[греч. θεοφόρος - несущий Бога], термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам (Theodoret. Haer. fab. comp. 23), апостолам (Greg. Nyss. De beat. 6), мученикам (Ephraem Syr. Encom. in mart.), в форме «богоносные отцы» (οἱ θεοφόροι Πατέρες) - гл. обр. к святым учителям Церкви (Theod. Stud. Ep. 8). Св. Ефрем Сирин называет так Богородицу (Precat. ad dei matrem 6). Для сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, этот эпитет стал именем собственным. В языке Септуагинты и НЗ он не встречается.
Важное значение термин «Б.» имел в истории формирования правосл. христологии. Подчеркивая реальность Боговоплощения, свт. Василий Великий употребляет выражение «богоносная плоть» (ἡ θεοφόρος σὰρξ) (Basil. Magn. Hom. in Ps. 45, 59; De Spirit. Sanct. 5. 12; Ep. 261. 2). Свт. Григорий Нисский, рассуждая о схождении Христа в ад, также говорит о «богоносной плоти» Спасителя (Greg. Nyss. In resurrect. 1). Выражение «человек богоносец» (ἄνθρωπος θεοφόρος) в христологии в качестве термина впервые стало активно использоваться последователями Аполлинария (младшего) Лаодикийского в отрицательном смысле для характеристики христологических взглядов своих противников, утверждавших полноту человеческой природы во Христе. Свт. Григорий Нисский указывает на обвинение его со стороны аполлинариан в том, что он делает «вышнее нижним, порабощая богоносных ангелов богоносному человеку» (Greg. Nyss. Antirrh. c. Apollin.). По свидетельству свт. Григория Богослова, они при разъяснении своей доктрины приходили к вероисповедной формуле, утверждавшей необходимость поклонения «не человеку богоносцу, а Богу плотоносцу» (τὸ δεῖν προσκυνεῖν μὴ ἄνθρωπον θεοφόρον, ἀλλὰ Θεὸν σαρκοφόρον - Greg. Nazianz. Ep. 102. 18). В полемике с ними свт. Григорий подвергает критике такой способ выражения (Ibidem). Однако впосл. подобная формула стала широко применяться в правосл. богословии. Свт. Кирилл Александрийский в своей антиарианской полемике упрекает противников в том, что они приравнивают Сына Божиего к тварным созданиям, называя Его «богоносным» или «неким богоносным сосудом» (θεοφόρον τι σκεῦος - Cyr. Alex. In Ioann.). В полемике с Несторием свт. Кирилл также указывает на невозможность употребления по отношению к Христу этого выражения, противопоставляя ему выражение «вочеловечившийся Бог» (Θεὸς ἐνηνθρωπικὼς - Hom. pasch. 17. 2). Прп. Иоанн Дамаскин указывает на то, что Несторий говорил о Христе как о «богоносном человеке» (Ioan. Damasc. De fide orth. 56, 87; De haer. 83; Adv. nest. 19, 42). По его словам, всякий Б. человек может называться Христом, но не Богом по естеству, подобным образом и Спаситель, будучи Богом по естеству, не может называться Б. человеком, но должен именоваться воплощенным Богом (θεὸς σεσαρκωμένος - De fide orth. 56).