Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗЕМ-БЕК
29, С. 360-364 опубликовано: 1 февраля 2017г.


КАЗЕМ-БЕК

Александр Львович (2.02.1902, Казань - 21.02.1977, Москва), лидер эмигрантских союза «Молодая Россия» и партии «Союз младороссов» в 20-40-х гг. ХХ в., после возвращения на родину в 1956 г.- церковный публицист. Из дворянской семьи. Его прадедом был профессор-востоковед А. К. Казем-Бек, бабушка по отцовской линии - Мария Львовна, дочь Л. П. Толстого. В детстве К.-Б. много путешествовал по России и Зап. Европе. Обучался в различных гимназиях и дома. В 11 лет в Ревеле (ныне Таллин) вступил в об-во скаутов - движение, организованное в России полковником О. И. Пантюховым, в 15 лет получил звание скаут-мастера. С 1914 г. учился в имп. Царскосельской гимназии. В авг. 1917 г. вместе с матерью и сестрой переехал в Казань, в имение Толстых Мурзиха на р. Каме. В марте 1918 г. отправился в Кисловодск, где вступил в монархический Российский союз молодежи, мн. члены к-рого позже вошли в движение младороссов. Через неск. месяцев Казем-Беки переехали в Ростов-на-Дону. К.-Б. записался на юридический фак-т Донского ун-та. Продолжал состоять в скаутском движении, где его избрали комиссаром юго-востока России. В кон. янв. 1919 г. Казем-Беки вернулись в Кисловодск. К.-Б. принял решение, не дожидаясь призыва, записаться в вооруженные силы ген. А. И. Деникина, посещал ускоренные курсы Главного штаба и получил диплом «белого агитатора». В мае 1919 г. поехал в Пятигорск на летние политические курсы, подписав обязательство на призыв в августе. В Пятигорске он продолжил работу в скаутской орг-ции Северо-Кавказского отд-ния. 30 сент. 1919 г. участвовал в съезде представителей скаутов в Новочеркасске. В нояб. 1919 г. был мобилизован в лейб-гвардии Уланский полк (в к-ром ранее служил отец), восстановленный во время гражданской войны. Через месяц заболел и после 3-недельного лечения в военном госпитале в Екатеринодаре (ныне Краснодар) переехал в Новороссийск.

В февр. 1920 г. вместе с родителями эвакуировался из Новороссийска, через К-поль и Салоники (Фессалоники) переехал в Белград. С весны 1921 г. Казем-Беки жили в Каштейошдомбо - имении гр. Эрдеди в Баранье (Венгрия). Затем К.-Б. преподавал франц. язык в г. Печ и был секретарем у кн. Д. П. Голицына (лит. псевдоним Муравлин), представлявшего рус. эмигрантов в Венгрии. Кн. Голицын ввел его в монархическое легитимистское движение, поддерживающее вел. кн. Кирилла Владимировича как кандидата на российский престол. 27 нояб. 1921 г. К.-Б. женился и поселился в имении семьи жены Озераны на Волыни, отошедшей по Рижскому договору Польше.

В кон. 1922 г. К.-Б. приехал с женой в Мюнхен, поступил в Политехнический ун-т на фак-т политической экономии. В Мюнхене он вновь сошелся с монархически и легитимистски настроенной молодежью. Участвовал в организации съезда союзов рус. молодежи, проходившего со 2 по 9 февр. 1923 г. В работе съезда согласились принять участие 29 орг-ций, представлявших рус. монархическую молодежь из 15 стран, К.-Б. был делегатом от орг-ции легитимистского направления. Он был выбран главой центрального органа русских монархистов, организованного съездом для руководства дальнейшей работой по объединению рус. молодежи вне пределов России. Так был создан союз «Молодая Россия».

В авг. он переехал в Париж, поступил работать в компанию по электрификации линии Париж-Орлеан. Посещал лекции в Высшей общественно-политической школе и Коммерческой школе Пижье, занимался политической деятельностью по линии союза «Молодая Россия». Зарабатывал живописью, в основном создавал портреты. В дек. 1924 г. при активном участии К.-Б. был организован легитимистский «Союз верных подданных». В это время К.-Б. посещал Свободный коллеж общественно-политических наук. В 1925 г. он сдал экзамены в парижской Высшей школе политических и социальных наук. В февр. 1925 г. снял дом в Ле-Везине, где содержал с женой пансион, существовавший по принципу фаланстера. В нем, как и в кафе «Ла-Ротонд» в саду «Пале-Руайаль», часто проходили собрания «Союза верных подданных». Осенью К.-Б. переехал в Босолей, затем получил работу в банке в Монте-Карло, с осени 1926 г. был зав. отделом обмена валют. В Монте-Карло К.-Б. занимался политической деятельностью, руководил бюллетенем Союза, писал статьи и принимал у себя многочисленных друзей из «близких младороссов», к-рые приезжали на каникулы.

А. Л. Казем-Бек. Фотография. Сер. ХХ в.
А. Л. Казем-Бек. Фотография. Сер. ХХ в.

А. Л. Казем-Бек. Фотография. Сер. ХХ в.
В 1926 г. союз «Молодая Россия» был преобразован в партию «Союз младороссов» со штаб-квартирой в Париже. К.-Б. организовывал партийные встречи и конференции в Париже, Лионе, Марселе. В кон. 1927 г., председательствуя на собрании «Союза младороссов», он изложил свои взгляды, ставшие идеологией движения вплоть до его роспуска. В 1928-1930 гг. выходили ежемесячный бюллетень «Оповещение Парижского очага младороссов» и брошюра «Сборник младороссов - Молодой России». Весной 1928 г. был опубликован сб. «К Молодой России» К.-Б. В 1929 г. К.-Б. принял решение о расширении «Союза младороссов», вернулся в Париж и издал на франц. языке программу «Союза младороссов». В качестве компенсации за оставление должности в банке К.-Б. регулярно получал от Союза небольшую сумму. С мая 1929 по 1932 г. он жил в Ле-Везине, где снова открыл пансион. В 1930-1932 гг. посещал занятия Религиозно-философской академии под рук. Н. А. Бердяева и, согласно автобиографии, получил степень лицентианта (кандидата) философии (Массип. 2010. С. 178). В 1931-1932 гг. он занимался в парижском Православном богословском ин-те прп. Сергия Радонежского. После запрещения Временным Патриаршим Синодом РПЦ в служении митр. Евлогия (Георгиевского) и его перехода в К-польский Патриархат К.-Б. остался с еп. Вениамином (Федченковым; впосл. митрополит) и вошел в состав верной Московской Патриархии парижской общины Трех святителей на ул. Петель.

С 1930 г. участников движения, организованного К.-Б., было ок. 1,5 тыс. чел. во Франции, в Чехословакии, Югославии, Болгарии и др. странах. В нач. 1931 г. попытки объединить эмигрантов вокруг вел. кн. Кирилла не привели к успеху, так же как и поиски субсидий для Союза. К.-Б. начал искать новые пути для ведения пропаганды идей Союза и расширения движения и в апр. того же года опубликовал план построения федеративной, либеральной и корпоративной империи. Он выступал с публичными речами, затем тексты речей распространялись в виде брошюр. С авг. 1931 г. при участии К.-Б. газ. «Младоросская искра» стала выходить 2 раза в месяц. Ее распространяли у рус. церквей и в др. местах, где собирались эмигранты. В связи с организацией новых очагов (отд-ний) Союза были созданы региональные печатные органы: «Молодое слово» - в Софии, «Новый путь» - на Дальн. Востоке, «Казачий набат» - в Праге, в которых публиковались многочисленные выступления К.-Б.

К.-Б. мечтал о «национальной революции» в России и видел временную поддержку в идеях Гитлера. К.-Б. занялся укреплением контактов с уже существовавшими рус. фашистскими и нацистскими партиями. 22 сент. 1933 г. он принял участие во Всероссийской фашистской конференции в Берлине, на которой встретились представители младороссов, Русского освободительного национал-социалистического движения (РОНД) в Германии, Всероссийской фашистской орг-ции (ВФО) в США. Итогом конференции стал договор об объединении орг-ций для тесного сотрудничества «перед лицом общего врага - международной коммунистической власти, враждебной русскому Народу» (цит. по: Там же. С. 231), при этом орг-ции сохраняли независимость и автономию. Немцы не планировали сотрудничества с русскими фашистами и через 4 дня после конференции запретили РОНД. К.-Б. поддерживал отношения с руководителем ВФО А. А. Вонсяцким. В кон. 1933 г. К.-Б. посетил Прагу, где местные младороссы объяснили ему, что ставки на Германию имеют весьма сомнительный характер. К нач. 1934 г. он отошел от нем. национал-социалистов. Опубликовал ст. «На пути к 1934 г.», в которой выразил опасения по поводу возможной герм. угрозы. Затем К.-Б. обратился за материальной поддержкой к фашистской Италии. Он пробыл там 3 месяца, встречался с Б. Муссолини, с местными младороссами под рук. Вержбицкого, но ожидаемая финансовая помощь не последовала. В это время в «Младоросской искре» было напечатано много статей с восхвалениями итал. фашизма.

К.-Б. и младороссы восприняли изменение политики И. В. Сталина после XVII съезда ВКП(б) в янв. 1934 г. как пробуждение национальной России. Тогда К.-Б. выступил с лозунгом «Царь и советы - будущее нашей страны!», под этим названием 5 авг. 1934 г. вышла статья в «Младоросской искре». С подобным лозунгом еще 26 янв. 1928 г. выступал вел. кн. Кирилл, обещая в манифесте, что, если взойдет на трон, обеспечит «свободное избрание советов». Возвращаясь к этому лозунгу, К.-Б. хотел распространить в эмиграции идею национальной империи, совместимой с требованиями социальных и политических перемен. Формула «Царь и советы» не была понята эмигрантами, воспринималась ими как символ большевизма и так и осталась связанной с именем К.-Б. Эта формула, так же как и тезис, выдвинутый 20 сент. в «Младоросской искре» вел. кн. Кириллом: «Красная или белая, Россия - всегда Россия!», окончательно оттолкнули от партии монархистов-консерваторов, к-рых было больше, чем легитимистов. В 1944 г. К.-Б. объяснял формулу «Царь и советы» как форму нового парламентаризма, при которой советы - выразители народной демократии, органы поместного муниципального самоуправления с политическими правами (см.: Там же. С. 256).

Осенью 1934 г. К.-Б. сблизился с вел. кн. Дмитрием Павловичем и много путешествовал с ним, вел. князь интересовался младороссами, а К.-Б. ценил его связи в обществе. В 1935 г. начался выпуск еженедельной газ. «Бодрость!», к тому времени уже выходили издания «Младоросское слово» в Сан-Паулу в Бразилии и «Вперед» в Брюсселе. К.-Б. ожидал изменений в Советском Союзе, проводил аналогии с Великой французской революцией. Он объявил о создании «второй советской партии», этот термин также не был понят эмигрантами. К.-Б. считал, что России необходима 2-я советская революция, что «Союз младороссов» должен стать русской национальной революционной партией; он выступал с лозунгом «Вся власть армии!» (см.: Там же. С. 264). 12 июня 1935 г. «Союз младороссов» официально был объявлен Младоросской партией. В программу-максимум К.-Б. включил взятие власти в России, в программу-минимум - сотрудничество с любым национальным правительством в России. Вступление вел. кн. Дмитрия в Младоросскую партию было воспринято неоднозначно в эмигрантской среде. К.-Б. продолжал сопровождать его в различных поездках. 2 марта 1936 г. умерла вел. кнг. Виктория, которая часто представляла интересы младороссов на встречах с вел. кн. Кириллом. К этому времени К.-Б. окончательно определился с антинацистским направлением партии.

В 1937 г. произошло охлаждение отношений К.-Б. с вел. кн. Кириллом из-за антигерм. и пробольшивистских установок младороссов. В своей деятельности К.-Б. стал опираться на вел. кн. Дмитрия. В 1937 г. появился новый печатный орган партии - «Газета Руководящего центра Младоросской партии». К.-Б. встретился с А. А. Игнатьевым, к-рый принял решение возвратиться на родину, чтобы занять пост инспектора военных уч-щ. Эта встреча вызвала скандал, К.-Б. был скомпрометирован в глазах эмиграции, многие поверили в то, что он давно является советским агентом. В 1937 г. разногласия в партии младороссов усилились. Закон о воинской обязанности лиц без гражданства, родившихся во Франции после 1 июня 1915 г., способствовал выходу из партии большого количества молодежи. Они на время воинской службы не могли состоять ни в каких политических орг-циях, к тому же им обещали предоставить гражданство за службу в армии. Франц. власти стали высылать «неудобных» эмигрантов. 5 апр. 1938 г. К.-Б. предложили выехать из Франции до 2 мая, но депортирован он не был. Главой Императорского дома в окт. 1938 г. стал вел. кн. Владимир Кириллович, к-рый в целях привлечения широких монархических кругов порвал с младороссами. С этого времени К.-Б. в основном выступал как публицист, его последней инициативой стала попытка широкого объединения русских общественных групп в эмиграции, патриотически настроенных в период нарастающей герм. угрозы. Им были организованы т. н. обеды Круглого стола, или, по словам П. Н. Милюкова, «собрания Круглого стола», к-рые проходили в отдельных залах ресторанов. Инициатива имела успех. Проходили такие обеды раз в месяц и присутствовало на них от 60 до 100 чел., представляющих различные круги парижской эмиграции; обеды продолжались до мая 1939 г.

К.-Б. стал известен во франц. парламентских кругах и даже сделал неск. докладов по рус. вопросу перед членами парламента и журналистами. С началом войны в сент. 1939 г. во Франции все больше испытывали недоверие к рус. эмигрантам, особенно к тем, кто были политически активными, начались аресты, высылка подозрительных русских. 18 мая 1940 г. К.-Б. объявил о роспуске партии младороссов и поступил добровольцем во французскую армию, был зачислен в 113-й пехотный полк в Блуа. Его жена и дети получили разрешение жить в имении Аббеи проф. Л. Мабийо в Вильлуэн-Куланже (деп. Эндр и Луара). 3 июня 1940 г. К.-Б. и ок. 30 его ближайших сотрудников были арестованы, содержались на стадионе «Ролан-Гаррос» в бараках, а затем переведены в концентрационный лагерь в Верне, их обвинили в просоветских настроениях и контактах со спецслужбами СССР. 7 авг. К.-Б. вместе еще с 2 младороссами при содействии друзей был освобожден. Он вернулся к семье в Вильлуэн-Куланже, где ожидал возможности уехать в США. Материально просуществовать в это время им помогли друзья и младороссы Дальн. Востока.

К.-Б. с семьей с большими трудностями удалось уехать в США, их принял Олег Тимошок, глава местных младороссов. К.-Б. заявил о себе в Нью-Йорке как о главе партии младороссов и опубликовал обращение, в к-ром писал, что предоставляет себя в распоряжение амер. властей, намерен отстаивать принципы, провозглашенные президентом Рузвельтом, и помогать «Великобритании и союзникам для защиты справедливости и свободы в мире». В США К.-Б. встретил экзарха Московской Патриархии в Америке Алеутского и Североамериканского митр. Вениамина (Федченкова), знакомого по Сергиевскому ин-ту в Париже. К.-Б. вступил в «Комитет помощи России», митр. Вениамин читал лекции, организованные этим комитетом. К.-Б. выступал на собраниях Об-ва друзей русской культуры, также был информатором созданного в окт. 1941 г. ведомства «Координатора информации» (КОИ), для к-рого составлял отчеты. 26 окт. того же года выступил с патриотическим докладом в Об-ве русской культуры в Нью-Йорке. К.-Б. ездил с циклом лекций по городам Америки как лидер панслав. движения за американско-рус. союз. В центральных и сев. областях страны он надеялся заинтересовать многочисленные польск. и чеш. общины своим движением. Он собирал средства на Об-во поддержки русских и побуждал славян положительно относиться к амер. помощи СССР. К.-Б. подготовил 1-й выпуск ежемесячного ж. «Наша оборона», посвященного 700-й годовщине победы Александра Невского на Чудском оз., 2-й номер так и не вышел из-за отсутствия финансирования. В 1941-1942 гг. К.-Б. писал статьи для газ. «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Его положение в США было сложным, он испытывал постоянные материальные трудности, к-рые со временем только усугублялись. Через родственника он нашел работу в Калифорнии управляющим бензозаправочной станцией на условиях для иностранных граждан (Там же. С. 380).

В 1942 г. К.-Б. поселился в Сан-Франциско, работал кассиром в банке. В 1942-1956 гг. писал статьи на рус. языке для газ. «Новая заря» (Сан-Франциско, шт. Калифорния). С 1944 г. преподавал рус. язык на курсах в рамках программы обучения военных кадров в Йельском ун-те. В 1944 г. К.-Б. вызывали на допрос в ФБР, он потерял работу в ун-те, где с ним не продлили контракт. Также им интересовалось КОИ, реорганизованное в Управление стратегических служб (УСС). К.-Б., как и мн. рус. эмигранты, восхищался успехами и героизмом советских войск и Сталиным как великой личностью и полководцем. На эту тему он написал статью в «Новой заре», к-рую потом перепечатала газ. «Русский голос» (Нью-Йорк, орган коммунистов). В окт. 1944 г. он работал в книжном магазине Крауса, вел учет иностранных книг, затем его устроили на должность директора «Книжного отдела Комитета помощи военнопленным» в Ассоциации христианской молодежи (YMCA). Он занимался подбором и отправкой книг военнопленным, интернированным в США, а также пленным союзных армий, находящимся в нем. лагерях.

К.-Б. мечтал вернуться во Францию. В 1944 г. он был участником Комитета по подготовке приема в США Ярославского и Ростовского архиеп. Алексия (Сергеева), посланника Патриарха Московского и всея Руси. В 1945-1946 гг., во время визита архиеп. Алексия, был при нем переводчиком. К.-Б. выступал со статьями в «Новой заре» за идею воссоединения Русской Церкви в США с Московской Патриархией. В 1946 г. его должность в YMCA была упразднена и К.-Б. остался без постоянного дохода. В это время он сотрудничал с ж. «Третий час», а также в янв.-февр. написал статьи для газ. «Русский голос». К.-Б. все чаще стал посещать собор свт. Николая Патриаршей Церкви и исполнять обязанности иподиакона, выступать после литургии перед прихожанами.

Летом 1946 г. поступил на должность профессора-ассистента, преподавателя рус. языка и литературы в жен. Коннектикутском колледже в Нью-Лондоне. Открыл «Русский клуб Коннектикут-колледжа». Вступил в Американскую ассоциацию преподавателей слав. и восточноевроп. языков и возглавил отд-ние ассоциации в качестве секретаря-казначея. К.-Б. необходимо было получить степени магистра и затем доктора. В 1947 г. он с женой купил в кредит ферму в Уотерфорде, под Нью-Лондоном, и поэтому они смогли перевезти родственников жены из лагеря Куфштайн (Австрия). На ферме они организовали пансион для жильцов, получая от этого доход. Работу в колледже он считал для себя очень скромной, не дающей возможности реализоваться. C 1947 г. неофициально работал в редакции ж. «Единая Церковь» (офиц. печатном органе Патриаршего Экзархата в Америке), в 1948-1956 гг. публиковал статьи в этом журнале. 30 июня - 17 авг. 1950 г. К.-Б. преподавал русский язык на летних курсах в Мидлберийском колледже в шт. Вермонт. В марте 1954 г. участвовал в работе II Съезда духовенства и мирян РПЦ в Америке как неофиц. редактор ж. «Единая Церковь» и выступил с докладом «О задачах печатного слова Экзархата».

В февр. 1954 г. К.-Б. получил разрешение на повторный въезд в США в течение 6 месяцев (к-рый ему не давали долгое время, не выпуская из страны) и в апр. выехал в Индию по контракту с Мин-вом обороны преподавать рус. язык в Ин-те иностранных языков в Нью-Дели. Сорвав контракт, он выехал через Швейцарию в США, пробыв в Индии ок. месяца. Тогда же он сдал экзамен при ООН на должность переводчика с французского, английского в сочетании с русским, но назначения на место, к-рого он так желал, не получил.

К.-Б. участвовал от имени Московской Патриархии в судебном процессе по делу о принадлежности Свято-Никольского собора в Нью-Йорке между Московской Патриархией и автономной Русской Православной Церковью в Америке (в 1960 было вынесено решение Верховного суда США о сохранении храма за Русской Православной Церковью Московского Патриархата). Утверждение в эмиграции Патриаршей Церкви было единственно возможным приложением сил, к-рое видел для себя К.-Б. Он занимался подготовкой встречи митр. Николая (Ярушевича) с Национальным советом Церквей, к-рая должна была состояться в США во время визита митрополита. К.-Б. отметил, что Церковь играет в СССР важную роль и что он сможет быть полезен в качестве специалиста по Западу. В июле 1956 г. он приехал в Швейцарию, оставив семью в США.

В сент. 1956 г. К.-Б. прибыл в Москву для церковной работы. 16 янв. 1957 г. была напечатана его статья в газ. «Правда», в которой он жестко критиковал США. Он выступал на ту же тему на «Радио Москвы» и в «Литературной газете». К.-Б. получил работу в редакции «Журнала Московской Патриархии». Он писал статьи о деятелях и богословах экуменического движения, биографические статьи о зарубежных церковных деятелях Поместных Православных Церквей. Работал над книгой о Патриархе Алексии I (Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. 1998. С. 13-185). Преподавал англ. и рус. языки в МДА.

