т. ч. иконостас и кувуклий со всеми деталями украшений), план самого св. Гроба Господня, перспективные виды экстерьера и интерьера храма, вид придела на Голгофе (изданы В. в качестве гравированного альбома); указал количество икон и лампад, находившихся в отдельных частях храма и принадлежавших разным конфессиям, 2 вида гробниц пророков, общий вид Иерусалима. Во время путешествия по Палестине В. сделал также рисунки Гефсимании, храма Рождества Христова в Вифлееме и самого города, храма на горе Елеонской, мон-рей прор. Илии, прп. Герасима на Иордане, лавры св. Саввы, виды Мёртвого м. Обратный путь В. проделал с остановками на Кипре, на о-вах Родос и Самос, где зарисовал руины храма Юноны. Во время поездки В. вел записи. По возвращении в С.-Петербург в 1821 г. В. представил ок. 90 отделанных рисунков и чертежей, по к-рым он создал картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822, ГРМ), «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (1824, ГЭ), «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» (1833, Псковский музей-заповедник) и др. За палестинские работы В. был награжден орденом св. Анны 3-й степени и пожизненным пенсионом 2 тыс. р. В 1823 г. В. стал профессором за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид С.-Петербурга лунной ночью» (нач. 20-х гг. XIX в.); в 1827 г.- советником АХ по перспективной живописи. С 1824 г. работы В. регулярно экспонировались на академических выставках.

В 1828 г. В. присутствовал при ведении военных действий против Турции, при взятии тур. крепости Варны. Рисунки этого периода послужили созданию батальных полотен «Взрыв г. Варны» (1828, Тюменская обл. картинная галерея), «Вид близ Варны на берегу Черного моря» (1832, ГТГ) и др. За участие в тур. кампании В. был награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте; в 1831 г. получил звание профессора 3-й степени. В 1841 г. был пожалован орденом св. Владимира 4-й степени; в 1843 г. за выслугу лет в звании профессора произведен в заслуженного профессора; в 1845 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. В 1844-1845 гг. совершил поездку по Италии («Закат в Риме», 1851, Тверская обл. картинная галерея).

Среди учеников В.- такие художники (всего более 110), как М. И. Лебедев, И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, К. И. Рабус, Л. Ф. Лагорио и др.

Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

Лит.: Рус. художник, совершивший путешествие к св. местам // Отеч. зап. 1822. Ч. 2. С. 244-248; Дашков Д. Б. Рус. паломники в Иерусалиме // Сев. цветы. 1826. С. 214-283; Рамазанов Н. А. Мат-лы для истории художеств в России. М., 1863. Кн. 1. С. 21-33; Петров П. Н. М. Н. Воробьев и его школа // Вестн. изящных искусств. СПб., 1888. Т. 6. Вып. 14. С. 279-332; Смирнов Г. В. М. Н. Воробьев. М.; Л., 1950; Федоров-Давыдов А. А. Молодой М. Воробьев // Вопр. изобраз. искусства. М., 1961. С. 136-163; Пилипенко В. Н. М. Н. Воробьев и его роль в развитии рус. пейзажа // Проблемы развития рус. искусства. Л., 1981. Вып. 14. С. 67-73; Художники народов СССР, XI-XX вв.: Биобиблиогр. словарь. СПб., 2002. Т. 2. С. 339, 340 [Библиогр.].
Е. Э. Спрингис
Ключевые слова:
Художники русские Воробьев Максим Никифорович (1787 - 1855), художник-пейзажист романтического направления
См.также:
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
БЕНУА семья рус. художников и архитекторов
БЛИНОВ Иван Гаврилович (1872-1944), старообряд. художник книги и книгописец
БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры