[лат. Casimirus; польск. Kazimierz; литов. Kazimieras] (3.10.1458, Краков - 4.03.1484, Гродно), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы. Второй сын польск. кор. и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика и его жены Елизаветы (Эльжбеты) из рода Габсбургов. До 9 лет воспитывался матерью, среди учителей К. были польск. историк Ян Длугош и итал. гуманист Филиппо Буонакорси (Каллимах). В 1471 г. кор. Казимир IV пытался возвести сына на венг. трон, но потерпел неудачу. В последующие годы К. сопровождал отца в путешествиях по его владениям. В 1474 г. участвовал в переговорах в Люблине о создании антитур. лиги. В 1481-1483 гг. был наместником отца в Польском королевстве. В 1481 г., ссылаясь на обет целомудрия, отказался от брака с дочерью имп. Фридриха III. Последние годы жизни, уже больной (вероятно, туберкулезом), К. провел в Вильно (ныне Вильнюс, Литва), помогая отцу в управлении гос-вом. В кон. 1483 г. вместе с отцом направился на съезд польск. шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно, где скончался. Прах был перевезен в Вильно и захоронен в одной из капелл кафедрального собора св. Станислава.
По свидетельствам современников, К. отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, к-рых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром он приходил к храму и молился перед еще закрытыми дверями. Особо почитал Пресв. Деву Марию. С нач. XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах К. («et post mortem prodigiis miraculorum splendescere ferebatur» - Matthias Mechovius [de Mechow]. Chronica polonorum. Cracoviae, 1521. P. 345). По преданию, в 1518 г. он явился перед литов. войском, к-рое направлялось к осажденному рус. войсками Полоцку, и указал брод через Зап. Двину (Chronica Bernardi Vapovii, pars posterior 1480-1535 // Scriptores rerum polonicarum. Cracoviae, 1874. T. 2. P. 156). Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польск. нунций Захария Феррери провел опрос свидетелей, на основе собранных сведений им было составлено Житие К. (опубл. в 1521), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X в 1521 г. издал буллу о канонизации К. и вручил ее Эразму Цёлеку, еп. Плоцкому, но тот вскоре умер (1522), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польск. кор. Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII, основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию К. (7 нояб. 1602). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение К., его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена ц. во имя К. при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840-1915 правосл. кафедральный собор свт. Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи К. перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. К. был провозглашен св. покровителем Литвы, в 1636 г.- Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII объявил К. покровителем литов. молодежи и литов. эмигрантов в Сев. Америке.
В 1953 г. останки К. были перенесены из кафедрального собора Вильнюса в ц. святых Петра и Павла в городском предместье. В марте 1989 г. мощи К. были возвращены в кафедральный собор св. Станислава.
По традиции в день памяти К. (в ближайшие к нему выходные дни) в Вильнюсе (первоначально на Кафедральной пл., с 1901 на Лукишской пл., позднее в неск. местах города) ежегодно проходили ярмарки в основном ремесленных изделий («Казюк»), которые сопровождались карнавальными шествиями.