Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕОРГИЙ
11, С. 20-22 опубликовано: 5 января 2011г.


ГЕОРГИЙ

Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93, с. Лазарево, близ г. Мурома), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Лазаревский, Муромский, муж прав. Иулиании, дворовый сын боярский. Г. принадлежал к роду великокняжеских слуг - дмитровских и муромских вотчинников, известному начиная со 2-й четв. XV в. (прямой предок Г. Александр погиб в битве с ордынцами 7 июля 1445 под Суздалем в войске вел. кн. Василия II Васильевича, был записан для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля). Г. был старшим сыном Василия Степановича и Евдокии Осорьиных. Род Осорьиных делал вклады в Троице-Сергиев и в муромский Борисоглебский, что на р. Ушне, мон-ри.

Прав. Георгий. Фрагмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы)
Прав. Георгий. Фрагмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы)

Прав. Георгий. Фрагмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы)

Основными источниками сведений о Г. являются акты землевладения, родословные документы и грамоты из семейного архива Осорьиных, а также Повесть о прав. Иулиании, написанная Каллистратом (Дружиной) Осорьиным, сыном Г. и прав. Иулиании, в 20-30-х гг. XVII в. в Муроме. Впервые в источниках имя Г. упоминается в нач. 50-х гг. XVI в., когда он («Юшко») вместе с отцом, дядей Иваном Степановичем и двоюродным братом Иваном был записан в Тысячную книгу в 3-ю статью дворового списка детей боярских по Мурому, служивших у царя Иоанна IV Васильевича Грозного (ТКиДТ. С. 157). Учитывая, что юноши, как правило, начинали службу в 15 лет, можно предположить, что Г. род. в сер. 30-х гг. XVI в. Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. Г. женился на 16-летней Иулиании, дочери царского ключника во Владимире Иустина Васильевича и Стефаниды Григорьевны Недюревых. Венчание совершил свящ. Потапий (в монашестве Пимен, впосл. архим. муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря) во владении Г.- с. Лазареве, в ц. во имя прав. Лазаря. Помимо отцовской вотчины в Муромском у. Г., по-видимому, имел двор в Муроме, к-рый в 1-й пол. XVII в. «по старине» принадлежал одному из его сыновей. Кроме того, Г. унаследовал от отца поместье в Березопольском стане Нижегородского у., к-рое В. С. Осорьин получил, будучи в 1539-1545 гг. великокняжеским ключником в Нижегородском у.

В кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. Г. служил в Астрахани (Астраханское ханство вошло в состав Русского гос-ва в 1556), по 2-3 года, а иногда и более отсутствуя дома. В отличие от двоюродного брата Ивана или родственника Т. Субботина Г. не сделал значительной служебной карьеры и не попал не только в пришедший на смену опричному «особый» двор (1572-1584) царя Иоанна IV, но и в «земский» двор (Г. отсутствует в списке «земского» двора 1577 г.).

По свидетельству Повести о прав. Иулиании, Г. с супругой жили «во мнозе добродетели и чистоте по закону Божию», утром и вечером они усердно молились Богу, совершая по 100 и более поклонов. Г. читал Свящ. Писание, сочинения Козьмы Пресвитера, жития святых, к-рые с вниманием слушала его супруга, не знавшая грамоты. В березопольском поместье Г. имелась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, при к-рой существовали «две кельи нищии, питаются от церкви Божии» (Выпись из Нижегородских дозорных книг 1588 г.- Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588-1600 гг.). М., 1977. С. 174). В семье Г. и прав. Иулиании было 13 детей, из к-рых 7 дожили до совершеннолетия. Известны имена 5 сыновей: Григорий (род. ранее 1574), Каллистрат (Дружина) (род. в 1578), Иван (род. в 1580), Георгий (род. в 1587) и Дмитрий (род. в 1588), последним ребенком была дочь, впосл. принявшая схиму (см. Феодосия, прп., род. в 1590). Вместе со св. супругами жили родители Г.

