Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края: Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона.
Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796).
Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.
В 30-х гг. ХIХ в. в Енисейской и Ангарской тайге были найдены месторождения золота, через 10 лет золотодобыча стала основной отраслью промышленности в Сибири, в т. ч. в Канском окр. Новое дело способствовало появлению крупных капиталов, сформировало династии предпринимателей. Прибывший в 1843 г. из С.-Петербурга в Красноярск тайный советник И. Н. Толстой встретился с золотопромышленниками Енисейской губ. и просил их о помощи в устроении сибир. городов. Первым откликнулся и вложил большую сумму в благотворительный фонд канский золотопромышленник Г. Ф. Машаров. Вероятно, на его деньги в 40-х гг. была проведена реконструкция Спасского собора в Канске, к храму был пристроен сев. придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 1875 г. купец Г. П. Гадалов пожертвовал в собор колокол весом 335 пудов. В окт. 1913 г. завершилась реконструкция Спасского собора, храм был освящен 25 янв. следующего года Красноярским и Енисейским еп. Никоном (Бессоновым). 29 июня 1891 г. через Канск по Московско-Сибирскому тракту проезжал цесаревич, будущий имп. св. Николай II Александрович.
В 1918-1920 гг. на территории Канского у. существовала большевистская Тасеевская партизанская республика. 8 марта 1919 г. близ дер. Байкан партизаны схватили и вскоре после мучений застрелили священника Никольской ц. с. Апан (ныне с. Апано-Ключи Абанского р-на) сщмч. Димитрия Неровецкого; в наст. время место упокоения останков мученика почитается.
В 1925-1934 гг. Канский окр. входил в Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске, приходы округа относились к Иркутской епархии. В Иркутске были сильны позиции обновленчества, раскол активно насаждался в регионе, в т. ч. на территории совр. К. и Б. е., где существовала обновленческая Канская епархия, входившая в раскольническую Сибирскую митрополию. В 1924 г. 1-м обновленческим «Канским епископом» стал Николай Мешалкин, вскоре снявший сан, в 1925-1926 гг. обновленческой епархией управлял «епископ» Илия Фокин, в 1926-1928 гг.- «епископ» Андрей Кононович. В 1928 г. обновленческая Канская епархия насчитывала 64 храма и 69 клириков (ВССПРЦ. 1928. № 2. С. 5). В 1929-1932 гг. кафедра была вакантной, в 1933-1934 гг. ее занимал «епископ» Николай Гирченко, в 1934 г.- «епископ» Александр Спасский. Кафедральным храмом обновленческой епархии являлся Спасский собор в Канске.
Массированная кампания по закрытию храмов развернулась в регионе в 30-х гг. XX в. 12 янв. 1930 г. на площади в центре Канска прошел митинг с требованием закрытия церквей, участники митинга заявили, что «Канск не имеет ни одного рабочего клуба, в то время большие помещения заняты уже никому не нужными церквями» (Власть Советов: Газ. Канск. 1930. № 25). В 1930 г. местные власти приняли постановление о закрытии Спасского собора (принадлежал обновленцам), но богослужения в храме продолжались до 29 дек. 1937 г., когда на собрании прихожан было решено отказаться от содержания храма. 24 янв. 1938 г. горисполком передал здание собора под аэроклуб, позднее здесь размещались дом пионеров, столовая. Собор был перестроен: разрушены главный купол и колокольня, разорен соборный погост. В 1938 г. закрыли кладбищенскую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Канске, при к-рой сохранялась многочисленная каноническая («тихоновская») община.
На Пасху в 1946 г. возобновились богослужения в канском Спасском соборе. В 1959 г. началась подготовка к повторному закрытию храма, 27 окт. 1964 г. собор передали драмтеатру. Правосл. община во главе с настоятелем прот. Игорем Сойко просила крайисполком о выделении места под строительство молитвенного дома, власти отвели землю у кладбища в бывш. с. Канско-Перевозинском, на правом берегу р. Кан. Новопостроенный Спасский храм был освящен 29 авг. 1965 г. Новосибирским архиеп. Павлом (Голышевым) вместе с духовенством из Красноярска. До 1992 г. храм на правом берегу Кана имел статус собора. В февр. 1992 г. Красноярской епархии был возвращен исторический Спасский собор в Канске, в 2000 г. к храму была пристроена колокольня.
5 окт. 2011 г. Свящ. Синод заслушал рапорт Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) с предложением об образовании новой епархии в Красноярском крае с центром в Канске. Синод признал целесообразным образование Канской епархии с целью дальнейшего развития церковной жизни в юго-вост. части Красноярского края. На заседании Свящ. Синода 28 дек. того же года было принято решение образовать К. и Б. е., выделив ее из состава Красноярской епархии. 24 марта 2012 г. во епископа Канского и Богучанского был хиротонисан Филарет (Гусев), 7 апр. архиерей совершил 1-ю литургию в Канске. В Канске возобновилось совместное с отделом культуры проведение Рождественского и Пасхального фестивалей, установились добрые отношения с местным казачеством. 9 июля 2019 г. еп. Филарет по решению Синода назначен епископом Дальнеконстантиновским, викарием Нижегородской епархии. Временно управлять Канской епархией поручено митр. Пантелеимону (Кутовому).
Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня.
Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест.
До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).
В Свято-Троицком храме в с. Уринском (ныне с. Б. Уря Канского р-на) особо чтимой была икона вмц. Варвары, в честь которой на Варварином ключе на правом берегу р. Ури была выстроена часовня. В 2006 г. был освящен источник Тихвинской иконы Божией Матери близ с. Ивановка Рыбинского р-на, над св. ключом сооружена часовня.
В XVIII - нач. XX в. крестные ходы совершались во мн. храмах Канского окр. По решению священноначалия, утвержденному не позднее 1821 г., из канского Спасского собора 21 мая совершался крестный ход в часовню равноапостольных Константина и Елены, в 2 верстах от собора на запад по Московскому тракту. Из Свято-Троицкой ц. Троицкого солеваренного завода в 1-е воскресенье после 9 мая (празднование перенесения мощей свт. Николая) совершали крестный ход в бывш. дер. Култук с явленной на этом месте иконой свт. Николая. Икона оставалась в часовне на месте явления неделю, затем ее возвращали в приходскую церковь. В Свято-Духов день крестный ход из Троицкой ц. совершался в дер. Яковлево. Др. чтимой святыней в Троицком храме был образ св. Иоанна Предтечи. По желанию жителей во время летней засухи с этими иконами обходили поля. В наст. время традиция совершения крестных ходов возрождается в К. и Б. е.
В Свято-Троицком соборе в Канске и в др. храмах епархии хранятся иконы и ковчеги с частицами мощей святых. В храме св. ап. Андрея Первозванного в Канске почитаются иконы с частицами мощей прав. Феодора Ушакова и св. ап. Андрея Первозванного - св. покровителей Военно-морского флота России. Храм был построен в память о погибших моряках-подводниках и является домовым храмом Канского морского кадетского корпуса им. св. ап. Андрея Первозванного.
Красноярский и Ачинский митр. Пантелеимон (Кутовой; 28 дек. 2011 - 23 марта 2012, в. у.), еп. Филарет (Гусев; с 24 марта 2012).