Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОКЛАД
52, С. 511-520 опубликовано: 29 мая 2023г.


ОКЛАД

декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота, серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари. Происхождение слова связано со значениями «основывать», «строить» («окладывати»), «окружить», «покрыть чем-либо» («обложити»), «сделать металлическое покрытие» («оковати», см.: Срезневский И. И. Словарь древнерус. языка. М., 1989р. Т. 2. Ч. 1: Л-О. Ст. 640, 643; Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2000. Т. 6: Овадъ-покласти. С. 109; 2002. Т. 5: Молимъ-обятьнь. С. 504).

В нач. XX в. в России вместе с открытием древнерус. живописи получило распространение мнение, отрицавшее художественную ценность О. как поздних произведений, не связанных с иконописью (Сычев. 1976; Трубецкой. 1991; Муратов. 2008). Противоположного мнения придерживался свящ. П. А. Флоренский, указывавший на символическое и художественное выражение иконной «кузни», к-рую составляют О., риза, венчики, цата, ожерельица, убрус и проч. (Флоренский. 1993). При всем интересе к старине многочисленные серебряные О. икон в XIX - нач. XX в. еще не были систематизированы и исследованы (Никольский. 1915).

Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля).
Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля).

Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля).
Источником сведений по истории О. в Др. Руси являются церковные и монастырские описи, в к-рых фиксировали в первую очередь драгоценности О. и оценивали по ним достоинство иконы. По описям можно проследить все изменения, происходившие в драгоценном уборе чтимых икон. Учитывались также иконы, к-рые специально писали под О. не «на золоте», а «на красках», чтобы затем поля и фон обложить басменным (см. ст. Басма) или чеканным серебром.

Драгоценным металлом оковывали предметы любого размера, сделанные из различных материалов,- от миниатюрного костяного наперсного образка до деревянного тябла в иконостасе. Стиль и техника изготовления О., характер орнамента, надписей, священных изображений взаимосвязаны с иконографией, с размером иконы, а также с ее деталями. Форма, декор, стиль и техника изготовления драгоценных О. в разных художественных центрах имеют ярко выраженные региональные отличия. Благодаря золоченым серебряным О. краски на иконах заметно преображаются, становятся более насыщенными, а сами иконы обретают праздничный вид. Драгоценный О. всегда олицетворял «внеземной свет вечности».

Серебряные О., изготовленные в России, наследуют древнейшие традиции украшения визант. икон. Эти традиции получили широкое распространение во всем правосл. мире. Создание О. связано с культурой Византии - с торжественностью богослужения, с поклонением святыням и их украшением. Сложная символика золота с его интенсивно сверкающей поверхностью также связана с визант. культурной традицией, где оно являлось «образом света как истины и славы» (Аверинцев С. С. Золото в системе ранневизант. культуры // Византия: Юж. славяне и Др. Русь: Запад. Европа. Искусство и культура. М., 1973. С. 46).

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

Надписи на О., состоящие из разных по смыслу фраз, можно условно разделить на вкладные, литургические, поминальные, охранительные, с наименованием частиц мощей и др. (Игошев. 2009. С. 27-42). Изучение клейм, особых отметок мастеров позволяет точно датировать серебряные О. Самые ранние московские клейма относятся к 1651-1652 гг. В региональных центрах, как показали исследования М. М. Постниковой-Лосевой и ее коллег по хранению драгоценных металлов в ГИМ, до 1700 г. на серебряных изделиях клейма не ставили или могли поставить в Москве в Серебряном ряду (Золотое и серебряное дело. 1983. С. 119, 121, 129).

Технологические приемы изготовления О. сохранялись на протяжении средневековья. Серебряными и золотыми О. украшали деревянные кивории, раки, «поставные» и «вислые» светильники, деревянные посохи, предметы для святительских ризниц и храмового убранства. Вероятно, золотыми и серебряными деталями обивали наиболее значимые и почитаемые изображения на древнерус. фресках. В ярославских храмах в XVIII-XIX вв. отдельные изображения на стенописи были выделены чеканными венцами и окладами.

Для крепления металлических пластин О. к деревянной иконе использовали гвоздики или мастику, к-рая также предотвращала появление на тонком металле деформаций и вмятин. Перед креплением О. его оборотную сторону нередко покрывали клейкой смесью смоляной или восковой мастики с различными наполнителями, она встречается на басменных О. древнерус. икон, верхних крышек Евангелий, богослужебных крестов. В домонг. период гвозди нередко изготавливали из медного сплава, шляпки золотили; позднее небольшие гвоздики делали из медных сплавов или серебра с округлой плоской прокованной шляпкой. В 1634 г. для гвоздиков на О. Евангелия московскому мастеру Серебряного ряда С. П. Сорокину из царской казны было выделено серебра 31/4 золотника (Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 123). В XVI-XVII вв. гвозди изготавливали из проволоки на специальном инструменте - «гвоздильне» («гвоздильнице»), представлявшей собой 2 железные пластины с прорезанными на них желобками для гвоздей с небольшими расширениями в местах шляпки. Такой инструмент отмечен в монастырских документах: напр., 3 «гвоздильницы» - в Описи Спасо-Каменного мон-ря 1628 г. (Опись Спасо-Каменного мон-ря. 1628 г. // Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1985. Ч. 4. Вып. 1. С. 198). Гвозди для О., как правило, изготавливали в больших количествах ремесленники-«гвоздари»: в 1654 г. для басменных и чеканных О. на деревянные напрестольные кресты и деревянные крышки Евангелий в московскую Серебряную палату были куплены «окрепованные гвозди… 4000 трубных, 11 000 мелких» (Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 71). Купленные в 1627 г. для О. в строгановские мастерские в Сольвычегодске 22 узла с медными гвоздями («а в узле по 1000») свидетельствуют о налаженном производстве (Введенский А. А. Торговый дом XVI-XVII вв. Л., 1924. С. 32). В XIX в. О. крепились на фабричные гвоздики.