Согласно муромской десятне, в 1578 г. Г. был боярским сыном 1-й статьи. «На государевы службы» он обязан был являться «на коне в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да три человека на конех, в пансырех, в шапках в железных, в саадацех, один с копьем, человек на мерине с юком» (Лихачёв. Грамоты рода Осоргиных. С. 19-20). При царе Феодоре Иоанновиче, между 1584 и 1588 гг., Г. «за старость и за увечье» был отставлен от службы, его поместье перешло к старшему сыну, к-рый в кон. 1588 г. был убит холопом на охоте. 11 марта 1589 г. следующему сыну Г., Григорию, в Москве была выдана ввозная грамота на поместье отца в Нижегородском у.- дер. Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское с пустошами Вордогино, Веретея и Вочнева. За это пожалование Григорий был обязан помимо службы царю «отца своего и мать кормит до их живота, а братью кормит до тех мест, как поспеют в нашу службу» (АСЗ. Т. 2. № 337. С. 297). Однако в 1589/90 г. Григорий был убит. В соответствии с ввозной грамотой, выданной Осорьиным в Москве 4 сент. 1590 г., поместье погибшего на царской службе Григория было возвращено Г., до того времени пока кто-либо из оставшихся его сыновей на царскую службу «поспеет и будет в пятнатцать лет, и он с того отца своего поместья учнет… службу служити и его, Юрья, и меньшую братью, и сестру кормить, и, вскормив, сестру замуж выдать» (Там же. № 338. С. 297-298).

После смерти 2 старших сыновей прав. Иулиания просила у супруга разрешение принять монашеский постриг, Г. не согласился, но святые дали обет воздерживаться от супружеской жизни. По свидетельству Повести, после кончины Г., похороненного в Лазаревской ц. «честно», прав. Иулиания почтила его память «пением, и молитвами, и сорокоусты, и милостынею», впосл. посвятила свою жизнь служению Богу (Скрипиль. С. 280, 296). Согласно Повести, прав. Иулиания прожила во вдовстве 9 лет, до эпидемии, случившейся в царствование Бориса Феодоровича Годунова, очевидно в 1601-1603 гг. Следов., Г. скончался ок. 1592-1593 гг. Правда, в Повести говорится о том, что Г. и прав. Иулиания «по разлучении плотьне» прожили 10 лет (Скрипиль. С. 280-281, 300), но это известие представляется хронологически неправдоподобным.

А. В. Кузьмин

Почитание

2 янв. 1604 г. скончалась прав. Иулиания, 10 янв. она была погребена рядом с могилой Г. После окончания Смутного времени, по-видимому между 1613 и 1615 гг., над могилами супругов была возведена теплая ц. во имя арх. Михаила. Рядом с родителями похоронили схим. Феодосию (Осорьину). 10 авг. 1614 (или 1615) г., во время похорон сына Г. и прав. Иулиании Георгия, был обретен гроб с нетленными мощами святой, полный «мира благовонна». После помазания миром мн. больные исцелились. В связи с этим событием Каллистрат (Дружина) Осорьин написал Повесть о прав. Иулиании («Месяца генваря в 2 день успение святыя праведныя Улиянеи, Муромскиа чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския»), в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прав. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными), в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием.

Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК)
Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК)

Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК)

Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 7, 1807-1811 гг.).

