Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГОЛОВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
29, С. 313-317 опубликовано: 31 января 2017г.


КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГОЛОВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

находился при с. Головине Московского у. и губ. (совр. адрес: Москва, Кронштадтский бульвар, 33). Основан в 1876 г., первоначально как община, устроителем к-рой был московский купец Никита Игнатьевич Сидоров.

1869-1917 гг.

С 60-х гг. XIX в. сельцо Головино с 11 дворами принадлежало супруге штаб-ротмистра Варваре Ильиничне Головиной-Батюшковой († 5 дек. 1880), отличавшейся благочестием и радушным странноприимством. Ее дочь - известная духовная писательница Софья Николаевна Слепцова (урожд. Батюшкова). Головина подавала прошение митр. Московскому св. Филарету (Дроздову) об устроении в имении домовой церкви, но святитель не благословил ее намерение; в усадьбе стояла лишь часовня прп. Сергия Радонежского. В 1869 г. Головино посетил гос. крестьянин с. Нов. Келец Скопинского у. Рязанской губ. Иродион Иванович Гулин (по некоторым сведениям, мон. Михаил или схим. Николай?), почитавшийся юродивым старцем-странником. По его просьбе в нач. дек. 1869 г. Головина приютила в своем имении девиц М. М. Стрельникову (из Тульской губ.), Е. Я. Муравьёву (Муравлёву) (из Тамбовской губ.) и чуть позже Е. К. Репкину (из Харьковской губ.). Затем в обитель поступила и бывш. супруга Гулина, в 1887 г. принявшая постриг в рясофор. Сестры поселились в имении на 1-м этаже деревянного флигеля. С 9 дек. того же года в уединенной хижине усадебного парка проживал и сам Гулин. Начальницей девиц считалась Стрельникова. Вскоре после личной встречи Головиной с новым Московским митрополитом - св. Иннокентием (Вениаминовым) на 2-м этаже флигеля была устроена и 17 февр. 1872 г. свящ. Никанором Румянцевым освящена домовая ц. во имя Всемилостивого Спаса (в честь чтимой иконы дома Головиных). Верхняя доска престола Спасского храма была изготовлена из кипарисового ящика, в к-ром Гулин и первые сестры принесли в Головино Казанскую икону, написанную ок. 1860-1862 гг. худож. А. В. Васильевым. Сам образ поставили в Спасском храме за левым клиросом. Первоначально богослужения совершали священники с. Аксиньина, к приходу к-рого была приписана домовая церковь, а иногда и иеромонахи московских обителей. После отъезда на родину и кончины Гулина († 25 июня 1872) проживавшие в Головине сестры (7 чел.) стали молиться об офиц. устроении общежительного мон-ря.

В 70-х гг. XIX в. с. Головино и общину при нем часто посещали клирик Данилова московского монастыря иеродиак. Серафим († 28 дек. 1883) и московский купец Н. И. Сидоров. По совету иеродиак. Серафима 21 дек. 1876 г. Сидоров выкупил у Головиной 7 дес. 1400 кв. саж. земли с различными угодьями, построив на ней корпус богадельни (на 20 чел.), а после кончины помещицы 6 февр. 1881 г. приобрел и оставшуюся часть села с пустошью Быково, лесом, господским домом и хозяйственными постройками. В мае 1881 г. Сидоров обратился с ходатайством к митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) об офиц. учреждении жен. общины. Купец обязался пожертвовать сестрам все имение с 57 дес. земли, постройками и хозяйством. Высочайшим повелением (9 мая 1881) и определением Синода от 4 сент. 1882 г. в с. Головине учреждалась Казанская женская община «с тем, чтобы она никогда не производила книжных сборов для усиления своих средств и не испрашивала каких-либо пособий из казны». Указом Синода от 7 марта 1886 г. община была переименована в Казанский Головинский общежительный мон-рь, 27 июля того же года состоялось торжественное открытие обители.

Настоятельницы, сестры, причт, гости

Первой начальницей общины стала Стрельникова, избранная сестрами 30 окт. 1882 г. и утвержденная в этой должности 2 нояб. того же года указом митр. Московского Иоанникия (Руднева). По ходатайству Сидорова от 9 авг. 1883 г. митр. Иоанникий дозволил пострижение сестер общины в рясофор. 5 окт. того же года попечитель общины настоятель Иосифова Волоколамского монастыря архим. Сергий совершил рясофорный постриг начальницы Стрельниковой, казначеи Е. Я. Муравьёвой и благочинной Е. К. Репкиной. В 1883-1886 гг. сестры (ок. 40 чел.) носили облачения и «наглавие» по примеру насельниц Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя монастыря. Решением Синода с 7 марта 1886 г. в обители полагалось 15 монахинь и 15 послушниц. По указу митр. Иоанникия (от 29 апр. 1886) архим. Сергий 18 мая 1886 г. совершил монашеский постриг Стрельниковой с именем Магдалина. 7 янв. 1887 г. по собственному прошению мон. Магдалина была уволена на покой, проживала в обители до кончины, пользовалась особым почитанием насельниц. Впосл. казначея Муравьёва также приняла монашеский постриг, а затем схиму с именем Евгения и почиталась старицей. С 1887 г. К. м. возглавляла бывш. насельница серпуховского Владычного монастыря игум. Филарета (Смирнова), с 1893 г.- игум. Олимпиада. В авг. 1883 г. в обители проживало ок. 40 сестер, к 1890 г.- 130, в т. ч. 8 монашествующих, в 1907 г.- 15 монахинь и 160 послушниц. Среди подвижниц монастыря - мон. Леонида (Обухова), родственница Варвары Головиной и духовная дочь еп. Дмитровского Леонида (Краснопевкова).

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при.

По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; Ɨ 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь. К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв), Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др.

Постройки

К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» (Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь. 1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева, клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ.

В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Вместо обветшавшей деревянной колокольни (1882) в ознаменование 25-летия обители по проекту архит. А. А. Латкова в К. м. была возведена новая, 3-ярусная колокольня (1911-1913) высотой 25 саж.- по количеству лет, прошедших с момента основания обители. К 10-м гг. XX в. в К. м. были также построены деревянные 2-этажный флигель со Спасской ц. и с 6 кельями; 2-этажный корпус (длина 7 саж. и 1 аршин, ширина 7 саж.) с покоями настоятельницы на нижнем этаже и 5 сестринскими кельями - на верхнем; одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 7 кельями; др. одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 6 кельями; трапезная, «хлебенная», житница, службы. За оградой К. м. находились 2 дома - для священника и диакона, просфорнические кельи, 3 гостиницы, скотный двор и дом для рабочих. В обители и за оградой были разбиты фруктовый сад, парк с липовыми и березовыми аллеями, цветники, выкопаны пруд и неск. колодцев, в 1885 г. устроено монастырское кладбище.

Святыни и чтимые реликвии

В иконостасе Казанского храма, слева от царских врат, находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери (ок. 1860-1862; высота 11/4 аршина, ширина 141/2 вершка), принесенная в обитель Гулиным и первыми насельницами. В 1882 г. на средства купца Сидорова образ был украшен позолоченной серебряной ризой (84-й пробы) и венцом с драгоценными камнями. 8 июля (в день празд. Казанской иконе Божией Матери) и 27 июля (в день открытия обители) в К. м. совершались крестные ходы с этой иконой.

Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине)
Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине)

Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине)
В Троицком храме хранились несколько икон, подаренных Сидоровым. Справа от царских врат находился Нерукотворный образ Спасителя, украшенный сребропозлащенной ризой с эмалью работы фабриканта А. А. Овчинникова. В алтаре хранился др. Нерукотворный образ Спасителя на кипарисовой доске (высота 3 вершка, ширина 21/2 вершка) в сребропозлащенной ризе с эмалью. Другой храмовый образ, Св. Троицы (высота 93/4 вершка), основатель К. м. подарил сестрам в 1887 г., к освящению монастырского собора. Эту икону обрамляла чеканная сребропозлащенная риза со стихами на лицевой стороне: «Авраам мужей триех странных приемлет,/ Поклонся к земле, ноги их объемлет / И пречестне их в дому своем учреждает./ Бог его Сый в сих благословляет,/ Сарре сказуя сына родити,/ Смеющейся же ей рече сему быти».

В правом приделе Троицкого собора находилась чтимая Черниговская икона Божией Матери - маленький «снимок» с чудотворного образа из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По преданию, эту икону подарил супруге благотворителя обители купчихе М. П. Киселёвой (1844-1885) иером. прп. Варнава (Меркулов) На иконе имелась серебряная пластина с памятной надписью о чудесном событии в жизни купчихи: в ночь на 30 июня 1882 г. по молитвам перед этим образом Киселёва выжила во время крушения поезда Москва-Крым. В том же году Киселёва украсила икону сребропозлащенной ризой с эмалью в венце.

