[Камаласила; санскр. добродетельный, подобно цветку лотоса], инд. буддийский мыслитель подшколы сватантрика-мадхьямика (см. ст. Мадхьямика) VIII в., автор религиозно-философских трудов, ученик Шантаракшиты и его сподвижник в распространении буддизма в Тибете. Род. в Вост. Индии, учился и преподавал в буддийском ун-те Наланда. После смерти Шантаракшиты был приглашен тибет. царем Трисонгом Деценом принять участие в религ. диспуте с кит. чань-буддистом, который состоялся в нач. 90-х гг. VIII в. в 1-м тибетском буддийском мон-ре, построенном учителем К. Победа индийца в полемическом состязании означала окончательное установление инд. формы буддизма в горной державе и победу учения о постепенном просветлении в течение неск. жизней над чаньским учением о мгновенном озарении, что было главным предметом спора. Однако эта победа стоила К. жизни: его убили тибет. сторонники китайца.
В тибет. Данджуре (см. ст. Ганджур и Данджур) сохранилось 18 произведений К. (из к-рых только немногие имеются на санскрите), примерно половина из них - комментарии на махаянские сутры, на основные труды Шантаракшиты, а также на работы Дхармакирти и Шантидевы. К., как и его учитель, стремился в философии преодолеть разногласия между мадхьямиками и йогачарами, активно использовал идеи и методы последних для решения новых задач буддизма. К. был сторонником объединенной философски-синкретической махаяны. Его соч. «Бхавана-крама» (Способы созерцания) содержит 3 руководства по мадхьямиковской духовной практике постепенного совершенствования, к-рую он защищал в диспуте с китайцем. Кроме того, в этом трактате критикуются отдельные положения йогачары и чань-буддизма (см. ст. Дзэн). Фрагменты санскритского манускрипта трактата находятся в рукописных фондах С.-Петербурга, изучались рус. буддологом Е. Е. Обермиллером и были им изданы.