Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРА
Т. 30, С. 612-614 опубликовано: 2 августа 2017г.


КАРА

[араб.  ,  ], город в Сирии, важный центр Антиохийской Православной Церкви в средние века и раннее Новое время. Расположен в 97 км к северо-востоку от Дамаска, в центре плато Каламун, к-рое долгое время было крупным христ. анклавом и одним из последних регионов бытования сир. разговорного языка. К. гипотетически отождествляется с сел. Хонохора (Хонокара) ранневизант. времени, упоминаемым в списках епархиальных центров пров. Финикия Ливанская. Из епископов К. этой эпохи единственной достоверной фигурой считается Дада, современник Халкидонского Собора (451). Не присутствуя на Соборе, он делегировал свой голос митрополиту Дамаска (ACO. T. 2. Vol. 3(2). P. 174); его подпись стоит также под письмом 458 г., отправленным епископами Финикии Ливанской византийскому имп. Льву I в связи с убийством сщмч. Протерия Александрийского (Ibid. Vol. 5. P. 44-46). Впоследствии К. была оплотом халкидонитов в противостоянии монофизитству. От византийского времени в селении сохранился ряд построек, в т. ч. фасад базилики свт. Николая и монастырь св. Иакова, возведенный в V в. на развалинах рим. форта, в 1 км к западу от К.

После долгого перерыва упоминания о К. появляются в трудах араб. географов IX-X вв., начиная с Ибн Хордадбеха, к-рые называют К. одним из остановочных пунктов на дороге из Хомса в Дамаск. Детальное описание селения первым сделал магрибинский путешественник Ибн Джубайр (1184). По его словам, население К. целиком состояло из христиан, а своим процветанием было обязано подземным источникам, дававшим воду для окрестных полей.

В Британском музее хранится сир. мелькитский Лекционарий XI в. (Lond. Brit. Mus. Add. 14488), в одном из его колофонов перечисляются 10 епископов, занимавших престол К. ориентировочно в XI-XII вв., но без указания дат правления. Из других колофонов этой рукописи известны епископы Афанасий (1136), Михаил (сер.- 2-я пол. XII в.) и Евфимий († 1259). В К., в ц. святых Сергия и Вакха и в мон-ре св. Иакова, сохранились фрагменты росписей XIII в. Стиль этих фресок, как и всего сиро-ливанского изобразительного искусства эпохи крестоносцев, типично византийский, с вкраплениями элементов, заимствованных из западноевропейской живописи. Отмечены явные параллели между изображениями мучеников-воинов Сергия и Феодора из К. и аналогичными образами на синайских иконах.

Христиане К. подверглись репрессиям во время войн мусульман с крестоносцами. В 1263 г. в селении была построена крепость, чтобы контролировать действия местных христиан и отражать рейды крестоносцев со стороны Ливанских гор. В сент. 1266 г. султан Бейбарс направил военный отряд истребить жителей К., к-рых обвинили в похищении мусульман и продаже их крестоносцам. Почти все взрослое муж. население, в т. ч. насельники мон-ря св. Иакова, было убито, оставшиеся жители (свыше 1 тыс. чел.) уведены в рабство. Кафедральный собор свт. Николая был обращен в мечеть, а поля и дома отданы мусульманам из туркмен. племен.

Однако опустошение К. было не таким тотальным, как его изображали летописцы, или же затем она вновь была заселена христианами, потому что в нач. XIV в. араб. географ Абу-ль-Фида описывал ее как крупную деревню, в которой христиане составляли большинство жителей. К. довольно часто фигурирует в источниках мамлюкской эпохи. Не названный по имени епископ К. участвовал в избрании Антиохийского патриарха Михаила I в 1366 г. Еп. Юханна († 1429) был известен как переписчик книг. Выходцы из К. часто занимали архиерейские кафедры в соседних городах (Юханна, митр. Хомса; † 1431; Юханна, еп. Сайднаи; † после 1539).

