Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРСОНОФИЙ
6, С. 681-682 опубликовано: 28 ноября 2009г.


ВАРСОНОФИЙ

Варсонофий (Лузин), еп. Владивостокский. Фотография. 1937 г.
Варсонофий (Лузин), еп. Владивостокский. Фотография. 1937 г.

Варсонофий (Лузин), еп. Владивостокский. Фотография. 1937 г.
(Лузин Александр Владимирович; 6.06.1888, Миасский завод Троицкого у. Оренбургской губ.- 15 (9?).09.37, Карелия), еп. Приморский и Владивостокский. Род. в семье приискового служащего Миасского золотопромышленного округа, в 3 года остался сиротой, в 5 лет был усыновлен крестным отцом В. А. Лузиным, конторщиком на золотых приисках. Обучался в Челябинском ДУ, Уфимской ДС, с 1908 г. в КазДА, по окончании к-рой 10 июля 1912 г. принял монашество, рукоположен во иеродиакона, 12 июля - во иеромонаха. В авг. 1912 г. утвержден преподавателем КазДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства, исполнял обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. Участвовал в проходившем 7-14 июля 1917 г. в МДА Всероссийском съезде ученого монашества (см. Съезды монашествующих в России).

После принятия Народным комиссариатом просвещения 11 дек. 1917 г. декрета о ликвидации системы духовного образования в России КазДА продолжала существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление (ВЦУ) предложило ректору академии еп. Анатолию (Грисюку) использовать дозволение правительства на частное обучение религии. Ректор обратился за разъяснением к зав. губ. отделом народного образования, к-рый посчитал возможным такое обоснование существования академии; т. о., академия сохранила прежнее название, состав профессоров, имела офиц. штамп и печать. В кон. окт.- нач. нояб. 1918 г. здание академии было реквизировано, занятия проходили в помещении епархиального управления и на квартирах профессоров, заседания Совета - на квартире ректора. В. жил в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. 11 нояб. 1919 г. ректор КазДА направил в ВЦУ представление о состоявшемся присуждении В. Советом академии степени магистра богословия за его рукописное соч. «Нравственное учение православной Церкви и отношение к нему латино-протестантской доктрины», 5 дек. 1919 г. ВЦУ утвердило В. доцентом кафедры истории и обличения рус. сектантства.

В нояб. 1921 г. В. был возведен в сан архимандрита. В марте 1921 г. вместе со всеми преподавателями академии был арестован Всетатарской ЧК по делу «О Казанской Духовной Академии». Все проходившие по делу были приговорены к году заключения в ИТЛ условно (кроме еп. Анатолия, осужденного на год лагерей). После освобождения в окт. того же года В. вместе с проф. прот. Николаем Петровым встал во главе организованного академической корпорацией Высшего богословского ин-та, в к-ром состоял инспектором и профессором. Ин-т был зарегистрирован коллегией Татарского Наркомпроса, но просуществовал менее года. 2 авг. 1922 г. В. арестовали по обвинению в «контрреволюционной агитации» и поместили в казанскую пересыльную тюрьму. (На время ареста В. состоял зав. б-кой Центрального архива Татарской АССР, где, по его словам, работал библиотекарем уже 5 лет.) По постановлению Комиссии НКВД по адм. высылкам от 25 нояб. 1922 г. В. был выслан на 3 года в Нарымский край, жил в Томской обл., в 1926 г. вернулся в Казань.

12 апр. 1926 г. по ходатайству духовенства и верующих В. был хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии (носил этот титул до июля 1930). В 1926 - нач. 1930 г. неоднократно исполнял поручения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского): в 1926 г. ревизовал Иркутскую епархию, в 1927 г. временно управлял Вятско-Ижевской епархией, с 24 апр. 1929 г.- Иркутской епархией. С авг. 1930 г. являлся Приморским и Владивостокским епископом. 25 мая 1931 г. арестован во Владивостоке, проходил по делу «О контрреволюционной деятельности тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края» вместе с Хабаровским еп. Пантелеимоном (Максуновым). Обвинялся в том, что, «являясь представителем духовенства тихоновской ориентации и руководителем епархии, идейно вдохновлял и руководил помощью политическим заключенным... допускал организацию нелегальных женских монастырей, поддерживал и идейно руководил, в т. ч. и «Одигитриевским» мон-рем во Владивостоке... изготавливал и распространял религиозные листовки контрреволюционного содержания... проводил антисоветскую агитацию». В. виновным себя не признал, по постановлению тройки при Полномочном представительстве ОГПУ Дальневосточного края от 15 февр. 1932 г. был приговорен к 10 годам заключения в концлагере, отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере (разнорабочим на общих работах). 25 авг. 1932 г. арестован в лагере, обвинен в создании «контрреволюционной группировки, ставившей своей задачей организацию вооруженного восстания заключенными в лагерях, с последующим захватом территории Карелии, установление связи с Финляндией и оказание помощи международной буржуазии в борьбе против СССР». Виновным себя не признал. Коллегия ОГПУ на заседании 23 февр. 1933 г. постановила перевести В. на год в штрафизолятор, отбывал наказание в Онежском леспромхозе управления Беломоро-Балтийского ИТЛ. С сент. 1936 г. работал бухгалтером финансовой части. За «антисоветскую агитацию» лишен зачетов рабочих дней за все время пребывания в лагере. Обвинен в участии «в контрреволюционной группе», к-рая «сознательно подрывала экономическое состояние леспромхоза», и в «антисоветской агитации среди заключенных». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД Карельской АССР от 9 сент. 1937 г.

Арх.: УФСБ России по Респ. Татарстан. № 2-8484; УФСБ России по Омской обл. № П-94123; УФСБ России по Респ. Карелия. № П-13947; № П-9749.
Соч.: Поучение в неделю мясопустную // ПС. 1913. Апр. С. IV-VIII; Проблема сектоведения как науки // Там же. 1914. Ч. 2. С. 201-216; Основные начала науки правосл. нравственного богословия в их отличии от морального учения католицизма и протестантства // Там же. 1915. Март. С. 158-164; [Нравственное мировоззрение Церкви и латино-протестантская доктрина в их взаимном отношении]: Отзыв о магист. дис. еп. Могилёвского и Мстиславского Стефана // Там же. 1916. Янв. Прил. С. 33-48.
Ист.: А. Н. В Спасо-Преображенской обители г. Казани // Изв. по Казанской епархии. 1912. № 27-28. С. 819-823; Анастасий (Александров), еп. Слово новопоставленному иноку // Там же; Именный список ректорам и инспекторам ДА и С, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 35, 37.
Лит.: Журавский А. В. Жизнеописание новых мучеников Казанских, год 1918-й: Мат-лы к истории Казанской церкви ХХ в. Каз., 1995. Сб. 1. С. 80-82; он же. Казанская ДА в последний период своего существования // История и человек в богословии и церк. науке: Мат-лы Казанской юбил. ист.-богосл. конф. Каз., 1996. С. 95-102; Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000. С. 48-56.
Н. Ю. Васильева
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Преподаватели Казанской Духовной Академии Варсонофий (Лузин Александр Владимирович; 1888 - 1937), епископ Приморский и Владивостокский
См.также:
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР (Никольский Василий Степанович; 1829 - 1900), еп. Нижегородский и Арзамасский
ГЕДЕОН (Покровский Герасим; 1844-1922), епископ Владикавказский и Моздокский
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии