[Калугер; лат. Calogerus, Calocerus; итал. Calogero; сицил. Calojru] (VIII в.?), св. (пам. зап. 18 июня), отшельник, подвизался на о-ве Сицилии. Самые ранние источники, в которых содержатся сведения о К., относятся к итало-греч. традиции. В одной из рукописей мон-ря Фрагала (совр. пров. Мессина, Сицилия) иезуит Оттавио Гаэтано (1566-1620) обнаружил греч. канон К., Григорию и Димитрию и молитвы утрени в день памяти святых, составленные мон. Сергием в период, когда Сицилия находилась под властью мусульман (IX-XI вв.). Гаэтано опубликовал лат. перевод канона (Caietanus. 1657. P. 128-131), др. перевод и греч. текст изданы болландистом Д. Папебруком (ActaSS. Iun. T. 3. P. 596-601). Впосл. рукопись из Фрагала была утрачена, совр. издание канона по копиям, сделанным для Гаэтано, выполнил К. Капицци (Terrizzi. 1987-1989. T. 1. P. 43-61; Rizzo. 2006. Vol. 2. T. 2. P. 131-148). Канон и молитвы утрени озаглавлены «Месяца июня в 18-й день, память преподобных отцов наших Калогера, Григория и Димитрия в Кронии на Сицилии». Из канона следует, что К. был уроженцем Халкидона. Когда нечестивцы начали гонение на правосл. христиан, еп. Григорий и диак. Димитрий собрали верных, в числе которых был К., и бежали на Сицилию. Высадившись в г. Лилибей (ныне Марсала, пров. Трапани), они разошлись по острову, чтобы проповедовать христианство. К. стал отшельником и поселился в пещере. В каноне он прославляется как аскет, наставник монахов и победитель демонов, а также как чудотворец: к нему обращена молитва об освобождении от мусульман. Несмотря на то что К., Григорий и Димитрий именуются «мучениками», в тексте нет упоминаний о том, что кто-то из них принял мученическую кончину.
В греч. синаксаре XII-XIII вв. (ркп. Vat. gr. 2046), составленном на Сицилии, под 18 июня помещено краткое сказание о К., согласно которому святой происходил из Карфагена. Когда агаряне начали гонение на христиан, К. вместе с архиеп. Григорием и диак. Димитрием покинул Африку и укрылся на Сицилии. Святые на острове проповедовали христианство, К. поселился в пещере на горе Кроний, он одержал победу над демонами и совершил много чудес.
После завоевания Сицилии норманнами (1061-1091) греч. агиографическая легенда о К. была включена в лат. богослужебные книги. Папебрук опубликовал чтения оффиция в день памяти К. (ActaSS. Iun. T. 3. P. 591-593; Rizzo. 2006. Vol. 2. T. 2. P. 28-32), руководствуясь изданием доминиканца Марчелло Крассо (Officium sancti Calogeri confessoris non pontificis collectum ex quodam vetustissimo codice manuscripto, atque ex breviario Gallicano. Panormi, 1610), а также печатными бревиариями диоцезов Сицилии (XVII в.). Вслед за Крассо болландист утверждал, что эти чтения заимствованы из т. н. галло-сицилийского бревиария XIII в. Однако после того как в рукописи XIII в. из Агридженто была обнаружена др. версия чтений (с 6-го по 12-е), исследователи полагают, что текст подвергся существенной переработке после внесения памяти К. в Римский Мартиролог (1598) и включения оффиция в бревиарий архиеп-ства Палермо (Rizzo. 2006. Vol. 2. T. 1. P. 57). Чтения оффиция послужили основой для 2 кратких лат. Житий К., краткого Жития и пространной «легенды» на итал. языке (Ibidem).