В 1960 г. К.-Б. стал начальником пресс-службы Патриархии, а затем с того же года переводчиком Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В 1962 г. он был назначен старшим консультантом ОВЦС. К.-Б. участвовал в конференциях, приемах делегаций, был переводчиком на встречах, а также переводил мн. книги для Патриархии. Значительной была его роль в подготовке к вступлению Русской Православной Церкви во Всемирный совет Церквей (ВСЦ), в установлении отношений с церквами США, в работе по налаживанию отношений с Римско-католич. Церковью. Основываясь на отчетах наблюдателей, писал статьи в «Журнал Московской Патриархии» о сессиях II Ватиканского Собора. По словам Пола Андерсона, посетившего СССР, К.-Б. мечтал работать в ВСЦ в Женеве (Массип. 2010. С. 596), но ему не давали визу даже для необходимых рабочих поездок за границу. В февр. 1964 г. в Одессе он участвовал в 1-м на территории Советского Союза заседании Исполнительного совета ВСЦ. К.-Б. получил должность главного научного консультанта Патриархии. Он часто посещал Таллинского еп. Алексия (Ридигера; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), тесно сотрудничал с митр. Никодимом (Ротовым), сопровождал его в большинстве поездок по СССР, в значительной степени оказал влияние на его взгляды. В 1967 г. К.-Б. вступил во 2-й брак. В мае 1969 г. в числе делегатов посетил Болгарию по приглашению Болгарского патриарха Кирилла на празднование 1100-й годовщины смерти св. равноап. Кирилла (Константина), впервые после возвращения выехал за пределы СССР. В окт. 1974 г. К.-Б. получил визу и поехал во Францию, навестить дочь, а также посетил с 2-недельным визитом Ватикан и был 5 дней в Швейцарии. В Ватикане он встречался с папой Иоанном XXIII, которого почитал как выдающегося церковного деятеля Римско-католической Церкви.

21 февр. 1977 г. К.-Б. скончался, 23 февр. был погребен, согласно его просьбе, в с. Лукине (ныне в черте Москвы), в ограде Преображенского храма подворья Афонского Пантелеимонова мон-ря. Литургию и отпевание в этом храме совершил еп. Зарайский Иов (Тывонюк; впосл. митрополит), гроб с телом благословил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, прощальное слово произнес секретарь ОВЦС А. С. Буевский. Б-ка К.-Б., оставшаяся в Америке, была передана в фонд Казем-Беков б-ки Коннектикутского колледжа. Б-ка, собранная им в России, была конфискована, и ее местонахождение неизвестно. 15 февр. 2002 г. в Российском фонде культуры прошел торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения К.-Б.

Арх.: Арх. БФРЗ. Ф. 1. Рукописи Всерос. мемуарной б-ки. Альбомы А. И. Калугина. Альб. 1-в. Некрополь. Л. 20а.
Соч.: Первые итоги // К молодой России: Сб. младороссов. П., 1928. С. 7-22; Письма к младороссам // Там же. С. 58-66; Неомонархизм // Там же. С. 78-108; К советской Европе или к молодой России: Проблема «человеческого фактора». П., [1931] (совм. с М. В. Штенгером); Генеральная линия Союза младороссов // Младоросская искра. П., 1932. № 11, 15 янв.; К младороссам // Там же. 1934. № 37, 22 июня; Россия, младороссы и эмиграция: [Собр. речей и ст., опубл. в газ. «Младоросская искра»]. П., [1936]; Обращение Главы // Бодрость. П., 1936. № 72, 15 марта; Интервью с Главой // Там же. 1937, 26 сент.; Перед фактом бонапартизма. П., 1938; Наша линия сегодня // Бодрость. 1939. № 250, 5 нояб.; К новому миру // Там же. № 251, 12 нояб.; Второй акт трагедии // Новая Заря. Сан-Франциско, 1940. 3 сент.; О Франции и о русских в Европе: Новое рус. чудо Сталинграда // Там же. 1942. 30 сент.; После чуда Сталинграда // Там же. 1943. 5 янв.; Письмо в редакцию газ. «Правда» // Правда. 1957. 16 янв.; К 10-летию одного судебного процесса // ЖМП. 1957. № 6. С. 66-74; № 7. С. 56-65; Под хоругвью Матери-Церкви // Там же. № 7. С. 22-26; Праздник в Троице-Сергиевой Лавре // Там же. № 8. С. 18-23; Великая надежда // Там же. 1958. № 2. С. 31-35; Надо творить мир! // Там же. № 3. С. 14-18; Христианский путь к миру // Там же. № 4. С. 24-27; Пасха - праздник жизни, мира и братства // Там же. № 5. С. 39-41; Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии и всего Востока: (Некр.) // Там же. № 7. С. 57-67; Патриарх Сербский Викентий: (Некр.) // Там же. № 9. С. 71-76; О христианской ответственности // Там же. № 11. С. 26-29; На юбилейных торжествах во Владимире // Там же. № 12. С. 8-10; РПЦ и борьба за мир в 1958 г. // Там же. 1959. № 1. С. 22-27; Преемник св. Саввы (к избранию нового патриарха Сербской Правосл. Церкви) // Там же. С. 70-72; Из минувшего 10-летия борьбы за мир // Там же. № 2. С. 50-53; Патриарх Антиохийский и всего Востока Феодосий VI // Там же. С. 78-79; Собрание духовенства Моск. епархии, посвящ. 10-летию движения защиты мира // Там же. № 6. С. 62-64; Троицын день в лавре Преподобного Сергия // Там же. № 7. С. 11-12; Торжества в Троице-Сергиевой Лавре // Там же. № 8. С. 13-19; День Хиросимы // Там же. С. 46-48; К посещению РПЦ Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием VI // Там же. № 9. С. 9-24; Ист. справка об Антиохийской Церкви // Там же. С. 75-77; К взаимоотношениям Русской и Эфиопской Церквей // Там же. № 10. С. 14-26; Знаменательный юбилей: (К полувековому служению архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра в архиерейском сане) // Там же. № 11. С. 13-16; Рижский кафедральный собор // Там же. С. 41-45; И перекуют мечи свои на орала... // Там же. 1960. № 1. С. 49-50; Александро-Невский собор в Таллине // Там же. № 3. С. 28-32; Пасха и мир // Там же. № 4. С. 47-50; Апостол Японии архиеп. Николай (Касаткин) // Там же. № 7. С. 43-58; «Гласник» № 5 (журнал Сербской Правосл. Церкви) // Там же. С. 77-78; Правосл. Церковь в Японии: (Сотрудники архиеп. Николая) // Там же. № 8. С. 58-68; Празднование Успения Божией Матери в обители Преподобного Сергия // Там же. № 9. С. 6-7; От Эванстона к Нью-Дели: (Важный этап на пути к единству христиан) // Там же. 1961. № 9. С. 49-56; Патр. Сербский Герман на торжествах в ТСЛ // Там же. № 11. С. 34-38; РПЦ в 1961 г. // Там же. 1962. № 1. С. 27-42; РПЦ и экуменическое движение // Там же. № 5. С. 29-34; «Экумена», «Кафоличность» и совр. экуменизм // Там же. № 7. С. 68-71; О II Ватиканском Соборе // Там же. 1963. № 1. С. 72-76; Третий съезд духовенства и мирян Патриаршего Экзархата РПЦ в Америке // Там же. № 4. С. 12-15; II Ватиканский Собор и совр. человечество // Там же. № 5. С. 74-80; Визит протестантов Франции // Там же. № 10. С. 37-40; К открытию 2-й сессии II Ватиканского Собора // Там же. № 11. С. 46-53; РПЦ в 1963 г. // Там же. 1964. № 2. С. 22-40 (совм. с прот. М. Стаднюком и др.); 2-я сессия Ватиканского Собора // Там же. С. 66-74; Сессия Исполнительного Комитета ВСЦ // Там же. № 5. С. 36-42; № 6. С. 47-54; После 3-й сессии II