(Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в кон. XII в. или на рубеже XII и XIII вв. на сев. окраине г. Переяславля (ныне Переславль-Залесский), на сев.-вост. берегу Плещеева оз. Первым ктитором мон-ря мог быть прп. Никита Столпник, раскаявшийся в жестокости и др. прегрешениях княжеский тиун. Он пришел в обитель для принятия монашеского пострига после завершения строительства новых городских укреплений. Из летописей известно, что это событие произошло в 1195 г., когда Владимирский вел. кн. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «заложи… град Переяславль месяца иуля в 29 день на память святаго мученика Калинника; того же лета и срублен бысть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 412). Когда прп. Никита стал монахом, игумен благословил его принять обет молчания и затвориться в узкой «хлевине». Преподобный стал подвизаться, возложив на себя «железа тяжка» и кресты. Согласно Житию, близ мон-ря он ископал 2 колодца (по преданию, один из них сохр.). В нач. XIII в., после гибели подвижника от рук родственников (или разбойников), его железные вериги и кресты были чудесным образом обретены и возвращены в обитель.
Мон-рь неоднократно разоряли захватчики Переяславля и прилегавшей к городу территории, в т. ч. в февр. 1238 (нашествие монг. царевича Батыя), в 1252 (т. н. Неврюева рать), 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. Отношения с Московскими вел. князьями установились в 1302 г., когда переяславским князем стал буд. Владимирский, Московский и Новгородский вел. кн. Георгий (Юрий) Даниилович. Поскольку с кон. 1-й трети XIV в. потомки вел. кн. блгв. Даниила Александровича почти постоянно были правителями Владимирского великого княжества, они время от времени пребывали в Переяславле, посещали местные церкви и мон-ри. Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия, буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича, к-рого крестил прп. Сергий Радонежский (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно.
К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника (Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника.
Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий). В кон. XV в. прп. Даниил нек-рое время провел в обители, игуменом к-рой был его родственник, Иона (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 616). В 1540 г., после смерти прп. Даниила, свящ. Андрей начал собирать материалы к его биографии, чтобы составить Житие святого. Работу над ним свящ. Андрей продолжил в Москве, куда переехал в 1549/50 г., став царским духовником. Предания, связанные с П.-З. Н. м., к 1561 г. были включены им в «Книгу степенную» царского родословия (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 248-249). В 1-й пол. XVI в. интерес агиографов к Переславлю-Залесскому и его святыням не был случайным. Город входил в традиц. богомольный маршрут Московских вел. князей. Их поездки сопровождались посещением окрестных мон-рей Переславля-Залесского. Помимо вел. князей в обитель приезжали молиться и делать вклады сопровождавшие их родственники, бояре и служилые люди. Так, перед смертью 14 февр. 1521 г. угличский кн. Дмитрий Иванович Жилка завещал монастырю «селцо Микитино з деревнями на Оулече в Ванине слободе, что за Олешкою за Оупиным поместье» (ДДГ. № 99. С. 410).
Значение Переславля-Залесского и его обителей выросло в кон. 1-й четв. XVI в., когда Московский вел. кн. Василий III Иоаннович начал строительство новой резиденции - Александровской слободы (Пуришев. 1970. С. 15). Традицию выезда на богомолье вел. кн. Василия III, духовником к-рого стал старец Мисаил (Сукин), продолжил его сын, царь Иоанн IV Васильевич Грозный, крестный сын прп. Даниила Переславского. В 60-х гг. XVI в. он начал в мон-ре строительство каменной крепости.
Монашеская жизнь в обители не всегда отличалась благочестием. Это было связано с пострижением в монахи богатых вкладчиков, к-рые, оставаясь в мон-ре, иногда пытались сохранить черты светской жизни. Так, напр., поступал влиятельный старец Мисаил (Сукин), к-рый в окт. 1533 г. был вызван из Москвы в Волок Ламский по приказу умиравшего вел. кн. Василия III Иоанновича для сопровождения его при возвращении в столицу. В ночь на 4 дек. 1533 г. вместе с Московским митр. Даниилом Рязанцем он был участником пострижения монарха в монашество и свидетелем его кончины (Кром М. М. «Вдовствующее царство»: Полит. кризис в России 30-40-х гг. XVI в. М., 2010. С. 43, 47, 55). В 50-х гг. XVI в., будучи в П.-З. Н. м., старец Мисаил устраивал за свой счет «с крылошаны» большие пиры. В 1573 г. такое поведение монахов вызвало критику со стороны царя Иоанна IV (АИ. Т. 1. № 204. С. 383; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 178). Тем не менее долгое время старец Мисаил (Сукин) занимал высокое положение в обители, являясь царским советником. По этому поводу в 70-х гг. XVI в. кн. А. М. Курбский вспоминал, что иногда правитель Москвы созывал «соборище, не токмо весь сенат свой мирский, но и духовных всех, сиречь митрополита и градских епископов призывает и к тому присовокупляет прелукавых некоторых мнихов Мисаила глаголемаго Сукина, издавна преславного в злостях… и других с ними таковых тем подобных, исполненых лицемерия и всякого бестыдия дияволя, и дерзости». Царь Иоанн Грозный рассаживал их около себя «благодарне, послушающе их вещающих и клевещущих ложне на святых, и глаголющих на праведных беззаконие со премогою гордынею и уничижением». На этих соборах старец Мисаил (Сукин) принимал участие в осуждении обвиняемых «заочно» на том основании, что на очной ставке они «очаруют царя и нас погубят, аще приидут!». В сент. 1560 г. вопреки позиции Московского свт. Макария старец Мисаил (Сукин) интриговал против благовещенского протопопа Сильвестра, окольничего А. Ф. Адашева-Ольгова и их сторонников (Курбский. 2015. С. 122-123, 634, 641-642).
В правление царя Иоанна IV Васильевича статус П.-З. Н. м. среди др. обителей был достаточно высок, т. к. царь считал прп. Никиту Столпника небесным покровителем своей семьи. Будучи в Переславле-Залесском на богомолье, царь получил от святого, явившегося в видении никитскому игумену, «утешение» после смерти своего первенца, царевича Димитрия Иоанновича, и обещание рождения нового наследника. Иоанн Грозный подарил собору массивное бронзовое паникадило. Одновременно мон-рю были пожалованы земельные владения, вместо особножительного в обители был введен общежительный устав. Благодаря заступничеству прп. Никиты от тяжелой болезни был избавлен царевич Иоанн Иоаннович. Вблизи Переславля-Залесского род. буд. рус. царь Феодор Иоаннович. По-видимому, в связи с этими событиями в мон-рь поступили 2 шитые двусторонние хоругви с изображениями на одной образа Божией Матери «Одигитрия» и вмч. Никиты, на другой - вмч. Никиты и прп. Никиты Столпника (сер. XVI в.). Согласно позднему монастырскому преданию, они были связаны «с вкладом царицы Анастасии Романовны» (Сукина. Никита Столпник. 2013. С. 99). Сохранился также покров на гробницу прп. Никиты Столпника, вложенный в мон-рь царской семьей (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). 29 нояб. 1686 г. в описной книге Горицкого мон-ря упоминалась «розъезжая запись на пустошь Носково Никитцкого монастыря села Фалеева на крестьян, лета 7068-го» (Антонов А. В. Ист.-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII вв. М., 2013. С. 530). Основная часть даров поступала в П.-З. Н. м. от средних и мелких вкладчиков. Исключение составляет лишь завещание царского родственника Я. М. Годунова своей вотчины в Угличском у. обители в кон. XVI в.
Летом 1598 г. игум. Никон был участником Собора во главе с патриархом Московским и всея Руси свт. Иовом, к-рый обращался к конюшему и боярину Борису Феодоровичу Годунову, чтобы он согласился быть избранным на царство. 1 авг. 1598 г. в утвержденной грамоте на избрание царем Годунова упоминался «из Переславля Залеского Никицкой игумен Никон» (ААЭ. Т. 2. № 7. С. 42).