Согласно опубликованному Крассо тексту, К., уроженец К-поля, был воспитан в благочестии и воздержании. При имп. Нероне он отправился в Рим, чтобы встретиться с ап. Петром. Апостол благословил К. вести аскетический образ жизни в уединении. Вскоре святому явился ангел и рассказал о том, что на Сицилии господствуют демоны, которые губят человеческие души. К. попросил ап. Петра направить его на Сицилию для проповеди христианства. Апостол дал святому в спутники святых Филиппа, Онуфрия и Архилеона. На о-ве Липари проповедники расстались. Филипп, Онуфрий и Архилеон отправились на Сицилию, где Онуфрий и Архилеон поселились в пустыне близ Сутеры (совр. пров. Кальтаниссетта), а Филипп изгнал демонов с горы в Аджире (совр. пров. Энна). К. из-за преклонного возраста остался на о-ве Липари и совершил множество чудес, обратил жителей в христианство. Впосл. Св. Дух известил К. об успехах его сподвижников и велел следовать за ними на Сицилию. Достигнув г. Шакка, святой узнал о демонах, к-рые обитали на близлежащей горе (mons Gemmariarum) и держали в страхе окрестное население. К. приступил к проповеди и совершил множество чудес, так что через неделю все местные жители приняли крещение. После этого святой взошел на гору, изгнал демонов и поселился в пещере, установив там алтарь для совершения Евхаристии. Когда К. состарился и одряхлел, пропитание ему приносила олениха. Однажды некто Архарий, проходя мимо пещеры, увидел отдыхавшую у входа олениху и выстрелил в нее из лука. Животное бросилось к ногам К. и испустило дух. Осознав, что он убил кормилицу святого, Архарий раскаялся и умолял о прощении, напомнив, что он первым из местных жителей принял крещение. К. благословил Архария и предсказал, что через него Бог спасет множество человеческих душ. Затем святой показал охотнику целебные горячие источники и велел построить купальни. После этого Архарий часто посещал К., но через 40 дней обнаружил, что святой скончался. На месте погребения К. совершались чудеса.
В устной сицилийской традиции К. представлен как старец-отшельник, живший в пещере и одержавший победу над демонами. Вероятно, африкан. происхождение К. повлияло на обычай изображать его с темной или даже черной кожей (итал. il Santo nero - «черный святой»). С лат. агиографическим преданием связана легенда об охотнике Сьеро Аркарио, к-рый случайно убил олениху, питавшую отшельника своим молоком. Раскаявшийся охотник стал ухаживать за К., а после смерти подвижника устроил в его пещере церковь и основал мон-рь. В Наро бытовало предание об охотнике, к-рый преследовал раненого оленя и случайно обнаружил пещеру, где жил чернокожий отшельник, заявивший, что он брат св. Диего из Алькала, покровителя Каникатти, и св. Герланда, покровителя Агридженто. Отшельник запретил охотнику рассказывать о встрече с ним. Через неск. лет охотник нарушил запрет, но люди, собравшиеся к пещере, обнаружили в ней лишь кости старца. Согласно преданию, распространенному в Агридженто, было 4 святых по имени Калогер, они подвизались в Агридженто, Ликате, Наро и Шакке.
Несмотря на существенные расхождения между версиями сказаний о К., в них прослеживается общая основа - легенда о подвижнике, который прибыл на Сицилию из-за моря, поселился в пещере, победил демонов и совершил множество чудес. В греч. источниках местом подвигов К. названа гора Кроний, к-рая соответствует mons Gemmariarum в лат. чтениях (ныне гора Сан-Калоджеро близ г. Шакка). Подробности, приведенные в лат. чтениях, но отсутствующие в более ранних греч. источниках, скорее всего заимствованы из устной традиции, фольклора и житий др. святых, первоначально не связанных с легендой о К. Вероятно, к местному преданию восходят сведения о том, что К. указал жителям Шакки целебные источники и велел построить купальни. В действительности термальные источники на горе Сан-Калоджеро были известны еще в древности, по расположенным здесь купальням было названо поселение Селинунтские Термы в районе совр. Шакки (в чтениях приведена араб. форма названия города - Сьяк (Syac)). Условным является имя охотника Архария (Archarius), к-рое образовано от лат. arcus - лук.
Сведения о том, что К. якобы жил в I в. и был направлен ап. Петром на Сицилию для изгнания демонов, скорее всего заимствованы из агиографической традиции св. Филиппа из Аджиры. В раннем Житии Филиппа (BHG, N 1531), составленном во 2-й пол. IX в., сообщается, что святой прибыл в Рим для того, чтобы узнать об «установлениях Петра, патриарха апостолов». Впосл. не названный по имени папа Римский рукоположил Филиппа во пресвитера и направил на Сицилию, чтобы изгнать демонов, обитавших на горе Этна (Vita di S. Filippo d'Agira attribuita al monaco Eusebio / Ed. C. Pasini. R., 1981. P. 130-133, 138-143. (OCA; 214)). В др. месте говорится, что св. Филипп подражал ап. Петру, от которого (т. е. от его преемника, Римского папы) он получил священный сан (Ibid. P. 180-181). В более позднем Житии св. Филиппа (авторство приписывалось Афанасию Александрийскому; составлено в XIII-XIV вв.; BHG, N 1531b) святой представлен как современник ап. Петра и рим. имп. Нерона. Сведения о др. спутниках К., Онуфрии и Архилеоне, вероятно, являются позднейшими добавлениями. Св. Онуфрий, который почитается как покровитель Сутеры, возможно, то же лицо, что и св. Онуфрий Великий. Почитание святого на Сицилии возникло после XIV в., когда часть его мощей была привезена в Сутеру кармелитами (см.: Ferlisi C. Il breviario miniato dei Carmelitani di Sutera. Palermo, 2004. P. 105-109).