Покрытие золотом серебряных и медных О. икон, крестов, богослужебных книг и др. предметов на протяжении столетий производили традиц. способом амальгамного золочения. В XVI-XVII вв. в мастерские Московского Кремля из царской казны поступали для этих целей золотые монеты, как правило «угорские» (венгерские), т. е. такие, к-рые были чеканены по стандарту венг. дуката (Ширяков И. В. Золотая монета в России XV-XVII вв.: АКД. М., 2000. С. 10; Зверев С. В. Золотые и позолоченные монеты - привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля // Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 267). Мелко разрубленные и нагретые докрасна частицы золота растворяли в ртути, а затем густой смесью этих металлов (амальгамой) с помощью щетинной кисти покрывали лицевую поверхность предварительно очищенного и протравленного в кислом квасе или клюквенном соке серебряного оклада (об амальгаме: Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967. С. 47). После нанесения амальгамы серебряный предмет нагревали над жаровней с горячими древесными углями до испарения ртути (отсюда другое название способа - «через огонь»). Амальгамное покрытие было прочным, но дорогим; ложилось оно неравномерно, кроме того, наносило вред здоровью. В 1-й пол. XVII в. московские мастера часто применяли более рациональный прием золочения «через огонь» для нанесения прочного и равномерного слоя позолоты. Гладкие серебряные пластины басмы покрывали ртутью, а сверху накладывали тончайшие листы сусального золота, к-рые после испарения ртути прочно соединялись с поверхностью пластин. Остатки ртути удаляли нагреванием на горячих древесных углях. Затем на пластинах оттискивали орнамент. Для таких работ мастерам из царской казны выдавали листы сусального золота: напр., кормовому мастеру Серебряной палаты басманщику А. Фалееву в июне 1624 г.- 1000 листов, в апр. 1625 г. ему же с 8 товарищами - 1800 листов на золочение О. царских дверей и киота к чудотворному образу Пресв. Богородицы, «что у государева старого двора» (Троицкий. 1930. С. 132). Для изготовления листа сусального золота слиток драгоценного металла многократно проковывали, отжигали и снова многократно проковывали через прочную мембрану (напр., бычий кишечник). Мастера использовали специально приготовленные «открасы», позволяющие изменить цвет или оттенок золочения. В XIX в. технология амальгамного золочения уступила место гальваническому.

В XVI в. на новгородских землях и на Русском Севере венцы и О. делали в технике тиснения по левкасу с последующим золочением, т. о. имитируя басмы из золоченого серебра или золота для менее дорогих О. Венцы с коруной с целью воспроизведения уборов икон из драгоценного металла изготавливали из дерева и золотили. В Вологде над рублеными воротами с «дощатыми затворами» со стороны Гостиного двора была поставлена икона «Спас Нерукотворный» с ангелами, апостолами Петром и Павлом по сторонам, писанная на золоте, с деревянным резным золоченым венцом с коруной (Писцовые и переписные книги Вологды XVII - нач. XVIII в. / Подгот. к изд.: И. В. Пугач, М. С. Черкасова. М., 2008. Т. 1. С. 185-186). Деревянные венцы и цаты с резным орнаментом, а также тисненные на левкасе узоры, изображения и надписи передавали все особенности формы и декора металлических О., их венцов и цат (Соболев Н. Н. Рус. народная резьба по дереву. М., 2000. С. 423-424). Многочисленные примеры имитации золотых окладов икон были хорошо известны в Зап. Европе и Греции в XV-XVII вв., в России - в XVI в. (Игошев. Исслед. и атрибуция. 2005; Он же. Технические приемы. 2013). Нередко в XIX в., имитируя драгоценные О., украшали поля, свет и венцы иконы в технике чеканки по золоченому левкасу, повторяя гравированный узор с переплетающимися стеблями в виде ремней с отростками и листьями. Капли холодной эмали на таком орнаменте воспроизводили круглые кабошоны бирюзы и самоцветов, а надпись - технику черни.

В отличие от монументального и лапидарного стиля произведений предыдущего времени в XVII в. О. приобрели более утонченные формы и изящные пропорции, были богато украшены узорочьем. Стало заметно стремление к разнообразию и красочности орнаментации, миниатюрности лицевых изображений, многообразию используемых материалов и техник, органичному сочетанию всех частей О. между собой и с общей формой предмета. Для О. 1-й трети XVII в. характерны новшества. На накладных пластинках (дробницах) с именованиями икон для надписей изготавливали специальные чернила серого или черного цвета из нашатыря и купороса, что позволяло имитировать трудоемкую и дорогую чернь. В этот период царские и патриаршие иконописцы-знаменщики рисовали («знаменили») на серебре с помощью нестирающихся чернил особо заточенными гусиными перьями, способы очинки к-рых, а также рецепты чернил размещали в рукописных сборниках XVI-XVII вв. (Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении: Мат-лы для истории техники книжного дела и иконописи, извлеченные из рус. и серб. рукописей и др. источников XV-XVIII ст. [СПб.], 1906. С. 47; Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Др. Руси. М., 1935. С. 22-23). Знаменщики создавали для ювелиров также бумажные «образцы» - рисунки, сделанные пером, тушью или кистью. При переводе рисунка с бумаги на поверхность металлического предмета мастер использовал чекан канфарник, по которому наносили частые удары молотком. Дворцовые иконописцы-знаменщики вместе с мастерами золотого и серебряного дела выполняли большой объем работ в Серебряной, Золотой и Оружейной палатах, а также для Посольского приказа, Царицыной палаты и патриарха. От знаменщика во многом зависел художественный уровень будущего предмета. Примеры совместной работы ювелиров и знаменщиков отмечены в архивных документах. По указу царя Алексея Михайловича в 1654 г. ювелиры Серебряной палаты, 13 мастеров серебряного дела - кадашевцев (жители Кадашей, московской слободы) во главе с И. Кондратьевым по рисункам знаменщиков изготовили О. в техниках чеканки, басмы, гравировки и литья для 130 напрестольных крестов и 39 Евангелий. О. могли создаваться сериями. Изготовленные в 1654 г. 100 деревянных благословенных (напрестольных) крестов и их серебряные золоченые басменные О. имели разные детали декора. Изображения Распятия и святых на некоторых были литыми. На 15 деревянных крестах мастера выполнили О. серебряные, золоченые, чеканные и еще на 15 крестах - О. серебряные, золоченые, резные, «а сделав те кресты, велено прислать ко государю в поход». В подробной смете, к-рая была составлена в Серебряной палате, кроме перечисления необходимых материалов, оборудования, указания стоимости работ, имен чеканщиков, резчиков, литейщиков, позолотчиков приводятся имена 2 знаменщиков. Серийное изготовление 100 басменных крестов с литыми накладками значительно сокращало время работы и удешевляло их стоимость. В это же время было изготовлено 30 более дорогих и трудоемких крестов (15 - с чеканными серебряными О., 15 - с гравированными). В отличие от басменных О. с идентичными литыми дробницами каждый чеканный и гравированный О. требовал высокой квалификации мастера, к тому же больше времени уходило на его изготовление (Игошев. Серебряные и золотые напрестольные кресты // ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 495-496). В результате совместной работы иконописцев-знаменщиков и серебряников постепенно формировался новый стиль О., появлялись эталоны, на к-рые ориентировались др. мастера. Сириец архидиак. Павел Алеппский в сер. XVII в. отмечал изобилие икон в О. в жилищах не только рус. бояр, но и крестьян (Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 287).

Элементы О.

Поля О. идентичны полям иконы и образованы 4 орнаментальными тонкими металлическими полосами (парные боковые и парные горизонтальные), соединенными между собой под углом 90° или 45° и закрывающими доску с небольшими загибами полосок с 2 сторон: по краю (торцу) иконной доски и с др. стороны - по лузге. На полях О., как и на иконах, нередко изображали Деисус, избранных святых: напр., на О. Владимирской иконы Божией Матери 1-й трети XV в. в технике прочеканенной серебряной басмы - 16 поясных и ростовых фигур Деисуса и святых, разделенных розетками с плетенкой (СПГИАХМЗ). По краям полей делали гладкие или узорчатые канты, а в 1-й трети XVII в. припаивали трубочки («трубы») рядом со сканой нитью, как, напр., серебряный золоченый чеканный О. иконы «Св. царевич Димитрий», вложенной в 1607 г. царем Василием Шуйским в серпуховской Владычный мон-рь (СГИХМ). Во вкладной надписи, гравированной на крупной дробнице, закрепленной на свету, повествуется о «поставлении» образа в память о «междоусобной» битве на р. Восьме близ Серпухова 5-7 июня 1607 г. и о разгроме войска И. Болотникова. Самые мелкие детали - округлые венцы и цата украшены миниатюрным растительным узором из остроконечных листков, 4-лепестковых цветочных розеток, отростков на канфаренном фоне и круглыми кабошонами в оправках. С кон. XVII в. в структуре драгоценного убора рус. икон появляются изменения: «рамочные оклады» в виде 4 полос полей и венчиков, образующих рамку; они получили широкое распространение в России в XVIII в.

Светом

на Руси называли золотой или золоченый серебряный фон иконы, обложенный О., пластины к-рого, закрывающие центральную часть, также именовали «свет» или «оплечья» («оплечки»). Форма и размеры пластин были обусловлены иконографией (святой, праздник и др.), их крепили по сторонам лика над плечами иконописного изображения.

Дробницы с надписями,

именующими иконописные изображения, были, как правило, накладные, крепились на свету, на полях или на венце. Форма их была разной: круглой, в виде киотцев или прямоугольной с килевидными боковыми стенками; они исполнялись в разных техниках (гравировка, чеканка, басма, оброн, скань, эмаль, чернь). Иногда надписи делали непосредственно на полях, на свету или на венце иконы.

Венцы,

крепившиеся на нимбах, часто выделялись богато и тонко украшенным орнаментом, драгоценными камнями, жемчугом. Делались, как правило, из золота, золоченого серебра и отличались приемами работы, характером узора от др. частей О. Во 2-й пол. XVII в. часто изготавливались гладкие венцы с узкой каймой по краю, в Новое время - в виде прямых узких лучей, исходящих от лика.

Коруны,

как правило 5-частные, украшали венцы икон Богоматери и Христа. Самые ранние сохранились на золотом сканом венце с О. Боголюбской иконы Божией Матери (XIII-XIV вв., ГММК) и на сканом венце Владимирской иконы Божией Матери (10-30-е гг. XV в., ГММК; почти полностью закрыта дробницами XVII в.). Такие коруны состоят из 5 пластин прямоугольной формы с килевидными 3-частными завершениями, их украшают драгоценные камни и жемчуг. Коруны с зубцами-«городками», напоминающими готическую лилию, представлены на 3 золотых венцах, которые были изготовлены в мастерских Московского Кремля в сер. XVI в. западноевроп. ювелирами по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного для храмовой иконы «Св. Троица» письма прп. Андрея Рублёва из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ). Венцы декорированы чеканным орнаментом и разноцветной эмалью по чеканному рельефу, негранеными драгоценными камнями и жемчугом. Аналогичные венцы встречаются на др. окладах икон работы царских мастеров XVI-XVII вв. Коруны на таких венцах имеют от 3 до 9 зубцов. Во 2-й пол. XVII в. в Ярославле чеканные коруны по форме приближались к равностороннему треугольнику. «Городки» делали с остроконечным килевидной формы верхом, завершения «городков» украшали разноцветными камнями-бусинами или жемчугом. В это же время на коруне появились Деисус, изображения херувимов, серафимов, а по краям - парных фигур летящих ангелов. Поверх коруны располагались парные килеобразные узорчатые дуги, закручивающиеся внизу и сходящиеся вверху в центре коруны.

Цата

- особый элемент, характерный для Руси и неизвестный в Византии или на Западе. Ее происхождение Стерлигова связывает с древними типами украшений, которые уже в домонг. Руси были обычными приношениями иконе: с гривнами и монистами (Стерлигова. 2000. С. 153-156). В XIV в. и, вероятно, ранее появились украшенные сканым орнаментом и камнями серповидные гривны с 3 круглыми подвижными подвесками (лунницами), сделанные специально для приклада к иконе,- напр., серебряная цата XIV в. из частного собрания (Игошев В. В. Худож. металл XII-XIV вв. из собр. К. Воронина // Собрание К. Воронина: Иконы. Худож. металл: XIII-XVI вв.: Кат. / ЦМиАР М., 2017. С. 74-77, 152-153). Форма и технология изготовления этой цаты характерны для драгоценного убора русских икон XIV в.; подвески, напоминающие квадрифолии, крепятся к ней на шарнирах, декорированы камнями и закрепленными в конусообразных гладких гнездах стеклами, а также скаными завитками. Аналогичная цата XIV в. с 3 подвесками украшает икону «Богоматерь Умиление» (ГММК, см.: Стерлигова. 2000. С. 188-190), сходные по форме цаты ранее крепились к О. Боголюбской (ГММК) и Владимирской икон Божией Матери (СПГИАХМЗ, см.: Там же. С. 210-211, 219-220). Подобную форму имеют 3 золотые цаты, изготовленные западноевроп. и рус. ювелирами по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного в кремлевских мастерских в сер. XVI в. для иконы «Св. Троица» в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ). Ту же форму имеют цаты с крестообразными подвесками, украшенными сканым орнаментом с эмалью, работы строгановских серебряников кон. XVI - нач. XVII в. С оборотной стороны под цаты, подвижно крепившиеся на колечках к венцам икон, в XVI-XVII вв. подкладывали «подушечки участковые», вероятно сделанные из ткани с целью сохранности живописной поверхности.

Звезды

(«репьи») нередко украшали венцы. На рус. иконах Божией Матери и на их О., как правило, присутствовали 3 звезды - на челе и на плечах Пресв. Девы, показывающие «нетленное Ее девство». Звезды, обычно в виде 4-лепестковой цветочной розетки с остроконечными лепестками, лучами, иногда с камнем, закрепленным в центре, изготавливали в XIV-XVI вв. в техниках скани, басмы, чеканки. Напр., подобная звезда есть на венце Богомладенца на визант. О. иконы «Богоматерь Перивлепта» XIV в. (СПГИАХМЗ); отдельно хранится звезда с О. Боголюбской иконы Божией Матери (XIV в., ГММК, см.: Там же. С. 226. Ил. 61, 89); сканые звезды с крепящимися в центре камнями в кастах украшают серебряный венец 1-й пол. XVI в. Владимирской иконы Божией Матери (ГММК, см.: Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом мон-ре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 137. Ил. на с. 139). Басменные и расцвеченные эмалью сканые крестовидные звезды украшают венцы и цаты строгановских икон кон. XVI - нач. XVII в.

Убрус (очелье)

обычно закрепляли над живописным ликом Богоматери. Подобные детали О., составляющие единое целое с др. фрагментами драгоценного убора древнерус. Богородичных икон, именовались также «убрусцем», «очелейцем», «почелком», «почельем» и др. Под ликами Богоматери и Младенца закрепляли ожерельица, украшенные жемчугом и камнями. Такие детали, вероятно, имеют аналогии в деталях рус. народного жен. костюма.

Риза

закрывала центральную часть изображения Богоматери и Младенца, Спасителя и чтимых святых. Металлические или шитые жемчугом ризы оставляли прорезные открытые участки с изображениями ликов, шеи, кистей рук и ног. Нередко ризы изготавливали позже, чем остальные части О.: серебряные чеканный венец с высокой коруной и свет списка Владимирской иконы Божией Матери (ныне в храме Христа Спасителя) были сделаны московскими царскими мастерами в 60-х гг. XVI в., а чеканная серебряная риза - в 1722 г. (Игошев В. В. Исслед. и атрибуция драгоценного оклада иконы-списка «Богоматерь Владимирская» // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб., 2009. № 21. С. 30-36; Преображенский А. С. Атрибуционные заметки о нек-рых иконах XVI в. из российских и зарубежных собраний // ДРИ. М., 2017. [Вып.:] Визант. мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения: К юбилею Э. С. Смирновой. С. 336-340).

Приклад

сопровождал особо чтимые и чудотворные образы. Это было обетное приношение - подвешиваемые к венцам или к нижней части иконы на цепочках, лентах, плетеных шнурах монеты, кольца, жен. украшения - рясы, серьги, перстни, ожерелья, цепочки, браслеты и т. д. В XVI-XVII вв. в России сохранялись все типы приклада. Детали приклада светского характера из драгоценных металлов не являлись освященными предметами и поэтому часто служили материалом, из к-рого изготавливали О. и богослужебные предметы. Как драгоценные вотивы в дар иконам привешивались также предметы личного благочестия вкладчиков: панагии, нательные и наперсные кресты, наперсные образки и складни.

Вотивные подвески,

серебряные и золотые, с изображением исцеленных телесных органов («очи серебряные», «два зубка серебряных»), входили так же в состав приклада; они упоминаются в письменных источниках XVII в. (Опись Моск. Успенского собора нач. XVII в. // РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 225; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1990. Кн. 1. С. 220-224). Единственным примером такого приношения как священного предмета является подношение прп. Иоанна Дамаскина иконе Божией Матери в виде серебряной руки, впосл. ставшей частью извода этой иконы, которая получила название «Троеручица» (Игошев. 1997. С. 60-62; Он же. 2001. С. 255-274). Вероятно, к вотивным подвескам относятся «две золотые привески четырехугольной формы, пожертвованные Иваном Грозным», сохранявшиеся в ризнице новгородского Знаменского собора (Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новг., 1910. С. 215). 25 серебряных подвесок («амулетов») имелись в Ростовском музее церковных древностей (Путев. по Ростовскому музею церк. древностей. М., 1911. С. 24). Обычай бытования на Руси вотивных подвесок в XVI - нач. XX в. пришел из Византии; на Западе и на христ. Востоке (в частности, в Греции) бытование вотивных подвесок не прекращалось и существует доныне.

Разновидности окладов

В Др. Руси было принято оковывать складни (диптихи или полиптихи), как правило предназначенные для моления вне церкви,- в поездках, военных походах и т. д.: 3-створчатый деревянный складень был изготовлен троицким иноком Амвросием и им же украшен золотым О. в 1456 г. для игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиана, о чем сообщает надпись на торце складня (СПГИАХМЗ, см.: Ризница. 2014. Т. 1. С. 89-91). Родовые реликвии - складни «в меди» (меднолитые) также оправляли в серебро: 2 створки такого складня отмечены в описи 1642 г. новгородского Хутынского мон-ря (Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря, 1642 г. / Сост.: архим. Макарий (Миролюбов) // ЗРАО. 1857. Т. 9. Вып. 2. C. 432).

О. украшали односторонние или 2-сторонние наперсные образки из дерева, камня, кости и др. материалов, с резными изображениями - иконы «воротные» (от слов «ворот», «воротник»). Для них делали чеканные, басменные, сканые или гравированные узорчатые О., к-рые имели в верхней части колечко или оглавие на шарнире для подвешивания на шнурок или цепочку (Моршакова. 2013. С. 281-287). Такие иконки часто служили прикладами и упоминаются в монастырских и церковных описях: в описи 1549 г. Соловецкого мон-ря - деревянная «воротная» иконка с резным изображением свт. Николая Чудотворца в серебряном золоченом О. с 9 камнями (Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд. / Сост.: Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 42), в описи 1607 г. Старицкого Успенского мон-ря - «воротная» икона с резным изображением свт. Николая Чудотворца и св. Георгия на камне «домониде» в серебряном О. (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря, 7115-1607 г. Старица, 1911. С. 45).

Кресты, окованные металлом, бывают различных типов: напрестольные, воздвизальные, наперсные, запрестольные и др. Их О. из тщательно подогнанных и состыкованных тонких пластин золота, золоченого серебра были декорированы рельефными или гравированными изображениями Распятия, предстоящих, избранных святых, ангелов, а также узорами и надписями. Нередко богослужебный крест помещали в ставротеку, т. о. он становился иконой Креста, к-рую также украшали драгоценным О. Характером декора и технологическими особенностями отличаются О. крестов разного времени.

Напрестольное Евангелие как оберегаемая святыня имеет металлический О. с застежками. Крышки книги делали из дерева, обтягивали тканью, украшали дробницами из драгоценного металла или медного сплава с чеканными, литыми, басменными, резными священными изображениями и надписями. Структура убора богослужебной книги сложилась уже в раннехрист. период. На визант. и древнерусских памятниках домонг. времени золотые, серебряные или медные О. полностью закрывали верхнюю, а иногда нижнюю крышку и корешок переплета. На них имелись изображения Распятия, или Спаса Вседержителя, или креста, к ним крепили дробницы с образами евангелистов, иногда вместе с их символами, а также изображения Небесных сил, избранных святых. Иконография рельефных чеканных или литых евангелистов на металлических наугольниках и на среднике, украшающих верхнюю крышку Евангелий, часто повторяет иконографию лицевых изображений на миниатюрах или иконах. Нередко О. на Евангелиях XVII в. повторяют более ранние. Напр., в 1631-1632 гг. ведущий царский мастер Золотой палаты Г. Овдокимов «с товарищами» сделали для Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря золотой О. на Евангелие, богато украшенный эмалью и драгоценными камнями с чеканными изображениями Сошествия во ад и фигур 4 евангелистов в круглых дробницах (ГММК, см.: Мартынова. 2002. С. 74-75). Он копирует с небольшими изменениями золотой О. Евангелия 1571 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК). В 1635 г. Г. Овдокимов с К. Пестриковым в царской Золотой палате изготовили серебряный чеканный О. Евангелия для московского храма Спаса Нерукотворного, а в 1636-1637 гг.- золотой О. Четвероевангелия с чеканным Распятием и фигурами евангелистов для Троице-Сергиева мон-ря (ныне в РГБ, см.: Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 88; Игошев В. В. Вклад бояр Романовых в Троице-Сергиев мон-рь // Рус. искусство. 2013. № 3(39). С. 82-89). Оклад был выполнен на средства И. Н. Романова и вложен на помин души патриарха Филарета (Ф. Н. Романова). Наряду с русскими мастерами в работе над этим О. принимали участие западноевропейские ювелиры.

