(ок. 430, Диррахий - с 9 на 10.07.518, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 11 апр. 491). Из-за разного цвета глаз (голубой и черный) получил прозвание Δίκορος (греч.- с двумя зрачками). Состоял при дворе в должности декуриона силентиариев, имел репутацию честного человека и безукоризненного служащего. После смерти имп. Зинона А. с одобрения синклита и народа был возведен на престол вдовствующей императрицей Ариадной, вступившей с ним в брак (20 мая 491); претендовавший на престол брат Зинона Лонгин был сослан в Фиваиду.
Раскол с Римом, возникший на почве неприятия на Западе «Энотикона» Зинона (482), и последовавшая за этим Акакианская схизма определяли жизнь Церкви в правление А. В 488 г. он был одним из кандидатов на Антиохийский Патриарший престол и даже проповедовал в соборе Св. Софии, но Патриарх запретил его проповеди, подозревая его в сочувствии ереси Евтихия. При вступлении А. на престол Патриарх Евфимий потребовал от него письменного исповедания веры с признанием Всел. IV Собора в Халкидоне, к-рое тот и представил. Однако в дальнейшем А. стал придерживаться линии, заявленной в «Энотиконе»: пытался примирить монофизитов и православных, не принимая во внимание решения Халкид. Собора и утвержденных на нем определений Символов веры, что привело А. к разрыву с Патриархом Евфимием, к-рый был обвинен в несторианстве и сослан (496). Новый Патриарх Македоний II, принявший «Энотикон», поначалу поддержал раскол с папой, но вскоре взгляды императора и Патриарха резко разошлись. Если Македоний понимал «Энотикон» с позиций умеренной правосл. партии, то А. имел в виду сближение с монофизитами и признание за ними главенствующего положения. В столице усилилась монофизитская партия во главе сначала с Филоксеном, а затем с Севиром (в 512 занял Антиохийскую кафедру). Под их влиянием А. окончательно перешел на монофизитскую т. зр. в отношении Халкид. Собора, потребовав того же от Патриарха Македония. Правосл. партия столицы встала на защиту Патриарха, и в городе начались беспорядки, направленные против императора. Волнения удалось подавить, Македоний был смещен и отправлен в ссылку (511). Поставление нового Патриарха Тимофея сопровождалось репрессиями против правосл. партии, особенно монахов-акимитов. В ответ в столице вспыхнул бунт, в разгар к-рого А. явился на ипподром и выразил готовность сложить имп. сан. Толпа успокоилась и возгласила славословия императору, в городе был водворен порядок. Волнения, вызванные столкновениями партий, с особой силой прокатились по Сирии и Палестине, не обойдя и Египет. Это привело к жестокому противостоянию с Римом: папы, за исключением Анастасия II, занимали непримиримую позицию по отношению к политике К-поля. Во Фракии под знаменем защиты Православия против А. поднял мятеж военачальник Виталиан (514).
Воцарение А. положило конец засилью в К-поле исавров: они были изгнаны из столицы, к 497 г. было подавлено их сопротивление в самой Исаврии. При А. неоднократно происходили волнения столичных жителей, вызванные соперничеством цирковых партий . После смерти А. в казне осталось 350 тыс. фунтов золота, что было результатом продуманной политики в области финансового управления. Заслугой А. является и упорядочение деятельности судов, и реформа префектуры. При нем был отменен весьма обременительный налог, т. н. хрисаргирон. А. также время от времени освобождал от налогов население городов и местностей, пострадавших от стихийных бедствий и вторжений врагов.
Строительство на персид. границе крепости Дара и невыплата персам положенной по договору 422 г. суммы послужили причиной тяжелых византино-персид. войн. С зап. королевствами в царствование А. сохранялись нейтральные отношения. Через сев. границу в страну постоянно вторгались готы, гунны и герулы; в 517 г. произошло также первое известное вторжение за Дунай слав. племен, называемых в источниках того времени «гетами». К нач. VI в. придунайские земли сильно запустели; вторжения сев. варваров стали настолько простираться в глубь империи, что в 70 км от столицы пришлось соорудить от Мраморного до Чёрного м. т. н. Длинные стены.
Портреты А. известны по монетам времени его царствования. По мнению Р. Дельбрюка, А. был изображен на створке т. н. диптиха Барберини из слоновой кости (1-я пол. VI в. Лувр. Париж), где представлен император-триумфатор на коне. Однако с такой интерпретацией не согласны многие исследователи, прежде всего А. Грабар.