В Троицком соборе «в особом столике, устроенном в форме аналогия» под стеклом хранилось 3 серебряных позолоченных креста с частицами мощей. В 1872 г. В. Головина пожертвовала общине крест, на оборотной стороне которого имелась надпись с перечислением вложенных святынь - частиц Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы и пояса Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Матфея, Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Никифора К-польского, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, сщмч. Василия Амасийского, мучеников Андрея Стратилата и Агафоника, преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Макария Калязинского. В др. кресте имелись частицы мощей святителей Варсонофия и Гурия Казанских, преподобных Анастасия Диакона и Никодима Просфорника. В 1888 г. старец московского Златоустовского монастыря иеросхим. Иоанн пожертвовал в К. м. серебряный позолоченный крест на стальной цепочке с частицами мощей ап. Андрея, митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), кн. Михаила Черниговского, прп. Ефрема Новоторжского и др. В том же столике под стеклом хранился и серебряный складень (1732) с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с частицами Ее ризы, мощей преподобных Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Илии Муромца и Иоанна Многострадального.

У трапезной Троицкого собора находилась могила почитаемого сестрами духовника старца иеросхим. Иоанна. Рядом с Магдалининским приделом собора в особой усыпальнице была погребена купчиха Киселёва.

Материальное положение

7 февр. 1885 г. имп. Александр III Александрович закрепил за монастырем участок земли около с. Головина (57 дес. 666 кв. саж.), пожертвованный купцом Сидоровым. Впоследствии он передал обители еще 7 дес. 1400 кв. саж. земли (там же), 2 окт. того же года пожаловал 15 тыс. р. в процентных бумагах. К 1890 г. К. м. владел 65 дес. земли, в т. ч. 21 дес. пахотной, 2 дес. огородной, 10 дес. леса. С пахотной земли собиралось обычно ок. 80 четв. ржи, 70 четв. овса и 100 четв. картофеля. Среди вкладчиков обители известны иеродиак. Хрисанф, почетная потомственная гражданка О. Ф. Мыльникова, купцы А. Н. Ксенёв и Г. И. Хлудов, купчиха А. А. Смирнова и др.

1917-2012 гг.

После 1917 г. сестры обители зарегистрировались как сельскохозяйственная земледельческая артель. Согласно отчету от 17 февр. 1922 г., отправленному благочинным прот. А. Терновским архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову), богослужения в Троицком храме К. м. совершали прот. Виктор Румянцев, сщмч. Василий Алексеевич Лихарёв и диак. Николай Куров, относящиеся «ревностно к возложенным на них обязанностям» (Соловьев М., свящ. 2010. С. 187). К 1925 г. сельскохозяйственная земледельческая артель была упразднена, в монастырских корпусах устроен санаторий. Сестры, проживавшие в с. Головине, трудились в санатории посудомойками, уборщицами и т. д. В 20-х гг. по приглашению настоятельницы в К. м. проживал архим. московского Чудова мон-ря прмч. Амвросий (Астахов), совершавший богослужения в Казанской ц. вместе с монастырским свящ. Василием Лихарёвым. В 1928 г. у общины были конфискованы дом церковнослужителей, земля; богослужения дозволялось совершать только в Казанском храме. После окончательной ликвидации общины в 30-х гг. архим. Амвросий служил в храмах сел Ховрина и Аксиньина, принял мученическую кончину на Бутовском полигоне.

Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г.
Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г.

Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г.
4 мая 1929 г. собрание рабочих местных фабрик и жителей с. Головина постановило ходатайствовать перед центральными властями о закрытии Казанского храма. 21 июня того же года свящ. Василий был вызван в ОГПУ в Москву и арестован. Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 16 авг. 1929 г. священнику в течение 3 лет было запрещено проживать в Москве и Московской обл., и он поселился в Туле. В июле 1932 г. свящ. Василий вернулся в Головино, поселился в домике с несколькими престарелыми монахинями, служил в соседней Знаменской ц. с. Аксиньина, 15 нояб. 1937 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и вскоре расстрелян.

С кон. 20-х гг. изгнанные из общины сестры селились в ближайших селах или в Москве, многие подвергались гонениям. Среди пострадавших насельниц К. м.- послушница Марфа Иванова (см.: прмц. Михаила (Иванова)), к-рая в 20-х гг. проживала в с. Головине и работала посудомойкой в санатории, затем жила в Москве и Подмосковье, приняла постриг, окормлялась у архим. Амвросия (Астахова), 26-27 авг. 1937 г. была арестована и 11 окт. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница прмц. Татиана (Грибкова) к 1930 г. поселилась в родном с. Щукине близ Москвы, зарабатывала на жизнь стеганием одеял. 9 авг. 1937 г. она была арестована, заключена в Новинскую тюрьму в Москве, 10 сент. тройкой при УНКВД по Московской обл. обвинена в «антисоветской агитации, клевете на вождей партии и правительства», 14 сент. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Мон. Анастасия (Зубкова Анастасия Ильинична; 1882-17.02.1938) также была расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница Александра Ивановна Тюрина с 1925 г. проживала в Москве, работала швеей, 28 дек. 1930 г. была арестована, обвинена в «антисоветской агитации», приговорена к 3 годам ссылки в Северный край. Послушница З. Л. Лыса переехала в Киев, в 1932-1933 гг. была репрессирована.

