Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас
Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас [греч. καμίσιον], в средние века на правосл. Востоке богослужебная одежда церковнослужителей. К. представлял собой длинную широкую льняную одежду белого или пурпурного цвета, покрывавшую тело от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей рук (
Дмитриевский. 1903. С. 123-124). Прототипом К. являлась рим. tunica tаlaris (подробнее см.:
Braun. 1907. S. 63-73). Согласно кн. «О церемониях византийского двора» имп.
Константина VII Багрянородного, К. входил в парадный гардероб придворных (остиариев, кувикулариев, нотариев, асикритов) и высшей знати (анфипатов, патрикиев) (
Constantini Porphyrogeniti De ceremoniis aulae byzantinae / Ed. J. J. Reiske. Bonn, 1829. Vol. 1. Р. 574-575). К. был самой простой торжественной одеждой, т. к. поверх него могли быть надеты др. облачения, приличествующие рангу сановника. Церковные чтецы и певцы, являясь в имп. дворец, также облачались в К. (Ibid. P. 755). Об этом говорится и в трактате Псевдо-Кодина «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.): за богослужением в канун Рождества Христова в имп. дворце чтецы и певцы были облачены в К., причем у протопсалта и доместика он был белого цвета, а у певцов - пурпурного (
Ps.-Codin. De offic. 1966. P. 190). К., как правило, был однотонным, не декорировался (
Дмитриевский. 1903. С. 124). Для удобства при ношении К. могли подпоясывать (Там же. С. 126).
Согласно толкованию свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429), К. символизирует начаток (ἀπαρχή) священства и подаваемую от Бога защиту; К. пурпурного цвета сопоставляется с багряницей Христа, белый - указывает на чистоту священства и исходящее от Бога сияние (PG. 155. Col. 396).
В наст. время в правосл. Церкви К. не употребляется: обычной богослужебной одеждой чтецов является стихарь (малая фелонь, некогда вместе с К. составлявшая богослужебную одежду чтеца, используется лишь при его хиротесии), к-рый исторически был принадлежностью диаконов и иподиаконов. В лат. традиции К. соответствует альба.
Лит.:
Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковно-служителей // РукСП. 1903. № 22. С. 122-131;
он же. Ставленник. К., 1904. С. 20-22;
Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 63-73.
Е. Е. Макаров