[сир. ], сир. богослов и писатель (сер. V в.- 569), принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Первоначальное имя - Нарсай. Уроженец обл. Маалта, Нарсай с 15-летнего возраста вел аскетический образ жизни под руководством крупнейшего несторианского богослова Нарсая, своего родственника и тезки, сменив свое имя на А. После смерти учителя (503) он возглавлял в течение 20, а после краткого перерыва еще 40 лет знаменитую Нисибинскую школу, где обучалось более тысячи студентов и для к-рой он выстроил новое здание и гостиницу. Главный источник сведений о жизни А. Б.-Р.- «Церковная история» Бархадбешаббы из Бет Арбайе, где автор с похвалой говорит об аскетизме и братолюбии А. Б.-Р.; правда, некие завистники обвиняли его в идолослужении, но они были посрамлены. Дверь дома А. Б.-Р. была всегда открыта, и ему пришлось даже установить перед дверью загородку, чтобы скот не заходил в его келью. А. Б.-Р. немало пострадал от ненавидевших его иудеев, к-рые оклеветали его перед марзпаном (наместником шаханшаха) и епископом. В 561 г. имп. Юстиниан I вызвал А. Б.-Р. в К-поль для богословского диспута, но тот отказался от поездки, ссылаясь на преклонный возраст и преподавание в школе, требующее неотложного присутствия в Нисибине. Впрочем, А. Б.-Р. направил в столицу к императору еп. Нисибинского Павла с изложением веры и отказом вычеркнуть из диптихов «ради единства церковного» имена Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория, учение к-рых он называл «истиной, от которой невозможно отказаться». Бархадбешабба сообщает, что именно А. Б.-Р. занес имена этих богословов в диптихи (сир. - дословно «книга жизни»), предписав почитать их. А. Б.-Р. считается автором многих утраченных экзегетических произведений, а также «Истории школ». Предание приписывает ему авторство молитвы (тешбохта) из воскресной ночной службы (лейлы), вошедшую в «Халдейский часослов». Богословские воззрения А. Б.-Р. сформировались в Нисибинской школе под преимущественным влиянием богословия Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. По всей видимости, он держался той формы несторианского учения, к-рая в совр. науке называется «строгим дифизитством» (в отличие от веры самого Нестория или, позднее, Бабая Великого). О ней можно судить по сохранившейся в монофелитской рукописи дискуссии между Павлом Нисибинским и православными.