Чтимую Казанскую икону Божией Матери монахини сохранили и перенесли в Знаменскую ц. с. Аксиньина. При этом храме, к-рый не закрывался в советское время, проживали насельницы и священнослужители мон-ря.

После 1930 г. здания К. м. были переданы рабочим ткацкой фабрики им. Петра Алексеева, Спасская ц. переоборудована под общежитие, Троицкий собор перестроен в 4-этажный жилой дом. В 70-х гг. XX в. все храмы и корпуса были снесены, монастырскую территорию застроили многоквартирными домами. К 1970 г. были уничтожены и остатки монастырского кладбища, где находились могилы акад. живописи К. В. Лемоха, его жены и внука, а также клириков и жертвователей мон-ря. На месте кладбища выстроены 5- и 7-этажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского р-на. Рядом было основано новое Головинское кладбище.

Колокольня К. м., в 1992 г. приписанная к приходу Знаменского храма в Аксиньине, охраняется государством как памятник архитектуры. В колокольне обустроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, освященная в авг. 1997 г. викарием Московской епархии архиеп. Истринским Арсением (Епифановым) в сослужении благочинного Всехсвятского церковного окр. прот. С. Пристая и настоятеля Знаменского храма в Аксиньине прот. И. Мазова (Ɨ 2011). По субботам священники Аксиньинского храма совершают в часовне водосвятные молебны с акафистом и панихиды.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 1321. 1893-1920 гг.
Лит.: Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 699-700; Израилев А., прот. Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском у. М., 1889; Никольский А. Казанский Головинский общежит. жен. мон-рь близ Москвы // Кормчий. 1891. № 42. С. 496-498; № 48. С. 570-571; 1892. № 4. С. 46-47; № 5. С. 56-57; № 10. С. 116-117; № 12. С. 143-144; Казанский Головинский жен. мон-рь Московского у. близ Петровской академии. М., 1894; Руднев В. В. [Казанский Головинский жен. мон-рь] // Моск. ЦВед. 1897. № 3; Ярцев А. Прошлое и настоящее Головинского мон-ря // Моск. вед. 1900. № 211. С. 3-4; он же. То же // Лампада. М., 2007. № 3(54). С. 4-5; [Два фотоснимка к 25-летию обители] // Искры. М., 1911. № 30. С. 239; Казанский Головинский общежительный жен. мон-рь: По поводу 25-летия со дня учреждения общежит. обители, 1886-1911. М., 1911; Мария М. Головино // РА. 1915. № 9/10. С. 44-54; Схимонах Николай, иерод. Серафим и иеросхим. Иоанн // ЖПодв. Окт. 1994. С. 468-492; Зайцев М. Любовь к отечественным гробам: (Некрополь Казанского Головинского мон-ря, г. Москва) // Вечерний клуб. М., 1994. 30 апр. С. 4; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. Оптинского скита с духовными детьми. М., 1995. С. 62; Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 170-172; Храмы Северного округа. М., 1997; Бутовский полигон. 1998. Вып. 2. С. 202; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 94-95; Дамаскин. 2002. Кн. 6. С. 330-336; Никольский А. РПЦ: Храмы. Москва: Подворья. Монастырские храмы. Приходские храмы. Домовые церкви. Часовни: Энцикл. справ. М., 2003. С. 254-256; ЖНИР: Моск. 2005. Доп. Т. 1. С. 169-173; Шпильчин В. Г. Моя переписка с О. И. Кугушевой: Записано со слов В. Г. Шпильчина М. А. Климовой // Духовные традиции усадебной культуры рода Боратынских: Сб. мат-лов Всерос. науч. семинара. Тамбов, 2005. С. 193-196; Соловьев И., свящ. Церковно-приходская жизнь Москвы в нач. 1920-х гг.: По донесениям моск. благочинных архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову) 1922 г. // ЦиВр. 2010. № 50. С. 181-242.
Д. Б. Кочетов