Алексей Гаврилович (7.02.1780, Москва - 4.12.1847, с. Поддубье Вышневолоцкого у. Тверской губ.), рус. живописец, зачинатель рус. бытового жанра, портретист. Сын небогатого купца, живописью начал заниматься самостоятельно. В 1802 г. переехал в С.-Петербург, выполнял портреты в технике пастели, ок. 1807 г. брал уроки у В. Л. Боровиковского. В 1811 г. получил звание академика портретной живописи. Обращался к сатирической графике, в частности, во время войны 1812 г. выпустил офорты, осмеивающие французоманию рус. дворянства. В 1815 г. приобрел небольшое имение Сафонково в Тверской губ., где проживал по неск. месяцев в году. С нач. 20-х гг. В. обратился к бытовому жанру, к-рый впервые в рус. искусстве обрел форму стройной и совершенной художественной системы.
Концепция рус. бытового жанра, сложившаяся в творчестве В., явилась своеобразным ответом на вопрос, какие черты народной жизни предопределили победу в эпопее 1812 г. Появление поэтического и поэтизирующего изображения крестьянской жизни стало возможным именно в момент ее самоопределения. В. угадал скрытый в глубине этой поэзии принцип формы, где «натура» определяет способ избирательности: натурально не все, но лишь то, что пребывает в согласии с естественной жизнью. Такое представление ведет происхождение от сентиментализма и идеалов Руссо и имеет в своей основе антитезу «природа-цивилизация». Положительная программа жанра В. обусловлена неприятием жизни города, где все подчинено законам гос. власти и службы, искусственным и призрачным страстям. В произведениях В. живописный язык, ритмический и колористический строй передают не только «физиономию», но и характер, «душу» рус. природы - равнинного сельского ландшафта средней полосы России с высоким неярким небом, меланхолическим колоритом и протяженными линиями однообразного пустынного простора. Картины 1-й пол. 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (обе в ГТГ), «Гумно» (ГРМ) и более поздняя «Сенокос» (ГТГ) образуют цикл «времена года» и соотнесены не с чередованием переменчивых «погодных условий», а с земледельческим циклом, что нашло отражение и в их названиях.
в творчестве В. нет драматизма, фабулы, коллизий и даже жестов как знаков общения персонажей. В образе пронизанного светом пространства явлено царство тишины. Поведение персонажей таково, как будто они (вместе с художником) стараются «не спугнуть пространства чуткий сон», изображены не события и действия людей, имеющие начало и конец, а неопределенно длящиеся состояния. Лица персонажей не бывают ни беспечными, ни тем более веселыми, но это не меланхолия - спутница праздности, а неизбывное тайное печалование людей, к-рым вверена самая насущная забота - радение о земле. В картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» не видно пахарей и жнецов, это будни крестьянского мира, каким он бывает во время войны, когда земля оставлена на попечение матерей, жен, детей и стариков - именно они составляют народонаселение мира в.
Обратившись в 30-х гг. к повествовательному жанру, также изображающему крестьянский быт, художник в ряду центральных событий представляет «Проводы рекрута» (кон. 30-х гг. XIX в., дворец-музей в Павловске) и «Возвращение солдата» (кон. 30-х гг. XIX в., ГРМ), т. о. еще раз напоминая о том, что война испокон веку вторгается в круговорот трудов и дней естественного земледельческого цикла. Картины «Первые шаги» (нач. 30-х гг. XIX в., ГРМ) и «Причащение умирающей» (1839, ГТГ) отмечают основные этапы жизни человека. Каждое произведение В. отсылает к художественному целому, олицетворением к-рого являлась фреска. На картинах В. запечатлен во всей полноте эпос народной жизни, последовательно представленный в лирических и описательных фрагментах всеохватывающей картины бытия, поэтому жанр В. скорее не бытовой, а бытийственный.
Известны иконописные работы В., в частности запрестольный образ «Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института», выполненный для придела Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христова (Смольный собор в С.-Петербурге) (между 1832 и 1835, ГРМ).
С сер. 20-х гг. В. начал педагогическую деятельность, школа была делом частной инициативы художника, круг учеников составляли в основном выходцы из крестьянства, в т. ч. крепостные. Определяющим свойством педагогики В. было то, что, развивая профессиональные навыки, она удерживала художников в пределах того наивно-целостного ощущения жизни натуры, к-рое позволяло творческой индивидуальности быть уверенной и самостоятельной. Эти качества особенно ярко проявились в перспективных штудиях учеников В., к-рые стали источником особого жанра интерьера, получившего название «в комнатах».
Творчество В. и произведения его учеников (А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Г. В. Сорока) образуют самостоятельное явление в художественной жизни 1-й пол. XIX в., выразившее этические аспекты «умозрения в красках», т. е. представление о том, что должно отображать искусство, если земное бытие - юдоль скорби, а искусство - образ рая и противостоит всему, что чревато душевной смутой. Не в настроении, а в строе жизни оно являет образ и подобие равновесия, тогда как само равновесие в круговращении времен - это божественная благодать, позволяющая миру не только двигаться, меняться во времени, но и быть, длиться, простираться, существовать в пространстве. Перводеянием этой благодати является свет, предстающий главным аспектом изображения, где разворачивается и получает зримый образ все, что ни есть в свете (т. е. в мире). Этому свету гл. обр. посвящено искусство живописи, творящее зримые подобия бытия во вневременной пространственной протяженности. Здесь тот пункт, где представления религ. свойства сходятся с установками творчества и педагогики в.