Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАНДИДА
Т. 30, С. 161-162 опубликовано: 6 июня 2017г.


КАНДИДА

Интерьер скальной ц. мц. Кандиды близ Бари. VIII–XII вв.
Интерьер скальной ц. мц. Кандиды близ Бари. VIII–XII вв.

Интерьер скальной ц. мц. Кандиды близ Бари. VIII–XII вв.
[лат. Candida], мц. (пам. зап. 3 окт.), пострадала в Риме. Самое раннее упоминание о К. содержится в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.), где 3 окт. указана память мученицы в Риме. Принимая во внимание более поздние рукописи, А. Кантен и И. Делеэ предположили, что в тексте Иеронимова мартиролога первоначально содержалось указание и на место погребения К.- кладбище Понтиана (ad Ursum Pileatum) на Портовой дороге (MartHieron. Comment. P. 538; Quentin. 1908. P. 41). Кроме того, в Иеронимовом мартирологе поминовение рим. мц. К. значится под 29 авг. и 1 и 2 дек. (по мнению Делеэ, эти указания ошибочны). Под 1 и 2 дек. в мартирологе указана также память мч. Пимения (Пигмения). Благодаря этому обстоятельству, а также непосредственной близости гробниц обоих мучеников на кладбище Понтиана образ К. был включен в агиографическое сказание о Пимении, где она представлена как матрона, похоронившая тело мученика (Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. [T. 1]. P. 240-241). Руководствуясь ошибочным прочтением имени Candidi в нек-рых рукописях Иеронимова мартиролога, Узуард и вслед за ним кард. Цезарь Бароний в Римском мартирологе указали 3 окт. память мч. Кандида, погребенного на кладбище Понтиана.

Болландисты предложили отождествить К. с мученицей, упомянутой в Мученичестве святых Марцеллина и Петра (BHL, N 5230-5231),- женой Артемия, стража темницы, куда были заключены мученики. Под влиянием Марцеллина и Петра Артемий, К. и их дочь Павлина приняли крещение, исповедали Христа и были приговорены гонителями к смерти (ActaSS. Iun. T. 1. P. 172-173).

О почитании гробницы К. на кладбище Понтиана упоминается в источниках VII-VIII вв. В «Заметке о церквах города Рима» (Notitia ecclesiarum urbis Romae; VII в.) сообщается о церкви и гробнице св. девы К. Согласно Малмсберийскому итинерарию (VII в.), мощи К. почивали в церкви вместе с мощами Феликса, Александра, Абдона и Сеннена и других мучеников (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. Vol. 1. P. 309, 327. (CCSL; 175)). В «Liber Pontificalis», в жизнеописании папы Римского Адриана I (772-795), говорится, что по указанию папы были восстановлены храмы на кладбище Понтиана, в т. ч. базилика К. (LP. T. 1. P. 219, 509).

Мц. Кандида упоминается в надписи, выполненной при папе Пасхалии I (817-824), среди святых, чьи мощи были перенесены с пригородных некрополей в ц. Санта-Прасседе. Неясно, следует ли отождествить эту мученицу с К., чья гробница почиталась на кладбище Понтиана. В Римском мартирологе поминовение св. Кандиды, мощи к-рой были перенесены при Пасхалии I в Санта-Прасседе, указано под 29 авг., вероятно, на основании Иеронимова мартиролога, где под этой датой ошибочно приведена память К. (см.: Burchi P. Candida // BiblSS. Vol. 3. Col. 733).

В 1677 г. мощи рим. мц. Кандиды из катакомб Кириаки на Тибуртинской дороге были перенесены в Вену, а затем в аббатство Кремсмюнстер. Более подробные сведения об этой мученице отсутствуют (см.: Fusconi G. M. Candida // BiblSS. Vol. 3. Col. 735).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 6. P. 515; Oct. T. 2. P. 7-8; MartHieron. Comment. P. 474-475, 538, 630-632; MartUsuard // PL. 124. Col. 533-534; MartRom. Comment. P. 367-368, 432.
Лит.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Delehaye. Origines. P. 290; Ferrua A. Il catalogo dei martiri di S. Prassede // Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. Ser. 3. 1957/1959. Vol. 30/31. P. 129-140; Amore A. Candida // BiblSS. Vol. 3. Col. 736.
А. К.
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Кандида, мученица (пам. зап. 3 окт.), пострадала в Риме
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)