[санскр. - проснувшийся, прозревший, просветленный], в буддизме высшее состояние духовного совершенства, а также имя древнеинд. мудреца Шакьямуни после обретения им просветления (бодхи).
В ранних буддийских текстах Б. определяется как особый вид живых существ, отличный от людей и от богов. До Шакьямуни существовало по меньшей мере 6 Б. (по нек-рым источникам - 24), а после него ожидается приход Б. Майтреи. Все Б. имеют одинаковые внешние признаки (32 «больших» и 80 «малых») и учат одному Закону. В писаниях махаяны Б.- высший принцип единства всего сущего. Он везде, всегда и во всем, в т. ч. в каждом из бесчисленных существ, к-рые в результате обретения Закона и достижения духовного совершенства (после цепи перерождений) также станут Б. В то же время Б.- это все мироздание, к-рое рассматривается как «Буддха-кая» (тело Б.) или «Дхарма-кая» (тело Закона). Позже разрабатываются учения о небесных странах 5 Б., куда можно попасть во время высшей медитации. Тексты ваджраяны дополнили учение о Б. доктриной об Ади-будде (изначальном Б.) как мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного просветления (ваджры), достижимого с помощью особых духовных практик, после к-рого еще в этой жизни адепт становится Б.