Изучение агиографических преданий о К. затруднялось недостатком источников, некритическим использованием лат. чтений в версии Крассо и позднейшего сицилийского фольклора. Греч. текст канона Сергия был известен в неточных транскрипциях, поэтому в лат. переводах содержались ошибки. Научное издание канона, предпринятое Капицци, а также обнаружение греч. синаксарного сказания (Luzzi. 1992) и ранней версии лат. чтений позволили исследователям более точно судить о развитии агиографического предания и о его исторической основе.
К изучению легенды о К. впервые обратился иезуит Гаэтано, который опирался на канон Сергия и на лат. чтения. Исследователь пришел к выводу, что К. происходил с Востока, а причиной его переселения на Сицилию было т. н. великое гонение, начатое в 303 г. императорами Диоклетианом и Максимианом. Предположение Гаэтано было отвергнуто Папебруком, к-рый считал, что в каноне Сергия и в лат. чтениях речь идет о разных святых. Поскольку имя Калогер (греч. Καλόγερος) означает «старец» или «монах», болландист предположил, что жившие на Сицилии греки могли называть так разных подвижников, чьи настоящие имена были забыты (ActaSS. Iun. T. 3. P. 589). По мнению Папебрука, К., которому посвящен канон Сергия, был основателем или настоятелем мон-ря Фрагала. Болландист предположил, что в рукописи канона указание на место рождения святого содержало ошибку (τῆς Καλχήδονος χώραν вместо Καρχήδονος), в действительности К. происходил из Карфагена. Т. о., К., Григорий и Димитрий были африканцами, бежавшими или сосланными на Сицилию в V в., во время преследований правосл. духовенства вандалами. Впосл. еп. Григорий и диак. Димитрий приняли мученическую смерть, К. избежал гибели и стал монахом. Др. К., о к-ром рассказывается в лат. чтениях, по версии Папебрука, был выходцем с Востока. Чтения основаны на достоверном сказании, восходящем к несохранившемуся греч. Житию, к-рое было искажено при переработке. Поэтому болландист «отредактировал» изданный им текст, исключив «недостоверные» подробности, напр. упоминания об имп. Нероне и об ап. Петре. Для датировки жизни святого Папебрук воспользовался данными раннего Жития св. Филиппа из Аджиры, в к-ром утверждается, что Филипп род. в пров. Фракия при имп. Аркадии (395-408) (Vita di S. Filippo d'Agira. 1981. P. 120-121). Исходя из этих сведений, болландист пришел к выводу о том, что Римским папой, к-рый направил К. на Сицилию, был св. Лев I Великий (440-461) и что К. скончался ок. 485 г. Такая датировка позволила исследователям предположить, что бегство К. с Востока было связано с борьбой между православными и монофизитами в эпоху Халкидонского Собора (451).
В наст. время исследователи полагают, что в греч. и лат. источниках подразумевается один и тот же святой, предание о котором претерпело значительные изменения (Rizzo. 2006. Vol. 2. T. 1. P. 57). Обнаружение синаксарного сказания о К. позволило подтвердить гипотезу Папебрука о том, что в ранних греч. источниках святой был представлен как уроженец Карфагена. Мнение об африкан. происхождении К., Григория и Димитрия разделял Ф. Ланцони, включивший их в перечень святых, бежавших или высланных в Италию в период господства вандалов в Африке (Scorza Barcellona. 1988). По мнению А. Луцци, К. скорее всего жил в VIII в., после араб. завоевания Африки, завершившегося взятием Карфагена (698), и до вторжения арабов на Сицилию (827).
С XVI в. почитание К. получило широкое распространение на Сицилии, с именем святого связано множество преданий и благочестивых обычаев. В 1598 г. кард. Симеоне Тальявиа д'Арагона, уроженец Сицилии, обратился к папе Римскому Клименту VIII с просьбой разрешить торжественное поминовение К. По указанию папы память святого 18 июня была внесена в Римский Мартиролог, в 1599 г. в богослужебные книги еп-ств Сицилии были включены проприй мессы и оффиций К., литургическое поминовение святого получило статус «двойного» (duplex) (ActaSS. Iun. T. 3. P. 591).