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов Г. и прав. Иулиании, в 1867-1868 гг. совершение молебнов было восстановлено. По-видимому, в кон. XIX в. существовало почитание святых Иулиании и Феодосии, почитание Г. было утрачено - архим. Леонид (Кавелин) не упомянул его в списке рус. святых (Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 698-699. С. 180-181). Церковное почитание Г. возрождено включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. № 629/20978. Л. 36-38; Там же. Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об.; РГБ. Ф. 215. Архив М. М. Осоргина. Картон 3. Д. 7, 14-17, 19.
Ист.: Филимонов. Иконописный подлинник. 1876. № 4-5. С. 27; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных // ИРГО. 1900. Отд. 3. Вып. 1. С. 14-40; Сторожев В. Н. Мат-лы для истории рус. дворянства. М., 1909. Вып. 2. С. 60-61; Евгений (Мерцалов), еп. Житие св. прав. Иулиании Лазаревской (в 2-х ред.) и служба ей. СПб., 1910; Лихачёв Н. П., Мятлев Н. В. Тысячная книга 7059-1550 г. Орел, 1911. С. 179-180 [Библиогр.]; Скрипиль М. О. Повесть об Улиянии Осорьиной: (Ист. коммент. и тексты) // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 276-323; ТКиДТ. С. 71, 157; АСЗ. 1998. Т. 2. № 337-338. С. 297-298; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в. // РД. 2002. Вып. 8. № 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.].
Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. Отд. 1. С. 5-12; Описание о российских святых. С. 245-247; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: (Ист. очерк). Муром, 1910; Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской» // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской» // ПКНО, 1985. М., 1987. С. 16-18; Сухова О. А. Града Мурома святые // Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Милостивая, прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004. С. 48-53; Сказания о прав. Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотворицы: Житие с акафистом. Муром, 2004.
А. В. Кузьмин, мон. Мелетия (Панкова), игум. Серафим (Питерский)

Иконография

Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве)
Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве)

Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве)
Ранних изображений Г. не сохранилось; об их существовании известно из лит-ры нач. XX в. (Евгений (Мерцалов), еп. С. 25-26). В принадлежавшем Г. Д. Филимонову сводном иконописном подлиннике XVIII в. приводится описание древней иконы праведной семьи Осорьиных: «Святыя праведныя Иулиании Муромския на реке Илевне; подобием аки Елисавет, на главе плат зеленой, верхняя риза баканная, исподняя голубая, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ея Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска киноварная, исподняя зеленая, в шапке; а дщерь ея, инока схимница Феодосия; на иконе на старой писаны. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Аврамий в Стародубском уезде» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43). Чудотворная икона прав. Иулиании из ц. Успения Богородицы погоста Муська Муромского у., к-рая «в глубокой древности явилась на озере Святе, отстоявшем от погоста на 4-5 верст, откуда и была принесена в храм», имела 6 житийных клейм, причем в 2 из них - «Бракосочетание» и «Благопопечительное служение мужу» - был изображен Г. Подобное житийное произведение 1925 г., созданное Д. С. Стеллецким, находится в ц. прп. Сергия Радонежского в Париже.

На основе указания подлинника разработана совр. иконография Г. На иконе «Собор Муромских святых» 1996 г. работы И. В. Сухова, написанной для муромского Новодевичьего во имя Святой Троицы монастыря (в наст. время в ц. в честь Муромской иконы Божией Матери, в монастырском скиту около дер. Мишино, близ Мурома), праведник изображен в числе др. местных подвижников (всего 21), в правой группе, в одном ряду с супругой прав. Иулианией и дочерью схим. Феодосией. К торжествам, посвященным 400-летию со дня преставления прав. Иулиании, для возрожденного храма арх. Михаила в с. Лазареве близ Мурома (где до 1930 находилась гробница с ее мощами) тем же муромским иконописцем выполнена икона, на к-рой Г. представлен со святыми женой и дочерью как подвижник, относящийся к «лику мирян», в светских одеждах рус. горожанина XVII в.

Лит.: Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской. Муром, 1910; Толстая А. В. Праведная Иулиания Лазаревская. П., [1927]; Сазонов С. В., Сазонова Е. И. Иконография Ульянии Лазаревской // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф. Дек. 1989 г. / ЦМиАР. М., 1995. С. 51-53; Сухова О. А. Образ Юлиании Лазаревской в искусстве Древней Руси и церк. произведениях XIX - нач. XXI в. // Милостивая: Прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004. С. 97-100, 103-104.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова), О. А. Сухова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Праведные мужи Русской Православной Церкви Иконография святых Русской Православной Церкви Георгий Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), праведный (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
См.также:
ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
КАРП (XVII в. (?)), Медушский, Ковровский, прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)
АНТОНИЙ И ФЕЛИКС КАРЕЛЬСКИЕ праведные (пам.18 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых)
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)