Несмотря на то что переславский служилый город в 1608 г. поддержал Лжедмитрия II, вотчины мон-ря были разорены интервентами и тушинцами. В связи с этим в 1608-1609 гг. переславцы обращались к пану Я. П. Сапеге, чтобы он помог им защитить свои владения и имущество. Среди подписавших грамоту был «Никицкой игумен Леонтей» (АИ. Т. 2. № 352. С. 420). Отряд переславцев в составе войск Сапеги участвовал в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители, был «Никитцкого монастыря служка Салтан Третьяков ранен из пищали», а «того ж… монастыря 4 человеки крестьян ранены, а 5 человек крестьян убиты до смерти» (Там же. № 237. С. 279). В 1611 г. Переславль-Залесский отказался подчиняться тушинцам. В результате карательного похода обитель подверглась 2-недельной осаде и разорению, из-за чего игум. Мисаил был вынужден нек-рое время скитаться «меж двор». Но реликвии мон-ря чудом уцелели.
После окончания Смуты обитель нек-рое время пребывала в упадке, но затем на нее обратила внимание царская семья. Во вкладной книге мон-ря отмечено, что в 1617 г. в обитель приезжал молиться царь Михаил Феодорович с царицей Евдокией Лукьяновной. Царь пожаловал местному образу прп. Никиты Столпника 14 золотых и плащаницу, к-рая была писана по зеленой тафте на левкасе и подложена «тафтою лазоревою». В 1619 г. Михаил Феодорович вложил в обитель медное паникадило с 36 шандалами, с яблоком, кистью и орлом наверху. Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) в 1629 г. прислал медное паникадило со страусиным яйцом, обложенным серебром. В кон. 20-х гг. XVII в. на царские пожертвования началось восстановление стен и башен обители, разрушенных в 1611 г. артиллерией сапежинцев. В писцовой книге 1628-1631 гг. отмечается, что рядом с принадлежавшей Троицкому Данилову мон-рю дер. Кичибухино, на р. Кипсе, находилось «селище Дорожаево, что взято по судному делу и по крепости» у П.-З. Н. м.
Рост авторитета обители среди др. мон-рей начался в 40-х гг. XVII в. В сер.- 3-й четв. XVII в. наиболее крупные пожертвования в мон-рь делали представители рода Милославских, остатки старинных вотчин к-рых находились в Переславском у. Их служебное и материальное положение улучшилось благодаря тому, что в 1648-1669 гг. Мария Ильинична, дочь Ильи Даниловича, была 1-й женой царя Алексея Михайловича. В 1657 г. боярин И. Д. Милославский и его жена Екатерина Федоровна вложили в П.-З. Н. м. новый покров на гробницу прп. Никиты, к-рый в XVIII в. был «реставрирован» их дальней родственницей Натальей Петровной Стрешневой (Яковлевой), супругой генерал-анфеша Петра Ивановича Стрешнева (Сукина. Никита Столпник. 2013. С. 99).
В 1677 г. вместе с властями переславского Троицкого Данилова монастыря крестьянин П. Меркульев брал в качестве оброка у П.-З. Н. м. мельничное место для строительства новой мельницы в дворцовом с. Поречье на р. Где в Ростовском у. (ДАИ. Т. 9. № 118. С. 347-348). В писцовой переписной книге Переславля-Залесского отмечено, что в 1677 г. в осадном дворе московского Чудова мужского мон-ря проживал дворник П.-З. Н. м. «села Красного бобыль Ондрюшка Костянтинов сын Хмылов», там же проживал другой дворник, а «на той же Никитцкой дворовой земле во дв(оре) их же м(онасты)рская бобылка вд(ова) Федоска Игнатьевская ж(ена) Трофимова» с 2 сыновьями. По данным росписи 1691 г., в Переславле-Залесском у обители имелся осадный двор, в котором проживало 2 дворника, а «того-ж Никитцкого м(онасты)ря бобыли живут особыми дворами» (Переславль-Залесский: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. 1884. С. 12-13).
Из-за политической опалы в правление царя Петра I Алексеевича Милославские стали меньше уделять внимание П.-З. Н. м., сократилось и число вкладов. Однако обитель поддерживали и другие. Так, по духовной грамоте от 11 июня 1690 г. вдовы Соломаниды Ивановны Аникеевой мон-рь должен был получить «в соборную церковь ризы, построя оплечья низанное жемчюгом и с каменьем, а жемчюг снять с дву ожерелей и с кокошника, что в сундуке в Вознесенском монастыре у старицы Агафии Ильиничны, а каменья выбрать из кокошника, изумруды и яхонты». За этот вклад она просила «написать в сеноники имя мое и сродичев моих» (АЮБДР. Т. 1. № 86/III. С. 564).
В 80-90-х гг. XVII в. П.-З. Н. м. посещал и даже останавливался в обители на ночлег в настоятельских покоях царь Петр I, когда приезжал на Плещеево оз. В связи с этим монастырские крестьяне получали различные заказы. После переезда царского двора в С.-Петербург отношение к обители изменилось. В 1735 г. из мон-ря была изъята каменная шапка, приписываемая прп. Никите Столпнику, и направлена в С.-Петербург в Синодальную канцелярию (ныне ее местонахождение неизв.). При Екатерине II Алексеевне обитель избежала секуляризации. В 1848 г. Переславль-Залесский обошла стороной эпидемия холеры, что было приписано помощи прп. Никиты Столпника. В связи с этим 21 июля был учрежден специальный крестный ход (всего их было 6). В 1861-1863 гг. в мон-ре на покое проживал архим. Феодор (Бухарев) (см. Бухарев А. М.). В 1896-1900 гг. настоятелем П.-З. Н. м. был архим. Исидор (Колоколов), одновременно являвшийся членом Переславского уездного училищного совета, председателем правления Об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам Переславского ДУ.
В кон. XIX в. монахи П.-З. Н. м. стали нарушать дисциплину и устав обители. В кон. 80-х гг. XIX в. из обители на исправление в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь был сослан иером. Кириак, который был осужден «за дерзости и нетрезвый образ жизни». «В арестантском отделении он провел 12 лет, а затем был помещен под надзор в среду братии бессрочно». В 1900-1901 гг. от этого затянувшегося ареста иером. Кириака освободил новый архимандрит обители, сщмч. Серафим (Чичагов) (Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002).
В 1918 г. П.-З. Н. м. был национализирован, а в 1923 г. окончательно закрыт. Мн. его святыни, культурные и художественные ценности сохранились благодаря тому, что были вовремя переданы в Переславский историко-художественный музей. На территории опустевшего мон-ря нек-рое время был уголовный притон, где скрывались преступники, прятавшие там награбленное. Затем здания мон-ря занимали различные учреждения, включая жен. колонию. С 1959 г. монастырские постройки были переданы в аренду совхозу «Рассвет», в кельях устроены склады и жилые помещения, школа для детей работников. В 1960 г. началась реставрация монастырского комплекса по проекту архитектора-реставратора В. И. Балдина, но не была завершена из-за прекращения финансирования. В 1984 г. обрушились центральная глава и часть сводов Никитского собора. Бедственное положение обители привлекло внимание общественности, но средства на ее реставрацию не собрали.
В дек. 1993 г. обитель была возрождена, началась реставрация ее построек, в т. ч. был восстановлен Никитский собор, в к-ром установили новый иконостас вместо утраченного в советское время. Главной святыней мон-ря являются мощи прп. Никиты, обретенные 29-31 мая 2000 г. и почивающие в раке, установленной на солее, у сев. стены Благовещенского храма. Рядом с мощами находятся вериги преподобного, возвращенные Переславль-Залесским музеем-заповедником. В П.-З. Н. м. проживает ок. 10 насельников, наместником с 1 апр. 1999 г. является архим. Димитрий (Храмцов).
Первоначальные деревянные постройки П.-З. Н. м. не сохранились. К их числу относились, напр., обетная ц. во имя св. Никиты Столпника и крест, поставленные ок. 1515-1521 гг. переславским диак. Евстафием (позднее игумен переславского Борисоглебского мон-ря) после исцеления у мощей преподобного. В 1528 г. по указу вел. кн. Василия III Иоанновича в обители начинается строительство на месте деревянной ц. вмч. Никиты каменного храма. При Иоанне IV после удачного похода на Казань был возведен большой, 4-столпный собор. Прежний храм (1528) был включен в его композицию в виде юж. придела прп. Никиты Столпника. На освящении собора 14 мая 1564 г. присутствовали царь, его 2-я жена, царица Мария Темрюковна Черкасская, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Афанасий, семья удельных князей Старицких - родственников государя. Это событие описано в «Повести о свершении церкви большия» и в Житии прп. Никиты Столпника (Тихомиров. 1958. С. 252-255). Впосл. Никитский собор неоднократно перестраивался, в результате чего получил обходные галереи, 8-скатная крыша была заменена 4-скатной (XVIII в.), стесаны дуги закомар.
Каменная теплая 5-главая ц. Благовещения Пресв. Богородицы с шатровой колокольней и трапезной палатой была построена в сер. XVI в. и перестроена в XVII в. В 1768 г. к Благовещенской ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца.
В 50-60-х гг. XVI в. вместо деревянной ограды возвели каменные стены и башни, к-рые превратили П.-З. Н. м. в хорошо укрепленную крепость. Над св. воротами была поставлена каменная шатровая ц. архангелов Михаила и Гавриила (не сохр.). В 1-й пол.- сер. XVII в. каменные стены и башни частично перестраивались. В 1702 г. за пределами мон-ря, на месте встречи прп. Никиты Столпника и исцеленного им Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича, была воздвигнута каменная часовня. К XVIII в. также относится строительство каменной часовни над столпом прп. Никиты Столпника, а также служебных корпусов. В 1831 г. вместо обветшавшей надвратной церкви была построена каменная 3-ярусная колокольня.
В кон. XIV - нач. XV в. по заказу властей П.-З. Н. м. была создана древнейшая редакция Жития прп. Никиты Столпника (Федотова. 2004. С. 289-300). Со 2-й пол. XVI в. в обители начали вести синодик, в который включали имена вкладчиков (ПЗИАХМ. № 4206). Его наиболее ранние списки относятся к XVII в. (Титов. 1903). После решения Стоглавого Собора 1551 г. в обители должна была быть заведена вкладная книга. Помимо переписки богослужебных книг в сер.- 2-й пол. XVI в. близость братии мон-ря к семье царя Иоанна IV Васильевича повлияла на написание и позднейшее копирование ряда историко-лит. текстов, к-рые прославляли обитель. Среди них следует отметить новую (Основную) редакцию Жития прп. Никиты Столпника, в этом тексте время жизни святого отнесено к более раннему периоду. В состав текста Жития вошли записи посмертных чудес прп. Никиты, зафиксированных в XVI в., «Сказание о царском хождении по святым обителям и о его царских чадах и о чудотворной воде от кладезя святого Никиты и о распространении монастыря» и «Сказание о совершении церкви большия Христова мученника Никиты», подробно описывающие неоднократные поездки на богомолье в переславские мон-ри семьи царя Иоанна IV Васильевича (Федотова. 2005. С. 309-331; Она же. 2007. С. 366-383). Тексты этих произведений использовались при написании «Книги степенной» царского родословия. В ней благодаря деятельности буд. митр. Афанасия самым подробным образом была освещена роль П.-З. Н. м. в богомольных поездках московских Калитовичей (Усачёв А. С. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009. С. 219-221).
В 1583 г. в монастырский синодик по царскому указу был включен приказной список опальных за 15 лет (т. н. Синодик опальных), в т. ч. казненных во время опричнины, на поминание душ которых царь Иоанн Грозный прислал в обитель щедрый вклад. В 1903 г. отрывки текста синодика были изданы А. А. Титовым, но с археографической т. зр.- крайне неудачно (Веселовский С. Б. Исслед. по истории опричнины. М., 1963. С. 351, 353).
В начале XVII в., во время Смуты, сильно пострадало имущество П.-З. Н. м., включая б-ку. Ее восстановление происходило за счет новых вкладов рукописных и печатных книг, а также за счет переписки обветшавших кодексов. В 1-й пол. XVII в. осуществляется переписка монастырского синодика; ведется создание новой редакции текста вкладной книги. В нее включаются сведения о вкладах за XVI - нач. XVII в., выписки из жалованных царских грамот, информация из таких монастырских документальных источников, как «тетради строения» и «приходные книги» (Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. № 46). Эти источники пополнялись в течение сер. XVII - 1-й пол. XVIII в. На смену вкладной книге, последняя запись в которой относится к 1757 г., в П.-З. Н. м. была заведена «Книга записная подаваемым в святые церкви от вкладчиков всякого звания вкладным вещам». Впервые она упоминается в 1758 г. (Левицкая, Сукина. 1996. С. 125-134).