располагался в Казани, на высоком мысу (Фёдоровский бугор) над р. Казанкой, на т. н. Старом городище. Первоначально мужской. История К. м. мало изучена, немногочисленные монастырские документы хранятся в НАРТ (Ф. 4: Казанская духовная консистория; Ф. 844: Троице-Феодоровский мон-рь). Небольшое описание обители составлено в 1910 г. игум. Людмилой (Ф. 4. Оп. 142. Д. 100).
К. м. основан в кон. XVI или нач. XVII в., до 1607 г. Основным благотворителем (и, по мнению нек-рых исследователей, основателем) К. м. был 1-й воевода Казани (1601-1604) кн. И. И. Голицын, пожертвовавший средства на строительство монастырских зданий, а также 25 сент. 1607 г. передавший в дар новой обители икону вмч. Феодора Стратилата, о чем свидетельствовала надпись на окладе: «Лета 7115 сентября в 25 день поставлен бысть сей образ в Казани на Старом Городище во обители святаго великомученика Феодора Стратилата, а поставил князь Иван Иванович Голицын» (см.: Богословский. 1900. С. 547). До XVIII в. К. м. чаще именовался в документах как «Феодоровский, что на Старом Казанском городище», а после упразднения в 1764 г. казанского Троице-Сергиева мон-ря стал называться Троице-Феодоровским. Поселение, постепенно разросшееся за мон-рем, стало носить название Фёдоровская слобода, к-рая с 1680 г. вошла в состав Казанского посада.
Настоятелями небольшой и небогатой обители являлись строители: в 1607-1615 гг.- Лаврентий, в 1615-1616 гг.- Порфирий, а затем - игумены Леонтий, Павел, Максим, Дамаскин, Исаия, Евфимий, в 1734-1738 гг.- Пимен (по ведомости за 1739 г. настоятеля в К. м. не было), в 1740-1744 г.- Азария, в 1744-1745 гг.- Илиодор, 31 марта 1745 г. удалившийся по болезни в казанский в честь Преображения Господня мон-рь. Ок. 1745 г. в К. м. проживали 13 монашествующих (в т. ч. игумен, казначей, 3 священника, 2 диакона, пономарь, просвирник, квасовар, поваренный, хлебенный, подкеларщик) и 5 бельцов (2 кузнеца, 2 конюха, игуменский келейник) (см.: ОДДС. Т. 18. Стб. 863-864; Т. 21. Стб. 782).
В нач. XVIII в. нек-рое время К. м. был приписан к Казанскому архиерейскому дому. В нач. 1725 г. судья Казанского архиерейского дома и настоятель казанского Преображенского мон-ря архим. Иона (Сальников или Сальникеев) без ведома Синода, «сам собою», приписал К. м. к вверенной ему обители. Вскоре новый архиеп. Казанский Сильвестр (Холмский), казанский вице-губернатор Н. Кудрявцев и др. инициировали разбирательство о «самоуправстве» архим. Ионы, в результате чего в 1727 г. К. м. вновь был приписан к Казанскому архиерейскому дому.
Указом архиеп. Казанского Сильвестра от 10 нояб. 1727 г. в кельях «малобратственной» обители разместилась Казанская архиерейская славяно-лат. школа (80 учеников, в т. ч. 10 из «новокрещенских детей»). В 1728 г. для школы, в которой к тому времени обучалось до 180 чел., в обители был построен отдельный корпус с покоями для учителей и студентов. Школа содержалась из казны архиерейского дома и частично из монастырских доходов. Для нужд учащихся также была отписана монастырская дер. Сидорово Казанского у. (Там же. Т. 16. Стб. 93). В 1733 г. славяно-лат. школа была переведена из К. м. в казанский Зилантов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь и в документах стала именоваться семинарией.
После 1764 г., при настоятеле игум. Иларионе, мон-рь был оставлен за штатом. В июле 1774 г., во время Пугачёвского восстания, К. м. подвергся разграблению. Частая смена настоятелей в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. также не способствовала благополучию обители. С 16 июля 1806 г. К. м. возглавлял игум. Арсений (Ɨ ок. 1830), впосл. настоятель казанского Кизического муж. мон-ря, благочинный казанских мон-рей. В 1818 г. по поручению Синода игум. Арсений был направлен в К. м. для освидетельствования имущества. С 18 нояб. 1820 г. в К. м. настоятельствовал игум. Анастасий, с 17 февр. 1821 г.- игум. Никанор, впосл. проживавший на покое в Седмиезерной пуст., с 22 окт. 1823 г.- игум. Иоасаф, с 17 янв. 1826 г.- игум. Иннокентий, затем возглавлявший Кизическую обитель, с 26 апр. 1829 г.- игум. Аркадий, с 15 марта 1830 г.- игум. Савва, с 19 авг. 1830 г.- игум. Елевферий, с 23 мая 1831 г.- игум. Гедеон. Известно, что в день памяти вмч. Феодора на братской трапезе дозволялись спиртные напитки - херес, портвейн, рябиновые настойки, закупались также сушеная сельдь, паюсная и щучья икра, семга, судак, осетрина (для пирога), сыр, оливки, «капарцы», лимоны (НАРТ. Ф. 838. Оп. 1. Д. 6. Л. 5).
После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю, в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани // Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109).
Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов.
Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым). Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева). К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в.
В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.
На фасаде собора, в центре, под карнизными тягами, находился образ Пресв. Богородицы, заключенный в круглый медальон - символический «круг славы». Позже на том же фасаде были расписаны 3 ниши с циркульными завершениями, симметрично расположенные между окнами нижнего уровня. Настенные росписи были и в прямоугольной нише фальшокна, на центральной апсиде. Также были расписаны плоскости стены под незамкнутыми бровками наличников окон на уровне 1-го этажа на протяжении трапезной, храма и апсид. Наличники сев. фасада не имели росписей. Вероятно, живопись была масляной, а не фресковой.
В соборе имелся 3-ярусный резной позолоченный иконостас, в Феодоровском приделе - одноярусный позолоченный резной с полукруглым завершением с 7 медальонами. В центральном медальоне находилось изображение Пресв. Троицы, по бокам - 12 пророков (по 2 в каждом медальоне), а на царских вратах вверху, в специальном медальоне,- образ Успения Пресв. Богородицы. Слева от царских врат Феодоровского придела находился местночтимый список (40×53 см) костромской Феодоровской иконы Божией Матери (в серебряном позолоченном окладе), подаренный в 20-х гг. XIX в. дворянкой О. А. Лукиной.
Среди др. чтимых святынь монастыря - икона вмч. Феодора Стратилата, пожертвованная кн. Голицыным в 1607 г., и икона Нерукотворного образа Спасителя, завещанная настоятелю митр. Казанским и Свияжским Тихоном (Воиновым; Ɨ 1724) перед кончиной. При пожаре 1829 г. в К. м. обгорела с обратной стороны чтимая Смоленская икона Божией Матери, но лик не пострадал. В ризнице хранилось Евангелие кон. XVII - нач. XIX в. В К. м. был создан рукописный сб. «Измарагд и Хронограф с дополнительными статьями» (ЦМиАР. КП 3945/71); возможно, над ним трудился писец Гавриил. Книга открывается «Словом пребольшим о Пресвятой Троице» и писцовой записью на полях о завершении работы над рукописью в Неделю Св. Троицы 1642 г. В сборнике имеются полистные записи XVII в., в т. ч. о вкладе книги в обитель Иваном Ивановичем Волынским по дяде Семене Васильевиче Волынском и его родителях.
К 10-м гг. XIX в. в К. м. имелись небольшая деревянная ц. во имя св. прор. Илии, братский корпус, деревянная ограда. К нач. XX в. в монастырский комплекс входили Троицкий собор, ограда (лишь частично каменная) со св. вратами, каменные одноэтажный корпус епархиального свечного завода, одноэтажный келейный корпус (XVIII в.), а также неск. погребов и др. служб. На берегу р. Казанки был построен 2-этажный деревянный на каменном фундаменте корпус (1901), на 1-м этаже к-рого размещалось 12 келий, а на 2-м - покои настоятельницы и рукодельная мастерская. На территории обители был разбит прекрасный сад.
Со 2-й пол. XVII в. ежегодно 20 июля совершался крестный ход с обретенными Казанской и Седмиезерной «Одигитрия» иконами Божией Матери из кафедрального Благовещенского собора в мон-рь.
К. м., согласно переписным книгам 1640 г., обеспечивали доходы с небольших деревень Макарово и Сидорово Казанского у. По ведомости, составленной в 1741-1745 гг., К. м. владел 15 дворами (13 крестьянскими и 2 бобыльскими). По генеральному освидетельствованию за мон-рем числилось 114 крестьян муж. пола, а также 52 четв. пашни и 22 копны сенных покосов. Неокладные доходы К. м. составляли 67 р. 42 к., среди них: 10 р. приносили мельницы, 17 р.- оброчные рыбные ловли, 13 р. 40 к.- лавки, 4 р.- продажа свечей, 20 р. 2 к.- «монастырские дворовые места» (ОДДС. Т. 21. Стб. 780-784). В нач. XX в. за счет пожертвований у монастыря появились новые угодья: 36 дес. 2294 кв. саж. cенных покосов у дер. Займище (ныне поселок в черте Казани) Казанского у., 2 лесных участка (50 дес. и 30 дес.) там же (на одном из них размещались дачи, сдававшиеся в летнее время в аренду), мельница «о 2 постовах» на р. Ноксе в Казанском у. Также обители принадлежал деревянный дом в Казани.
сестры К. м. организовали жен. трудовую общину, официально зарегистрированную 6 марта 1925 г.; Троицкий собор был обращен в приходский храм. К 1927 г. в общине числилось 67 чел., а в 1929 г., по данным ЦИК Татарской АССР, число прихожан составило 463 чел. В Казанской ц. служили свящ. Аркадий Владимирович Преображенский и диак. Михаил Федорович Петкевич. Решением властей от 10 апр. и 30 мая 1929 г. швейная артель и храм при ней были закрыты. Сестры обвинялись в том, что незаконно занимались швейным делом и «спекулировали» изделиями трудовой общины.
Последняя настоятельница К. м., игум. Ангелина (Алексеева), 2 июля 1923 г. оказала сопротивление захвату мон-ря сторонниками обновленческого «митрополита» Алексия (Баженова), деятелями обновленческой Казанской епархии. После закрытия трудовой артели игум. Ангелина проживала в Казани. В июне 1931 г. она была арестована по сфабрикованному делу о филиале Истинно православной Церкви в Татарской АССР и сослана в Северный край, затем вернулась в Казань. В дек. 1937 г. была вновь арестована, обвинена в «антисоветской клеветнической агитации», расстреляна в тюрьме НКВД. Среди др. сестер, подвергшихся гонениям,- послушница (монахиня?) Евфимия Петровна Петрова, арестованная 28 янв. 1930 г., обвиненная в «агитации против мероприятий Сов. власти» и 20 февр. того же года приговоренная к 5 годам лагерей (реабилитирована 26 марта 1990). В янв. 1930 г. часть сестер, изгнанных из К. м., поселилась в Раифском мон-ре.
С 1931 г. на территории бывш. обители размещались студенческое общежитие и столярная мастерская. В марте 1932 г. решением Президиума Казанского городского совета храм и обветшавшие монастырские строения были разобраны. На месте К. м. был устроен базар, в 80-х гг. XX в. возведен Ленинский мемориал, а в 1991 г.- Национальный культурный центр «Казань». Местонахождение чтимых Феодоровской иконы Божией Матери, образа вмч. Феодора Стратилата и др. святынь неизвестно.