Георгий Карлович (19.10.1908, г. Спасск Рязанской губ.- 25.01.1995, Москва), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси.
В 1926 г. В. окончил среднюю школу, в 1930 г. художественно-педагогический техникум в Рязани, преподавал изобразительное искусство и историю искусства до 1932 г. там же. С 1933 г. заведовал художественным отделом краеведческого музея в Рязани, с 1934 г. учился на заочном отд-нии искусствоведческого фак-та Высших музейных курсов Наркомпроса. Первый раз был арестован 21 янв. 1937 г., приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на колымских золотых приисках «Мальдяк» и им. Водопьянова (УСВИТЛ), в мае 1938 г. отправлен в Н. Хатыннах (ныне пос. Хатынгнах Магаданской обл.). От гибели на открытых приисках его спасло то, что он мог заниматься оформительской работой (писать лозунги, декорации для самодеятельного театра и т. д.); из-за запрещения выезда из мест поселения до окончания Великой Отечественной войны он продолжил свою деятельность художника-оформителя и после освобождения в 1942 г. В 1947 г. вернулся в Рязань, работал в областном художественном музее старшим научным сотрудником, преподавал в художественном уч-ще историю искусства. В 1949 г. был вновь арестован как прежде судимый и приговорен к пожизненной ссылке, к-рую отбывал в пос. Беллык Краснотуранского р-на Красноярского края, работал в геологических партиях техником-художником, чертежником. Освобожден в 1954 г.
В 1955 г. в составе Ангарской археологической экспедиции под рук. акад. А. П. Окладникова изучал народное искусство Вост. Сибири, опубликовал ряд статей. В том же году перебрался в Москву, поступил на работу в Ин-т истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии РАН) на должность старшего лаборанта. В 1956 г. реабилитирован. В 1968 г. представил к защите канд. диссертацию, за к-рую по решению Ученого совета ин-та ввиду ее особой значимости ему была присуждена степень д-ра искусствоведения.
В. принадлежат исследования владимиро-суздальской фасадной скульптуры, прежде всего Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском (1230-1234). Детальное изучение в течение неск. лет сохранившихся фрагментов древней пластики помогло реконструировать систему скульптурного декора, истолковать ее содержание и решить вопрос о мастерах-резчиках. В. также занимался изучением белокаменной скульптуры г. Владимира эпохи Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор, ц. Покрова на Нерли, Дмитровский собор), ее иконографии. Исследования выходили отдельными монографиями, образуя своеобразный цикл работ, его завершением стала книга о рельефах собора Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225).
Всесторонний анализ памятников домонг. искусства позволил В. обратиться к теоретическим проблемам истории древнерус. искусства, напр. к зарождению жанров и особенностям их развития до XV в. Он собирал и систематизировал разрозненные памятники рус. пластики XIV - нач. XVI в., изучал их стиль, отыскивая корни статуарности, без к-рой, по его мнению, был невозможен переход к круглой скульптуре в эпоху Нового времени. Память В. о «малой родине», впечатления от путешествий по Рязанской земле воплотились в книгах о достопримечательностях этого края. В поздних трудах нашли отражение размышления об истоках духовности рус. культуры, последняя книга В. написана вместе с крупнейшими специалистами по истории и искусству Др. Руси и переведена на основные европ. языки. Работы В. были удостоены золотой медали АХ СССР и Гос. премии (1983).