Ватиканского Собора // Там же. 1965. № 1. С. 67-79; Святейший Патр. Тихон: (1865-1965) // Там же. № 4. С. 16-24; Еще о II Ватиканском Соборе // Там же. № 7. С. 68-73; К 65-летию д-ра В. А. Виссерт-Хуфта // Там же. № 10. С. 46-50; Джон Мотт // Там же. № 11. С. 53-60; После Ватиканского Собора // Там же. 1966. № 4. С. 64-73; Церковь и общество в совр. мире // Там же. № 5. С. 55-59; Д-р Юджин Карсон Блейк: (К избранию генеральным секретарем ВЦС) // Там же. № 11. С. 46-49; Новое в Римско-Католической Церкви: (После 1-й сессии Епископского синода) // Там же. 1968. № 5. С. 69-78; Прошлое и настоящее парижского раскола // Там же. 1969. № 4. С. 10-23; К истории «базиса» ВЦС // Там же. № 8. С. 79-82; Блаженный путь в надежде воскресения // Там же. 1970. № 6. С. 12-56 (совм. с игум. Евлогием (Смирновым), В. Смирновым, диак. В. Овсянниковым); Христианский путь К. Барта // Там же. 1972. № 9. С. 12-56; Кончина А. Н. Игнатьева // Там же. 1973. № 12. С. 24-26; 1975 год - святой год в Римской Церкви // Там же. 1975. № 2. С. 61-62; Новое в католицизме - Епископский Синод // Там же. № 6. С. 61-65; № 7. С. 52-57; Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185.
Лит.: Струве П. Б. От Карамзина до младороссов // Россия и славянство: Газ. П., 1932. № 175, 2 апр.; Тальберг Н. Д. О младороссах // Возрождение: Газ. П., 1936. 2 янв.; Седых А. Бывший глава младороссов Казем-Бек вернулся в советскую Россию // Новое рус. слово: Газ. Н.-Й., 1957. 17 янв.; Рончевский Р. П. (псевд.: Петрович Р.). Младороссы: Мат-лы к истории сменовеховского движения. Лондон (Канада), 1973; Полторацкий Н., Никитин В. А. Памяти А. Л. Казем-Бека // ЖМП. 1979. № 2. С. 26; Кривошеина Н. А. Четыре трети нашей жизни. П., 1984. С. 106-112; Варшавский В. С. Незамеченное поколение. М., 1992р. С. 52-67; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 377, 447; Раев М. Россия за рубежом: История культуры рус. эмиграции, 1919-1939. М., 1994; Массип М. Истина - дочь времени: А. Казем-Бек, рус. эмигрант, 1902-1977 // Казачье самообразование. Краснодар, 1999. № 2. С. 15-23; она же. То же // Звезда. СПб., 2000. № 10. С. 184-196; она же. Истина - дочь времени: А. Казем-Бек и рус. эмиграция на Западе. М., 2010; Политическая история рус. эмиграции, 1920-1940 гг.: Док-ты и мат-лы / Ред.: А. Ф. Киселев. М., 1999. С. 435-479; Косик В. И. Молодая Россия в эмиграции // Славяноведение. 2000. № 4. С. 3-15; он же. «Молодая Россия»: (К вопросу о рус. фашизме) // Там же. 2002. № 4. С. 21-31; Недбаевский В. М. Духовные и организационные проявления фашизма в среде рос. эмиграции в Германии // Новый ист. вестн. М., 2000. № 2. С. 31-44; Базанов П. Н. Издательская деятельность младороссов // Книга. Культура. Общество: Сб. науч. трудов по мат-лам 12-х Смирдинских чт. СПб., 2002. С. 186-195; он же. Издательская деятельность полит. организаций рус. эмиграции (1917-1988). СПб., 2008 2. С. 170-183; Варакса А. Н. «Революционно-консервативная» идея и рус. послеоктябрьская эмиграция 20-30-х гг. // Философия и социально-полит. ценности консерватизма в обществ. сознании России (от истоков к современности): Сб. ст. СПб., 2004. Вып. 1. С. 14-22; Халиуллин Ю. Н. Династия патриотов Отечества: Звездные имена из рода Казем-Беков // Казань. 2004. № 6. С. 55-61; Закатов А. Н. Партия младороссов и идея социальной монархии // Трибуна рус. мысли. М., 2008. № 9. С. 208-220; Алексеев И. Е. На страже Империи. Каз., 2009. Вып. 3: Ст. и док-ты по истории черносотенства, рус. национализма, дворянства, полит. сыска и белого движения. С. 137-138.
И. А. Маякова
Ключевые слова:
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) Московского Патриархата, учреждение Русской Православной Церкви Казем-Бек Александр Львович (1902-1977), лидер эмигрантских союза «Молодая Россия» и партии «Союз младороссов» в 20-40-х гг. ХХ в., церковный публицист
См.также:
БУЕВСКИЙ Алексей Сергеевич (1920 - 2009), церковный деятель
ЗАБОЛОТСКИЙ Николай Анатольевич (1924 - 1999), проф., консультант ОВЦС
ЗАБУГА Николай Петрович (род. 13.03.1951), прот., ректор КДА, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) УПЦ
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА» издание, выходившее в 1965-2009 гг. в Москве