(Кожин Василий Ананьевич; † ок. 1419-1421, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина), св. прав. (пам. 1 июня), отец прп. Макария Калязинского. Принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого, Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике (см. Патерик Иосифо-Волоколамский) именует прп. Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником прп. Макария. С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.
Краткие сведения о В. К. содержатся в житии прп. Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы - мон. Евфросинии. В семье В. К. и его супруги св. Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского вел. кн. Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским вел. кн. тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом тверского Отроча мон-ря, в 1461-1477 гг.- Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг, стал известен как прп. Паисий Угличский.
Ок. 1420 г. Матвей Кожин удалился в мон-рь, через год или незадолго до 1420 г. скончались его родители. Ежегодно 1 июня прп. Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского мон-ря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками (см. ст. Смутное время). Игум. Антоний, восстановивший мон-рь, хотел прекратить совершение панихид по родителям прп. Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок В. К., обратился к Патриарху Филарету (Романову), и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» (Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й пол. XIX в.
По местному преданию, противоречащему свидетельству жития прп. Макария, в к-ром говорится о кончине В. К. ок. 1420 г., В. К. участвовал в военных действиях против кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Предание повествует, что в 1450 г., преследуя мятежного князя, В. К. убил под ним коня и вырезал у животного кусок кожи (отсюда выводится его прозвище Кожа, а потом и фамилия его потомков Кожины), к-рый привез в Москву вел. кн. Василию II Васильевичу вместе с луком и палашом Димитрия Шемяки. За это В. К. получил от вел. князя поместья: с. «Гритьково» (Гридково), дер. Семендяево, пустоши Карабузино и Спас-на-Холме, перечисленные в жалованной грамоте 1450 г. Семендяево вошло позднее в состав вотчины Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря. (в 1504 уже принадлежало мон-рю). В подлинности данной грамоты усомнился И. С. Беллюстин, А. А. Зимин доказал ее подложность: в день ее выдачи Василия II не было в Москве, где, как указано в тексте, был оформлен акт. Кроме того, трудно представить, что В. К. мог в 1450 г. участвовать в боевых действиях, поскольку тогда, ко времени рождения своего старшего сына Матвея в 1401 или в нач. 1402 г., он уже был бы в преклонном возрасте.
В 1732 г. в Кожине, на месте древней церкви, рядом с к-рой находились могилы родителей, супруги и др. родственников прп. Макария, был возведен каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, над гробницей родителей и жены прп. Макария устроили деревянную сень. В нач. XX в. в храме в числе др. святынь хранилась икона Рождества Пресв. Богородицы, на обороте к-рой было написано: «Сеи образ Рождество Пречистые поставление Ивана Васильевича Кожина лет 7020 (1512)». По преданию, икона принадлежала родителям прп. Макария. В наст. время в бывш. с. Кожине сохранились полуразрушенная церковь и часть кладбища. Местная канонизация В. К. и его супруги Ирины Кашинской совершилась в нач. XX в., когда их имена были внесены архиеп. Тверским Димитрием (Самбикиным) в «Алфавитный список местночтимых святых Тверской епархии». Впосл. имена В. К. и Ирины Кашинской были включены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.