К. стала крупнейшим центром книгописания мелькитов в XV-XVI вв. Почти все рукописи, созданные здесь в XV в., написаны на сирийском языке. Среди переписчиков наиболее известен клан Ибн Хабиб, первый представитель которого, Макарий, был епископом К. (между 1429 и 1433 - после 1478). Макарий упоминается среди выборщиков Антиохийского патриарха Михаила III в 1451 г. и в «Хожении» русского купца («гостя») Василия, посетившего К. в 1465 г. Василий описывал в этом селении большую ц. св. Георгия, при которой жили монахи. В тот период в К. наряду с местным архиереем пребывал и митрополит Аккара (Сев. Ливан). Известны сыновья еп. Макария, священники Хабиб и Ибрахим, и внуки Ильяс и свящ. Юханна - переписчики сироязычных литургических текстов кон. XV - нач. XVI в. Перепиской книг занимались также кланы Ибн Салех (к нему принадлежали упомянутый Юханна, еп. Сайднаи, и его брат Исаак; известны книги на арабском яз., переписанные ими на рубеже XV и XVI вв.) и аль-Акикат (1-я пол. XVI в.).

В османскую эпоху К. была столицей нахии - адм. единицы среднего уровня в составе Дамасского пашалыка. В XVI в. в провинции прошло неск. переписей населения, к-рые зафиксировали в К. примерно равное количество христиан и мусульман (в 1568 насчитывалось 331 христ. семейство, т. е. свыше 1600 чел.).

Ок. 1531 г. митрополитом К. стал дамаскинец Макарий ибн Хиляль ибн Аун (см. Макарий II), известный переписчик книг. Объединив под своей властью несколько других епархий, Макарий в 1543-1550 гг. оспаривал Антиохийский престол у патриарха Иоакима IV. В 1539 г. Антиохийский патриарх Михаил V провел в К. Собор по вопросу исчисления даты Пасхи, вызвавшему в тот год серьезные затруднения. Из преемников Макария на кафедре К. известны местный уроженец Георгий аль-Кари и выходец из Ливана Иоасаф ибн аль-Хадж Нимат (1-я пол. XVII в.).

На протяжении XVI - нач. XVII в. христ. население К., как и др. деревень плато Каламун, резко сокращалось за счет миграции в Дамаск. Соответственно упразднялись архиерейские престолы региона. В 1647 г., после смерти митрополита Сайднаи, патриарх Евфимий III перевел епископа К. Иоасафа на Сайднайскую кафедру, объединив под его управлением оба диоцеза. После этого К. уже не выступала как центр отдельной епархии. В. Г. Григорович-Барский, посетивший К. в 1728 г., свидетельствовал, что христиане составляли там незначительное меньшинство и в селении не осталось ни одной действующей церкви, только руины храмов визант. постройки; лежал в запустении и находящийся неподалеку мон-рь св. Иакова.

В XX в. христианские памятники К. стали объектом изучения археологов и искусствоведов. Часть фресок была передана в музеи Дамаска и Дайр-Атии, идет работа по консервации оставшихся настенных росписей.

Ист.: Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum. L., 1870. Pt. 1. P. 194-200; Ибн Джубайр. Путешествие. М., 1984. С. 259; Moufazzal Ibn Abil-Fazaïl. Histoire des sultans Mamlouks. P., 1919. P. 494-497. (PO; T. 12. Fasc. 3); Tarih Abi al-Fida. Constantinople, 1870. T. 2. P. 4; Хожение гостя Василья. СПб., 1884. С. 5. (ППС; 6); Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся. СПб., 1800 5. C. 329.
Лит.: Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 478; a ru n K. Silsilat asa qifat al-malikiyyn: Qa ra // al-Mariq. Bayru t, 1910. Т. 13. P. 328-331 (на араб. яз.); Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 2, 24-27, 35, 37; idem. Chronologie, 1250-1500. P. 20, 32; idem. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 200-202; Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the 16th Cent. // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982. Vol. 2. P. 21-22; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 734; Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenössischen Quellen // Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 134-135; idem. Bishoprics and Bishops of the Greek Orthodox Patriarchate of Antioch in the 16th and 17th Cent. // Ta'rkh kansat anta kiya l-l-ru m al-urthu dhuks: Ayyat khusu siyya? [Tripoli], 1999. P. 125; Burns R. Monuments of Syria. L., 1999 2. P. 198; Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art // East and West in the Crusader States. Leuven, 2003. Vol. 3. P. 265-286. (OLA; 125).
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Города сирийские Антиохийская Православная Церковь. История Кара, город в Сирии, важный центр Антиохийской Православной Церкви
См.также:
АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, город в Сирии
АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат)
АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) (обряд), древнее богослужение Антиох. Правосл. Церкви
АНТИОХИЯ (совр. Антакья, Турция), город на р. Оронт, истор. центр Антиох. Правосл. Церкви
БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками
БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода