[греч. Καϊνισταί, Καϊανοί; лат. Cainaei], гностическая секта, о существовании и учении к-рой сообщают христ. ересеологи периода древней Церкви. Первое известное упоминание секты К. принадлежит сщмч. Иринею Лионскому (Iren. Adv. haer. I 31. 1-2). Характерной чертой учения К. было то, что они превозносили отрицательных библейских персонажей, в частности Каина, Исава, Корея и жителей Содома, поскольку те были гонимы демиургом с т. зр. гностиков - низшим божеством, сотворившим этот мир, но их защищала София-Премудрость. Эти тайны узнал Иуда Искариот, а потому совершил предательство, о чем, по словам сщмч. Иринея, говорится в «Евангелии Иуды», к-рое использовали К. Кроме того, в их сочинениях творец неба и земли называется Истерой-Чревом (ὑστέρα). Чтобы дела Истеры разрушились и человек мог спастись, К., подобно еретику Карпократу, утверждали, что человек должен испытать все в этой жизни, и поэтому учили совершать разные греховные поступки. Каждый грех, по их мнению, был связан с каким-то «ангелом», к которому они обращались в молитве во время его совершения. В дальнейшем сведения сщмч. Иринея в том или ином объеме использовали др. христ. писатели.
Климент Александрийский отмечал, что секта получила свое название по имени почитавшегося в ней Каина (Clem. Alex. Strom. VII 17. 108. 2). Тертуллиан называл К. новыми николаитами (Tertull. De praescript. haer. 33. 10; в некоторых рукописях в этом месте, вероятно по ошибке, говорится о «ереси Гаия», но ср.: Hieron. Contr. Vigil. 8; Idem. Ep. 69. 1. 2). Эта секта была активна в Сев. Африке при жизни Тертуллиана и своим учением или действиями стремилась уничтожить христ. Крещение (Tertull. De bapt. 1. 2). В трактате «Против всех ересей», сохранившемся под именем Тертуллиана, говорится, что, по учению К., Каин происходил «от высшей силы», а Авель - «от низшей». Они также защищали Иуду, а некоторые даже учили, что тот совершил предательство, поскольку узнал, что Христос хочет исказить истину (Christus vellet veritatem subvertere), хотя другие не были с этим согласны (Ps.-Tertull. Adversus omnes haereses. 2. 5-6 // Quinti Septimi Florenti Tertulliani Opera. Turnhout, 1954. Pars 2. P. 1404. (CCSL; 2)). В трактате «Опровержение всех ересей», приписываемом Ипполиту Римскому, К. упоминаются, но их учение не раскрывается (Hipp. Refut. VIII 20. 3). Ересь К. названа среди др. сект в толковании Дидима Слепца на Послание Иуды и у блж. Иеронима Стридонского (Hieron. Adv. Lucifer. 23). По мнению Оригена, на учение К. напрасно опирался в своем труде языческий критик христианства Цельс, поскольку К. как далеко удалившихся от учения Иисуса Христа не следовало даже считать христианами (Orig. Contr. Cels. 3. 13).
Свт. Епифаний Кипрский воспроизводит свидетельство сщмч. Иринея о К. с нек-рыми дополнительными подробностями и полемическими комментариями (Epiph. Adv. haer. 38). Он сообщает, что К. почитали своим отцом Каина, к-рый был порождением высшей силы (архонта), соединившейся с Евой. Каин победил порождение низшей силы (Авеля). Хотя демиург пытался погубить Каина, Исава, Корея и жителей Содома, они все были сокрыты от него и вознесены в высший эон, поскольку принадлежали Софии. Точно так же должны поступать все последователи учения К.- с помощью высшей силы побеждать низшую и восходить на небеса. К. отрицали свободу воли и считали, что каждый человек по своей природе изначально добрый или злой. Свт. Епифаний отмечал разногласия между К.: одни полагали, что Иуда предал Христа, поскольку Иисус был грешником (πονηρός) и хотел исказить Закон, другие же, наоборот, считали, что Иисус был праведником, но Иуда имел тайное знание от архонтов о том, что только Распятие может победить низшую силу, а потому охотно предал Христа ради общего спасения (Ibid. 38. 3. 3-5). Помимо «Евангелия Иуды» (Ibid. 38. 3. 1. 5) К. использовали др. апокриф, к-рый свт. Епифаний называет «Вознесением Павла» (Ibid. 38. 2. 5). Возможно, с сектой К. была связана секта сифиан, к-рых свт. Епифаний встречал где-то в Египте, но и те и другие были малочисленны (Ibid. 39. 1. 1-2). Филастрий, еп. Бриксийский, сообщает о К., что они прославляли Каина и учили, что тот происходил от высшей силы (Filastr. Divers. haer. 2; ср.: Aug. De haer. 18; Ps.-Hieron. Indiculus de haeresibus judaeorum. 21 // PL. 81. Col. 640; Praedestinatus Sive Praedestinatorum haeresis. 18 // PL. 53. Col. 592-593; Isid. Hisp. Etymol. 8. 5. 15). Отдельно он упоминает ересь, связанную с именем предателя Иуды, последователи к-рой верили, что Иуда совершил доброе дело, предав Спасителя, и через Иуду были явлены небесные тайны (Filastr. Divers. haer. 34). Феодорит Кирский пересказывает свидетельства сщмч. Иринея, отмечая, что Евангелие, повествующее об Иуде, составлено самими К. (Theodoret. Haer. fab. 1. 15). Самое позднее сообщение об этой секте принадлежит прп. Иоанну Дамаскину: он отмечает, что К. отвергали Закон Моисеев, не принимали учения о воскресении плоти, прославляли Каина как происходившего от более могущественной силы и обожествляли Иуду (Ioan. Damasc. De haer. 38).
В научной лит-ре после нескольких попыток реконструировать учение К. (в частности связав его истоки с 1 Кор 12. 3, см.: Schmithals. 1969) была принята теория Б. Пирсона, что К. как отдельной секты никогда не существовало: если К. не являются полемическим изобретением ересеологов, они представляли собой одно из течений сифиан или офитов, с к-рыми обычно соседствуют в источниках (Pearson. 1990). Вновь вопрос о К. был поднят в связи с публикацией копт. Иуды Евангелия, к-рое первые издатели отождествили с одноименным апокрифом, упоминаемым нек-рыми христ. писателями. Однако последовавшая за публикацией дискуссия выявила ряд существенных противоречий между содержанием «Евангелия Иуды» и учением К., как оно отражено в источниках: в тексте «Евангелия Иуды» не упоминаются Каин, Исав и проч., нет негативного отношения к христ. Крещению, нет призывов к ритуальному совершению грехов, образ Иуды неоднозначен (подробнее см. статьи в сб.: The Judas Codex Papers. 2009).