Значительно больше изготавливалось наборных О. (обиходных), предназначенных для ежедневного богослужения. На верхней деревянной крышке, обтянутой тканью или кожей, на гвоздях крепили отдельные дробницы с литыми, басменными, гравированными или чеканными изображениями - средник, 4 наугольника, иногда - дробницы с херувимами и фигурами святых. К нижней доске переплета по углам и в центре обычно крепили серебряные или медные жуковины («жуки») или дробницы («плащи») с выпуклыми полусферами. Иногда на верхнюю доску древнерусских обиходных Евангелий, так же как и на нижнюю, набивали простые гладкие жуковины разнообразной формы по образцам визант. и готических переплетов. Для сохранности рукописных книг верхнюю и нижнюю доски скрепляли 2 застежками. Серебряный наборный О. не только служил украшением, но и защищал от повреждений.

О. Евангелий постепенно переделывали, ветхие ткани заменяли новыми, обновляли книжные блоки. Иногда из простых предметов делали сложные и наоборот, при этом увеличивался или уменьшался размер Евангелия. Время выхода в свет книги может не соответствовать времени создания О., что также свидетельствует о переделках.

Еще в домонг. период серебряными или золотыми О. украшали деревянные раки рус. святых. В «Повести временных лет» говорится, что после перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в каменный храм в Вышгороде в 1115 г. вел. кн. Владимир Мономах украсил их деревянные гробы коваными серебряными и золотыми пластинами (ПВЛ. 1950. Ч. 1. С. 200). В XVI-XVII вв. московские мастера изготавливали большие деревянные раки, декорированные серебром. Стенки украшали крупными чеканными медальонами или дробницами фигурной формы с надписями, со сценами из Житий святых и с орнаментом, на крышках чеканили изображения святых в высоком рельефе. Группой рус. и западноевроп. мастеров были изготовлены серебряные раки с чеканными скульптурными изображениями на крышке (некоторые - с золотыми крышками): в 1531-1535 гг.- для святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, в 1555-1585 гг.- для прп. Сергия Радонежского, в 1585 г.- для свт. Ионы, митр. Московского, в 1587-1588 гг.- для Василия Блаженного. С 1555 по 1585 г. над изготовлением рак трудились ок. 20 рус. и иностранных мастеров, к-рых по окончании работы наградил царь Феодор Иоаннович (Забелин. 1853. С. 112-135). В 1-й пол.- сер. XVII в. в кремлевских мастерских были сделаны аналогичные серебряные раки: царевича Димитрия (1628-1630, в 1812 рака была похищена, сохр. только крышка с чеканным изображением царевича Димитрия в рост, ГММК, см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле / Авт.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 205-206), прп. Кирилла Белозерского (1643; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. Русского музея. Л., 1985. С. 202. Ил. 68, 69), прав. Анны Кашинской (1651-1652). Серебряные раки Ярославским чудотворцам, св. князьям Василию и Константину, в 1653 г. по указу царя изготовили 6 мастеров серебряного басменного дела Барашской слободы (Троицкий. 1928. Вып. 1. С. 45, 50, 51); они же делали серебряные О. для икон в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Золотые саркофаги не сохранились. В окт. 1608 г. в ростовском Успенском соборе поляками была рассечена на части золотая рака свт. Леонтия Ростовского «весом пол 9 пуд» (8,5 пуда - ок. 136 кг), погибла рака свт. Исаии Ростовского (Богданов А. П. Краткий ростовский летописец кон. XVII в. // СА. 1981. № 6. С. 35; Дневник Марины Мнишек / Пер.: В. Н. Козляков. СПб., 1995. С. 127-128). В XVI-XVII вв. О. рак, как и икон, украшали растительным узором, тисненным по левкасу, или вырезали из дерева с последующим золочением, имитируя драгоценный металл, особенно на новгородских землях и на Русском Севере.

Серебряными и золотыми пластинами оковывали патриаршие деревянные посохи, символы власти. В нояб. 1627 г. такой О. на посох патриарха Филарета (Романова) изготавливали патриаршие жалованные мастера В. и И. Васильевы; в окт. 1630 г. мастер В. Васильев оковывал серебром детали нового патриаршего посоха, из пальмового дерева, включавшего золоченый верх с крестом, 4 яблока, 9 трубок и наконечник (Троицкий. 1914. С. 40-41).

О. XVIII - нач. XX в.

На серебряных О. рус. икон Нового времени, как правило, отпечатаны клейма: города, пробирного мастера, владельца ювелирной мастерской, фабрики или торгового дома, а также - именник (личное клеймо) мастера, позволяющие точно датировать эти произведения и, кроме того, связать их с определенным художественным центром, мастерской. На О. в XVIII-XIX вв. делали надписи.

Начиная с XVIII в. на иконах перестали делать ковчег, поэтому изменилась форма О., нарушилась его структура. С этого времени О. изготавливали из больших тонких серебряных пластин прямоугольной формы с накладными венцами и с просечными открытыми участками для иконописных ликов и рук. Слитки металла прокатывали в тонкие серебряные и золотые пластины на механических вальцах, что позволяло получить листы для цельнометаллических О. на храмовые иконы, напрестольные Евангелия и др. В XVIII - нач. XX в. наряду с ручными приемами широко применялись технологические операции, связанные с машинным производством: штамповка, вальцевание, гальванопластика, гильоширование и др. О. 1-й пол. XVIII в., как правило, декорированы растительным орнаментом, характерным для произведений предыдущего столетия, в сочетании с барочными мотивами - чеканными связками плодов, травами, ягодами и цветами. Часто отсутствует четкая граница между полями и светом иконы, а размеры металлических венцов не совпадают с размерами и формой иконописных нимбов.