К. особо почитается в Агридженто, Арагоне, Каникатти, Ликате, Наро (пров. Агридженто), Термини-Имересе (пров. Палермо), Салеми (пров. Трапани), во Фраццано (пров. Мессина), в Лентини (пров. Сиракузы). Важнейший центр почитания К.- санктуарий на горе Сан-Калоджеро близ Шакки. В день памяти К. к пещере, в которой, по преданию, жил святой, и к термальным источникам приходили паломники. К XVI в. над пещерой находилась небольшая церковь, существующий ныне храм построен в 1530-1644 гг. на пожертвования паломников (в 1979 храму присвоен статус малой базилики). С 1948 г. попечение о храме осуществляют терциарии францисканского ордена. В г. Шакка в воскресенье после Пятидесятницы совершается процессия в честь К. (учреждена после разрушительного землетрясения в 1578).
Др. пещера, по преданию служившая местом подвигов К., находится в Наро, над ней воздвигнут храм, строительство которого началось в 1599 г. В храме почитается статуя святого с частицей его мощей. Празднества в честь К. совершаются с 15 по 25 июня, также устраиваются процессии со статуей святого 17-19 авг. в память об избавлении от эпидемии в 1626 г. и 11 янв. в память о защите от землетрясения в 1693 г.
В Агридженто К. считается одним из св. покровителей города (вместе со св. Герландом). Вероятно, ц. во имя К. была построена в XIII-XIV вв., но 1-е упоминание о ней относится к 1540 г. В 1573 г. при храме было основано братство во имя святого (восстановлено в 1996), в 1863 г. церковь была передана францисканцам, в 1977 г. ей был присвоен статус санктуария. С почитаемой статуей К., которая находится в храме, совершаются ежегодные процессии.
О почитании К. в Сан-Сальваторе-ди-Фиталия (пров. Мессина) впервые упоминается в постановлениях синода еп-ства Патти 1537 г. В 1615 г. при капелле во имя К. был основан францисканский мон-рь, ныне существующая церковь освящена в 1901 г. В санктуарии К. почитаются статуя святого (XVII в.) и частица мощей, по преданию происходящая из мон-ря Фрагала. Помимо литургического поминовения 18 июня празднества в честь К. проходят с 20 июля по 21 авг. и завершаются 3-дневными процессиями 19-21 авг. Особая покаянная процессия в память об избавлении от бури совершается 5 февр. В Кастельтермини (пров. Агридженто) основное празднество в честь святого совершается в 4-е воскресенье авг., но процессии со статуей К. проходят на протяжении всего месяца.
С XVI в. известно о почитании мощей К. в мон-ре Фрагала. Предполагается, что святыня была доставлена из святилища на горе Сан-Калоджеро, но время и обстоятельства этого события неизвестны. По одной версии, мощи во Фрагала прислал Агригентский епископ, чтобы спасти святыню в эпоху мусульм. господства. По др. предположению, это произошло в XV в., когда монашеская обитель на Сан-Калоджеро находилась в упадке. В 1594 г. Мессинский архиеп. Антонио Ломбардо разрешил выставить мощи К. для поклонения. После закрытия мон-ря в 1874 г. они были перенесены в сел. Фраццано вместе с мощами св. Лаврентия из Фрагала († 1162). В наст. время реликварий с мощами К. и Лаврентия хранится в ц. Сан-Лоренцо во Фраццано, поклонение святыне и процессия с мощами совершаются 8-10 авг. В главной приходской церкви находится др. реликварий - с главой К. и мощами святых Григория и Димитрия.
В XVII в. некая монахиня-францисканка получила откровение о том, что мощи К. покоятся в пещере на горе Сан-Калоджеро. Обнаруженные при раскопках останки были сочтены за мощи К., останки охотника Архария и кости легендарной оленихи. Останки были выставлены для поклонения, но в 1728 г., после визитации, проведенной Ансельмо де ла Пенья, еп. Джирдженти (Агридженто), они были сожжены.
Самое раннее известное изображение К. относится ко 2-й пол. XV в. (приписывается Джованни ди Пьетро). На триптихе, хранящемся в аббатстве св. Филиппа в Аджире, представлены Дева Мария с Младенцем на престоле и предстоящие прп. Венедикт Нурсийский и К. (с длинной бородой, в одеянии греч. монаха, в руках - посох и книга). Ранние датированные изображения К. сохранились в санктуарии на горе Сан-Калоджеро. За главным алтарем храма установлена мраморная статуя святого, выполненная в 30-х гг. XVI в., в пещере находится майоликовое изображение, датированное 1545 г.: К. в одеянии лат. монаха, с посохом и книгой в руках, у его ног - охотник и олень. На многочисленных более поздних изображениях К. представлен как бородатый старец-отшельник, нередко с кожей темного или черного цвета.