На серебряных О. икон 1-й трети XIX в. в стиле русского классицизма находят отражение эстетические идеалы античной классики. Поля, венцы и свет украшали чеканным или гравированным растительным орнаментом. Широко использовался античный орнамент - вазы и гирлянды, высокорельефные цветочные розетки в квадратных клеймах. Иконные венцы декорировали прямыми лучами, зубчатыми по краю. В 40-60-х гг. XIX в. серебряные О. создавали в стиле «второго барокко», их орнамент насыщен завитками, раковинами, стилизованными растительными элементами, дробницами с чеканными и гравированными надписями или с надписями, выполненными черной финифтью по белому фону. На серебряных О. «исторического стиля» сер.- 2-й пол. XIX в.- в период эклектики, смешения стилей различных эпох - наблюдается особый интерес не только к рус. орнаменту, но и к истокам церковного искусства. Во 2-й пол. XIX в. был распространен русско-визант. стиль, воспроизводивший элементы древнерус. и визант. серебряных предметов в сочетании с деталями орнамента других стилей. О. украшали чеканным узором вьющихся трав по гладкому фону, с 8-лепестковыми цветочными розетками по углам, с орнаментом из гладких плоских переплетающихся ремней и стеблей со стилизованными листьями и отростками. Подобный эклектичный узор, почерпнутый большей частью из атласов и альбомов по орнаменту, встречался до кон. XIX в.

В XIX в. создавались ювелирные мастерские и фабрики, а также др. предприятия, к-рые специализировались на производстве О. наряду с разнообразными произведениями церковного искусства из металла, как уникальных, так и в малых партиях и массовых тиражах. Художественный и технический уровень их исполнения достигался благодаря сотрудничеству с архитекторами, с художниками и со скульпторами. При крупнейших ювелирных фабриках были открыты рисовальные классы, где проходили практику студенты художественно-промышленных уч-щ (Строгановского уч-ща в Москве и Центрального уч-ща технического рисования, основанного бароном А. Л. Штиглицем в С.-Петербурге), осваивая техники серебряного и золотого дела с ориентацией на национальные формы и декор. Совет Строгановского уч-ща ежемесячно организовывал конкурсы, задания для к-рых давали владельцы мастерских, фирм и фабрик, в конце месяца избиравшие 3 лучших рисунка из числа 40-50 композиций. Ученики старших классов Строгановского уч-ща выполняли проекты иконостасов, царских врат и др. предметов в «старом русском стиле» и в стилистике рус. модерна. С 1897-1898 гг. директор уч-ща Н. В. Глоба направлял учащихся в Германию, Австрию, Англию, во Францию для «ознакомления с постановкой художественно-промышленного образования». В летнее время были организованы практические занятия учеников на ведущих зарубежных и отечественных предприятиях художественной промышленности.

Стиль русского модерна возник в церковном искусстве России в кон. XIX в. и достиг расцвета в нач. XX в., он оказал значительное влияние на предметы драгоценной церковной утвари и храмового убранства. О. в стиле русского модерна (новорусском) отличаются большим разнообразием форм, орнаментации и технологических приемов ручной и машинной (механической) обработки металлов. Драгоценный убор заметно преображает икону, темперную или написанную маслом, позволяет воспринимать ее как цельное произведение без нарушения стилистического единства. На О. плавные, изменчивые формы европ. модерна совмещались с рус. мотивами орнамента и элементами раннехрист. символики. В новорус. стиле делались О. для храмов С.-Петербурга (напр., для царского собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери или для ц. во имя прп. Серафима Саровского, проекты были сделаны В. М. Васнецовым, активное участие принимали московские художники и ювелиры, в т. ч. мастерская Ф. Я. Мишукова (см. ст. Мишуковы)) (напр., О. иконостаса и церковная утварь для Марфо-Мариинской обители по эскизам А. В. Щусева, мастерская Мишукова, 1912).

В нач. XX в. в стиле рус. модерна работали ювелиры Торгово-промышленного товарищества «П. И. Оловянишникова сыновья». Разнообразные формы и декор О. большей частью выполнены по проекту главного художника Оловянишниковых - С. И. Вашкова, стремившегося воплотить идеи романтического отношения к национальному наследию, синтеза искусств и возрождения художественных ремесел. Поиск особого стиля заключался в простоте формы, органично связанной со скупым декором, сдержанной цветовой гаммой камней и эмалей, оксидированного цвета «старого» серебра и золочения, полированных и фактурных поверхностей предмета. Оборот образа часто обтягивался парчовой тканью с пышным орнаментом в древнерус. или визант. стиле. Гладкие поля украшались сканым орнаментом с узорами повторяющихся пышных цветов с остроконечными лепестками и каплевидными листками, залитыми темно-синей и зеленой эмалью. О. имели вид рамок простой или фигурной формы, их ажурная разновидность - кружевная сетка скани, состоящей из многочисленных небольших колец с 3 или 4 завитками, напоминала витраж или кованую миниатюру. Изготовление подобных О. преследовало цель сохранить древние традиции иконопочитания, выраженные в покрытии образа драгоценным металлом, и одновременно позволяло видеть краски иконы. Ажурная серебряная скань в О. не является открытием стиля рус. модерна, такой прием был известен ранее: напр., О. 1-й трети XIV в. серб. работы для надгробной иконы свт. Николая Чудотворца, дара царя св. Стефана Дечанского (1321-1331) собору в Бари (ризница собора в Бари), сканые О. работы московских и вологодских мастеров XVIII в. (ныне в ГИМ, СПГИАХМЗ, СИХМ).

Аналогичные О. изготавливали по проектам Вашкова в мастерских К. И. Конова, И. А. Алексеева, И. Е. Бутузова, Д. Л. Смирнова, С. И. Жарова (ныне в ГММК, ГМИР, ЦМиАР). Яркой особенностью обладают венцы - отполированные, как правило, без отгиба (бортика) по внешнему краю, украшенные лишь золочением, иногда - гранеными камнями или кабошонами в круглых или овальных гладких кастах. Своеобразие венцов проявляется в демонстрации его тонкого внешнего края, в то время как на всех древнерусских чеканных или гладких венцах к внешнему краю припаивалась серебряная полоска, а на басменных делалась деревянная подложка для впечатления массивности драгоценного убора. Конструкция убора напоминает визант. серебряные О. на Евангелия с наугольниками в виде глаголей. Прямоугольная форма нередко дополнялась скругленными углами, что вело к усложнению их изготовления - к внешнему и внутреннему краю по периметру с оборота припаивались тонкие серебряные полоски, придающие массивность предмету. Такой прием является новацией стиля рус. модерна.

Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до кон. XVII ст. СПб., 1853; Москвич. Строгановское центр. уч-ще тех. рисования в Москве // Искусство и худож. промышленность: Ежемес. иллюстр. изд. Имп. об-ва поощрения художеств. СПб., 1899. Март. С. 292-293; Сб. композиций учащихся в Строгановском училище. М., 1900. Вып. 1; Вашков С. И. Религиозное искусство: Сб. работ церк. и гражданской утвари, исполненной т-вом П. И. Оловянишников и сыновья. М., 19112; Catalogue des ustensiles d'église et des objets civiles exposés a l'exposition international. Moscou, 1911; Поселянин Е. Рака и сень по проекту С. И. Вашкова над мощами прп. Павла Обнорского // «Светильник»: Религ. искусство в прошлом и настоящем. 1913. № 4/5. С. 16-18; Георгиевский В. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена // Там же. 1914. № 9. С. 11; Троицкий В. И. Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914; он же. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928. Вып. 1; 1930. Вып. 2; Никольский В. История рус. искусства. М., 1915. Т. 1. С. 159; Постникова М. М., Мишуков Ф. Я. Изделия из драгоценных металлов // Рус. декоративное искусство. М., 1962. Т. 1. С. 335-374; Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. / Авт.-сост.: Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. М., 1967; Сычев Н. П. Древлехранилище памятников рус. иконописи и церк. старины // Он же. Избр. тр. М., 1976. С. 164; Флоренский П. А. Иконостас // Он же. Иконостас: Избр. тр. по искусству. СПб., 1993. С. 144; Постникова-Лосева М. М. Рус. золотая и серебряная скань. М., 1981; Золотое и серебряное дело XV-XX вв. / Авт.-сост.: М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова. М., 1983; Рус. серебро XIV - нач. XX в. из фондов Гос. музеев Моск. Кремля / Авт.-сост.: С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1984; Трубецкой Е. Н. Россия в ее иконе // Он же. Три очерка о рус. иконе. М., 1991. С. 107; Скурлов В. В., Смородинова Г. Г. Фаберже: Придворные рус. ювелиры. М., 1992; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV в. М., 1996; она же. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XV-XVII в. М., 2008; Игошев В. В. Ярославское худож. серебро XVI-XVIII вв.: Кат. М., 1997; он же. Символика окладов икон XV-XVII вв. // ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 111-122; он же. История бытования вотивных подвесок в России в XVII - нач. XX в. // Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова, 22-24 апр. 1998. М., 2001. С. 255-275; он же. К вопросу о генезисе ярославского типа драгоценной церковной утвари 2-й пол. XVII-XVIII вв. // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 119-130; он же. Исслед. и атрибуция тиснения по левкасу на иконах XVI в. // Исслед. в консервации культурного наследия: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / ГосНИИР. М., 2005. С. 108-117; он же. Атрибуция серебряной басмы и тиснения по левкасу XVI-XVII вв. на иконах из Архангельского музея изобраз. искусств // Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Ст. и мат-лы / Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 216-229; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009; он же. Технические приемы декорации нимбов и фона на поствизант. иконах // Греч. иконы и стенописи XII-XVI вв.: Сб. ст. / Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, О. Е. Этингоф. М., 2013. С. 224-231; он же. Драгоценный убор икон «Богоматерь Казанская» кон. XVI-XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: Сб. ст. Каз., 2016. С. 50-57; он же. Окладные иконы рус. модерна из собр. С. Ю. Николаева // Горшкова В. В., Игошев В. В., Юхименко Е. М. Идеальный образ рус. модерна: Иконы в окладах из собр. С. Ю. Николаева. М., 2016. С. 52-68; он же. Серебряная рака прп. Сергия Радонежского и аналогичные саркофаги XVI-XVII вв. работы царских мастеров // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Духовное служение Отечеству: Мат-лы IX междунар. науч. конф. 16-17 окт. 2016 г. Серг. П., 2016. С. 324-340; он же. Строгановское худож. серебро XVI-XVII вв. М., 2018; Павлова И. А. Серебряная утварь московских фирм кон. XIX-XX вв. // Москва - в нач. XX в. М., 1997. С. 271-284; Мунтян Т. Н. Фаберже: Великие ювелиры России. М., 2000; Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926). М., 2002. 3 т.; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002; Шульгина Е. Н., Пронина И. А. История Строгановского училища, 1825-1918. М., 2002; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005; Муратов П. П. Рус. живопись до сер. XVII в.: История открытия и исслед. СПб., 2008. С. 22; Академик Имп. АХ Н. В. Глоба и Строгановское училище. М., 2012; Моршакова Е. А. Древнерус. мелкая пластика: Наперсные кресты, иконы и панагии XII-XV вв. М., 2013; Ризница Св.-Троицкой Сергиевой лавры / Сост.: Л. М. Воронцова, Г. П. Черкашина, Л. А. Шитова. Серг. П., 2014. 2 т.
В. В. Игошев
Ключевые слова:
Декоративно-прикладное искусство Оклад, декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота , серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари
См.также:
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII - кон. IX в.
КЕРАМИКА изделия из обожженной глины (в т. ч. в смеси с др. веществами) прикладного или декоративного назначения; одно из древнейших умений, распространенное в связи с доступностью материала и технологий обработки
КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря
КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.)